Вынесено предупреждение Свидетелям Иеговы в Вилючинске

19 февраля 2016 года прокуратура Камчатского края вручила главе местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Вилючинск" Сергею Селезневу предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Поводом стали результаты проверки информации о том, что в июле 2015 года члены общины дали жительнице города ряд печатных изданий, в том числе брошюру "Свидетели Иеговы кто они? Во что они верят?", в 2009 году запрещенную решением Ростовского облсуда и внесенную в Федеральный список экстремистских материалов по номером 523.







Ранее, в сентябре 2015 года, прокуратура объявляла руководителю вилючинской организации Свидетелей Иеговы предостережение о недопустимости нарушений антиэкстремистского законодательства. Это произошло после того, как Селезнев обратился в прокуратуру, желая оспорить запрет на распространение религиозной литературы, наложенный на общину администрацией города.

http://www.sova-center.ru/

На пути к запрету веры

Предложение архангельских депутатов заключается в необходимости определения понятия «миссионерская деятельность» и предоставлении субъектам федерации права устанавливать порядок осуществления религиозным объединением миссионерской деятельности.

Согласно пояснительной записке к проекту, «в настоящий момент отсутствуют механизмы контроля за деятельностью миссионеров, в том числе прибывших из-за рубежа, проповедующих на территории России». Поэтому, по мнению законотворчев из Архангельска, «защита граждан РФ, религиозных объединений от действий лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, проповедующих религиозные взгляды от имени религиозных объединений и не являющихся уполномоченными религиозными объединениями на указанную деятельность, сегодня приоритетна для органов государственной власти, представителей Русской православной церкви и других традиционных конфессий страны».







В пример депутаты приводят, вероятно, законодательство Белгородской области, в котором присутствуют признаки антиконституционности, считая, что «принятие законопроекта позволит упорядочить деятельность религиозных объединений, осуществляющих миссионерскую деятельность на территории РФ, а также будет способствовать защите конституционных прав граждан страны».

Разумеется, уже привычный микст из безграмотности и клерикальной ангажированности группы «народных избранников» сегодня мало кого может удивить. Но все же, депутатам, берущимся за вопросы, связанные с религией, стоило бы знать, что понятие и обозначающий его термин «миссионерская деятельность» давно существует в научном религиоведении и расшифровывается вполне определенным набором признаков. Являясь неотъемлемым свойством религиозных сообществ и людей, миссионерская деятельность, кроме того, гарантирована религиозным организациям соответствующими статьями Конституции РФ и ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях.

Главным признаком нелепости самой мысли об ограничении (а законопроект направлен именно на это) прав граждан и людей в целом на свободное исповедание своей веры (что и составляет по существу миссионерскую деятельность) выглядит попытка градации разных вероисповеданий по усмотрению, вероятно, самих депутатов, либо клерикального лобби, поддерживающего органичения религиозной свободы в Российской Федерации.
По всей вероятности, появление данной идеи могло быть обусловлено не правовыми, а политико-идеологическими причинами, которые диктуются общей тенденцией к изоляционизму и конфликтности, вызванной попытками оправдания неквалифицированного администрирования в стране. Одним из катализаторов процесса внедрения в законодательство малоадекватных норм ради сиюминутного нивелирования искусственно созданных проблем, по всей видимости могла стать инициатива, предложенная со стороны РПЦ МП  в августе 2015 года.

Инициативу о введении понятия «иностранный агент» для религиозных организаций в ту пору озвучил во время встречи с депутатами ГД заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион. Опираясь на введенную в 2012 году в российское законодательство норму, обязывающую финансируемые из-за рубежа политические НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, монашествующий священнослужитель предложил в этом ключе «проработать вопрос и по отношению к религиозным организациям». При этом, противоречие между представляемым им «миссионерским отделом», призванным к исповеданию православия и несвойственными такой миссии функциями, депутатов не смутили.

Уместно уточнить, что мероприятие, на котором церковный чиновник сделал это заявление, было «круглым столом» в Госдуме на тему «Секты и деструктивные культы как вызовы национальной безопасности России». А заодно напомнить, что мифологема об «опасности», которую представляют для России религиозной миссии, которую исполняют законно зарегистрированные Минюстом РФ религиозные организации, усердно насаждается клерикальными «миссионерами» в процессе дискриминации прав и преследований российских православных вне юрисдикции РПЦ, протестантов, Свидетелей Иеговы, мормонов, последователей индуизма, сторонников возрождения традиционного язычества и др.

http://www.religiopolis.org/

Ученые не захотели быть инструментом гонений на верующих

Ситуация вокруг использования религиоведческой экспертизы в качестве инструмента гонений в России стала критической. В 2009 году возмущение научного сообщества и тысяч верующих было вызвано назначением главой Экспертного совета при Минюсте РФ радикального сектоборца Александра Дворкина. Затем экспертиза стала все чаще использоваться для того, чтобы ликвидировать те или иные церкви движения, признать их экстремистскими, а верующих экстремистами. Появились и другие опасности – религиоведение стали заменять на кафедрах в вузах теологией, а сектоборцы объявили себя учеными-религиоведами. Оказалось, что проблема намного глубже разногласий между светскими исследователями и православными сектоборцами – проблема в сохранении многообразия религиозной жизни в России.








Как действовать в условиях хаоса и беспредела? Этим вопросом задавались участники всероссийского совещания «Проблемы религиоведческой экспертизы», организованном Центром религиоведческих исследований «Религиополис». Ведущими дискуссии были профессор Екатерина Элбакян, публицист Михаил Ситников, адвокат Инна Загребина. В обсуждениях приняли участие ученые со всей страны – от Владивостока до Петербурга, а также адвокаты Славянского правового центра – Анатолий Пчелинцев и Владимир Ряховский.

Ученые предложили целый ряд рекомендаций для разрешения ситуации.

Усилить религиоведческое сообщество, создав профессиональную организацию, возможно, с общественным лицензированием экспертов. Сообщество должно также оперативно реагировать на оскорбительные материалы в СМИ и давать оценку недобросовестным экспертизам. К таковым была отнесена и экспертиза Ларисы Астаховой из Казани – она признала Церковь Саентологии нерелигиозной организацией, как и просили правоохранительные органы и Минюст РФ. Было выражено сожаление, что после окончания научной карьеры Астахова выбрала сектоборчество.

Издать учебник или учебные пособия по религиоведческой экспертизе, где бы описывались и все методологические подходы, основные понятия и параметры экспертизы, законодательство в этой сфере. Социологи и религиоведы также подчеркнули важность работы по созданию региональных справочников по религиозным организациям, что помогает и общественности и чиновникам опираться на научный материал, в случае незаконных требований со стороны миссионерских отделов РПЦ ограничить деятельность тех или иных церквей.

В связи с экспертизой также остро встает вопрос личной ответственности ученого перед законом и перед религиозными общинами. Многие исследователи отмечали значение объективности, научной отстраненности от объекта исследования, что однако выглядело наивно на фоне ряда безобразных экспертиз. К примеру, главой Экспертного совета при Минюсте РФ является не религиовед, а специалист по уголовному праву – Т. Бурковская, которая, при этом, подписывает все экспертизы (несколько десятков по церквям и движениям Крыма, например). Библию издания Свидетелей Иеговы в Петербурге не признала Библией Н. Крюкова – математик по образованию. Эта же Крюкова признавала экстремистским фильм «Невинность мусульман» и футболку с надписью «Православие или смерть!».

В большинстве случаев, получается, что религиоведческая экспертиза используется крайне волюнтаристски из-за отсутствия четких правил. Но в религиоведении и не может быть таких жестких правил, как в лингвистике или в технической экспертизе. Значит ли, что нужно от нее вообще отказаться в рамках судебных процессов?

В том случае, если бы в России был бы заявительный порядок регистрации религиозных объединений, как во многих странах (приобретение налоговых льгот – отдельных вопрос), то стоило бы вообще ликвидировать религиоведческую экспертизу. Пока же участие исследователей в судебных процессах часто спасает церкви от ликвидации, а верующих от приговора. Таких примеров все меньше.

Ученых делают участниками неправомерной антиэкстремистской политики властей. Религиоведы профессионально заинтересованы в том, чтобы было скорректировано определение экстремизма и экстремистской деятельности в законе. Любое слово или оценка религиоведа могут стать основание для уголовного преследования. Как в случае со Свидетелями Иеговы, которых признали виновными за провозглашение истинности своей религии, что делают и РПЦ и мусульмане.

Вопрос с новыми религиозными движениями также стоит довольно остро – какое право имеет ученый говорить, что эта община нерелигиозная, если все ее члены считают себя верующими, молятся какому-то богу или пророку. Как противостоять тем политикам и сектоборцам, которые оценивают любую неправославную общину, как «коммерческий культ», зарабатывающий деньги. Это значит, что рано или поздно в России также задумаются, как и в странах ЕС о том, чтобы предоставлять статус религиозного объединения всем желающим (это не дело государства проверять искренность чувств верующих граждан). А если объединение желает получить освобождение от налогов, то тогда надо проводить экспертизу вероучения и наличия религиозной деятельности.

Несмотря на резкое противостояние сейчас, надо предвидеть будущее взаимодействие Церкви и науки, религиоведов и теологов.

Надо признать, что площадки для открытой дискуссии представителей науки и Церкви, есть, но только в Москве – это Общецерковная аспирантура РПЦ и Свято-Тихоновский православный университет. Основная же часть тех, то занимается религиозными движениями в православных епархиях или учебных заведениях, имеет ксенофобские настроения, прямо выступает против религиозной свободы и запрет даже тех церквей и групп, которые зарегистрированы в России (особенно, активен в этом отношении стал Миссионерский отдел РПЦ, тогда как именно миссией и проповедью этот отдел по существу не занимается). Религиоведы – люди разные, со своими недостатками, многие из которых также являются православными, но сейчас они стали препятствием для новой антирелигиозной кампании. Исследователи слишком хорошо видят, насколько близок лексикон сектоборцев и советского безбожника Емельяна Ярославского.

Роман Лункин

http://www.sclj.ru/

Расследование фактов нарушений прав Свидетелей Иеговы в Гузии продолжается

В 2015 году было зафиксировано несколько десятков фактов предполагаемых преследований в отношении Свидетелей Иеговы, расследование части из них продолжается до сих пор, говорится в отчете государственного агентства по религиозным вопросам Грузии за 2015 год.

В отчете отмечено, что агентство незамедлительно переслало все материалы, полученные от религиозной организации Свидетелей Иеговы министерству внутренних дел Грузии и прокуратуре для дальнейшего расследования.







Согласно информации, полученной от следственных органов, установлено, что следствие прекратилось по пяти уголовным делам, обвинительный приговор был вынесен также по 5 уголовным делам, а по шести уголовным делам следствие продолжается до сих пор.

В прошлом году между агентством и христианской организацией Свидетелей Иеговы состоялось несколько рабочих встреч, во время которой был сформирован рабочий формат.
В 2016 году религиозное агентство планирует провести ряд встреч с представителями МВД и главной прокуратуры Грузии для того, чтобы обсудить вопросы реагирования на преступления, совершенные на почве религиозной нетерпимости.

http://sputnik-georgia.ru/

Судите сами. Основания по которым были запрещены Свидетели Иеговы в Белгороде и Старом Осколе

Белгородский облсуд по иску прокуратуры признал экстремистскими и принял решение ликвидировать две крупнейшие местные общины «Свидетелей Иеговы». В надзорном ведомстве говорят, что представители этой религиозной организации «разрушали семейные ценности», распространяли тексты со ссылками на запрещенную литературу. Свидетели Иеговы обещают оспорить решения суда, которые, основаны на сомнительных доказательствах. Эксперты вообще не видят законных мотивов для запрета белгородских Свидетелей Иеговы.







Решения о ликвидации организаций «Свидетелей Иеговы» в двух крупнейших городах области — Белгороде и Старом Осколе — были приняты в один день 11 февраля и вступили в силу немедленно. По данным пресс-службы облсуда, обе общины признаны экстремистскими, а их деятельность — противоречащей федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях». По словам официального представителя облпрокуратуры Ольги Моисейкиной, сотрудники ведомства якобы доказывали в суде, что Свидетели Иеговы «разрушают семейные ценности». В качестве доказательств они привели жалобы школьных учителей, рассказавших, что мать Свидетель Иеговы воспитывая своих детей иногда наказывала их. Также она доказывала педагогам, что ее дети  могут не посещать фактически обязательные по мнению прокуратуры  уроки православной культуры.

Прокуроры отметили, что в прокуратуру также обращалась женщина, которую внучка- Свидетель Иеговы оформила в дом престарелых. С каких пор оформление пожилых людей в дом престарелых стало уголовным преступлением  прокурор правда не объяснила. Но так как это сделала Свидетель Иеговы , очевидно это и стало причиной преступления.

Далее было предъявлено обвинение, что деятельность организации Свидетелей Иеговы приводила к внутрисемейным конфликтам на почве религиозных расхождений, — резюмировала госпожа Моисейкина. При этом ни судом ни прокурором не было принято во внимание то, что Свидетели Иеговы ценят семейное устройство и никогда не разводятся по причине религиозных разногласий. Если же подобное происходит, то инициатором развода является брачный партнер не принадлежащий к Свидетелям Иеговы. Поэтому Свидетели Иеговы не подходят к данному обвинению.

По словам прокурора «Свидетели» вызывали  общественное недовольство. В ведомство обращались жители Старого Оскола и расположенного рядом села — они просили пресечь деятельность «Свидетелей», рассказывавших «что их религия самая правильная».  Но на сегодняшний день деятельность православной церкви тоже не всегда вызывает одобрение со стороны общества. Например в одном из своих выступлений патриарх Кирил посетовал, что отношения с обществом складываются менее удачно, чем хотелось бы. Успехи церкви вызвали «недоброжелательную реакцию у очень многих общественных кругов», со страниц газет раздается резкая критика в адрес церкви. Более того, нужно быть готовым к тому, что по мере дальнейшей реализации планов РПЦ негативная реакция усилится. Все это однако не служит поводом к признанию РПЦ экстремистской организацией и запрету ее деятельности. Более того интересно было бы спросить у православных верующих считают ли они свою религию "самой правильной"  или чтобы их не признали экстремистами их устраивает другой вариант: "наша религия  не истинная и не самая правильная , зато нас не считают экстремистами"

Однако наиболее вопиющими в прокурорском ведомстве считают несколько отказов Свидетелей Иеговы от переливания крови, и то, что  у Свидетелей Иеговы нашли литературу со ссылками на запрещенный сайт. Обвинение Свидетелей Иеговы в отказе переливания крови уже много раз обсуждалось разного рода специалистами. Хотелось просто спросить почему законное право пациента принимать кровь в свой организм или нет, превратилось в обвинение тех пациентов , которые выбрали метод лечения без крови? Если это право выбора, то как можно кого то в этом обвинять?  Что же касается ссылок на запрещенный сайт, то здесь тоже возникает много вопросов. Если сайт запрещен, то  и доступ к нему заблокирован, соответственно ссылка на сайт просто не работает.  Что преступного в том, что человек дал ссылку или получил ссылку на сайт , доступ на который заблокирован и информация с сайта недоступна? Где и в каком законе говорится, что ссылка на заблокированный  сайт является преступлением?

Какие именно доводы для суда стали определяющими, в облпрокуратуре назвать затруднились.

В российском представительстве Свидетелей Иеговы собираются оспаривать ликвидацию общин в Верховном суде. «Решения суда основаны на сомнительных доказательствах. К примеру, свидетельствах молодого мужчины по фамилии С. Он утверждал, что приходил в церковь к “Свидетелям Иеговы”, и там ему дали экстремистские материалы. Кто именно и когда, он не смог сказать. Адвокаты тем временем обнаружили в интернете фотографию, на которой С.  получает из рук местного высокопоставленного священника РПЦ грамоту “за борьбу с сектами”», — пресс-секретарь российского представительства Иван Беленко. Беленко подчеркнул, что прокуроры «не привели никаких доказательств относительно самих организаций», а рассказывали суду только «о физических лицах, в них не состоящих». «В любом случае суд ликвидировал только два конкретных юрлица, исповедовать людям свою веру, как то гарантирует Конституция РФ, он не запретил», — добавил он.

Глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский назвал «Свидетелей Иеговы» «одной из самых страдающих религиозных организаций» в России. «Еще в 2009 году их запретили в Таганроге. Там впоследствии был даже уголовный процесс — сторонники этого культа продолжали собираться, и правоохранители восприняли это как продолжение деятельности запрещенной организации. Много литературы «Свидетелей» суды признали экстремистской, а недавно на границе задержали партию их книг одной из которых являлась Бибилия в перводе РПЦ — рассказал господин Верховский. По его мнению, законных оснований для признания общин экстремистскими прокуроры не назвали. «Почти все религии мира считают свое учение единственно правильным. У Свидетелей Иегвоы нигде не записано, что нужно разводиться, если муж или жена исповедуют другую религию. Кроме того, закон никак не запрещает ссылки на экстремистскую литературу, а право на отказ от медпомощи имеют все граждане вне зависимости от убеждений», — пояснил он. Эксперт не верит в успех «Свидетелей Иеговы» в Верховном суде: «Отбить подобные претензии, уже однажды подтвержденные судом, пока не удавалось никому».

http://www.kommersant.ru/

Насколько справедливые решения выносит "Дом правосудия"

В среду, 10 февраля Белгородский областной суд вынес решение о ликвидации местной религиозной организации в городе Старый Оскол, так как счел, что деятельность организации не соответствует закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Эксперты ИАЦ Сова предположили, что «очевидно, речь идет об обвинении в распространении экстремистских материалов».






На следующий день, 11 февраля, решение «о ликвидации и признании экстремистской» было принято Белгородским областным судом в отношении местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Белгороде. При этом, оба судебных дела были открыты на основании исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций и о. прокурора Белгородской области. Оба заявления поступили в суд 30 декабря 2015 года и были приняты к рассмотрению в январе 2016.
История формирования, например, белгородского судебного дела в отношении сообщества этих верующих, выглядит небезынтересной даже на фоне общеизвестного факта системных преследований Свидетелей Иеговы в современной России.
Так, на первом же судебном заседании представитель прокуратуры вместо приведения конкретных фактов, способных лечь в основу обвинения, ходатайствовала о«приобщении к материалам дела брошюр "Священное писание - Перевод Нового мира", где, по словам истца, есть ссылка на запрещенный сайт Свидетелей Иеговы, а также брошюры "Как узнать истинных христиан?", признанную экстремистской и "Армагеддон. Что это? Когда он наступит?", "Реален ли Сатана?" и "Музыка", где есть ссылка на ресурс, включенной в Федеральный список экстремистских материалов».
Сторона защиты возражала против приобщения брошюр, заявив более десятка ходатайств о приобщении документов и вызове свидетелей, но большая их часть судом была отклонена. В то же время, прокуратура добавила к уже заявленным ходатайство о допросе семерых свидетелей, которые по ее мнению «пострадали от деятельности» верующих.
Чуть позднее один из таких свидетелей – некий Э. Кузнецов,  – заявлял журналистам о том, что именно из-за верующих он «потерял семью». Правда, разногласия и скандалы, связанные с разным отношением супругов к религии существовали давно и начались, по словам Кузнецова, еще в другом городе, откуда они переехали в Белгород. Но именно тогда его отношения с женой и детьми испортились. По переезде же в Белгород, где члены его семьи не изменили своим религиозным убеждениям, скандалы участились, закончившись разводом и разделом имущества. Кузнецов обвиняет бывшую жену в том, что она была «недовольна тем, что он не желает ходить на религиозные собрания и не поддерживает данное учение. Пенсионер заявил, что отношения с сыновьями испортились по этой же причине, и он теперь очень одинок».
Если в белгородском деле для признания религиозной организации «экстремистской» суд мог использовать такой предлог, как противоречия между супругами на религиозной почве, то в старо-оскольском случае таким стимулом могла в значительной мере послужить активность местных антирелигиозников.
К рассмотрению дела по иску прокуратуры о ликвидации местно религиозной организации Свидетелей Иеговы в Старом Осколе Белгородский областной суд приступл 5 февраля. При этом, сразу выяснилось, что к оформлению преследований верующих в данном случае «имеет непосредственное отношение областная молодежная организация "Скорая Молодежная Помощь". Активисты движения проводят митинги против сект, а также заявляют в полицию на проповедников, которые раздают свои брошюры на улицах города, нарушая региональный закон о миссионерской деятельности, запрещающий религиозную пропаганду без согласования с администрацией».
Общественная организация «Скорая Молодежная Помощь», под руководством члена Общественной палаты Белгородской области, член Общественного совета при УВД РФ по г. Белгороду и завсегдатая церковных мероприятий местной епархии РПЦ МП Антона Андросова, с января 2016 года принимает участие в проекте по созданию «антисектантского центра» вместе с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Впрочем, по информации СМИ, «активисты много лет пытаются бороться с различными сектами, но ликвидировать их пока не удавалось. За незаконные проповеди пойманных на улице религиозных деятелей лишь штрафовали на небольшую сумму, поскольку им грозила лишь административная ответственность за нарушение регионального закона».
В начале февраля Антон Андросов заявил журналистам, что «рассказать в подробностях о том, как активисты принимали участие в данном деле он пока не может, так как сейчас целыми днями находится в суде». Однако, некоторые подробности, связанные с судебным процессом и вынесением решения о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Белгороде, сообщение о которых получено от местного корреспондента RP, не менее интересны, чем заслуги антикультистов в преследовании верующих в Старом-Осколе.
Так, на 11 февраля мотивировка, на основании которой было принято в этот день решение о ликвидации, была неизвестна, так как суд ее еще не сформулировал. Но, в основе прокурорского самого иска прокурора лежали такие основания, как, например, ничем не подкрепленные некоего Ильи Сухобруса о том, что он якобы приходил к Свидетелям Иеговы, где ему дали материалы, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ. Указать на то, когда и кто из верующих давал ему эти материалы, свидетель обвинения затруднился. Однако, адвокаты верующих, согласно сообщению, тем временем обнаружили в сети Интернет фотографию Ильи Сухобруса, получающего из рук высокопоставленного местного священнослужителя РПЦ грамоту «за борьбу с сектами».
Обвинение в «разрушении семей» верующими оказалось выстроенным на материалах уголовного дела о покушении на убийство пожилой женщины, где обвиняемая и ее сожитель утверждали, что пожилая женщина, которая приходилась обвиняемой матерью была «сектанткой» — Свидетельницей Иеговы. Именно из-за этого у них в семье происходили конфликты, что и привело парочку к покушению на убийство верующей.
Разумеется, специальных комментариев абсурдность такого рода «аргументов» обвинения не требует. Но еще большее недоумение верующих Свидетелей Иеговы вызвало то, что в ходе всего процесса в Белгородском областном суде не было представлено ни одного, пусть даже сфабрикованного доказательства, которое имело бы какое-то отношение к обеим местным религиозным организациям или их членам.
Все «обвинения» и «доводы» представителей прокуратуры касались частной жизни и мнений физических лиц, которые не имеют к обеим религиозным организациям никакого отношения.
В финалах обоих судебных процессов, представители ответчиков – белгородской и старо-оскольской местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, - заявили о своем намерении обжаловать решения Белгородского областного суда в Верховном суде РФ.
Согласно сообщению пресс-службы Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России, «решения о прекращении деятельности организаций Свидетелей Иеговы не вступили с силу, но до окончательного вердикта Верховного суда РФ их деятельность должна быть приостановлена. Вместе с тем данное решение не означает запрета религии Свидетелей Иеговы в Белгороде и Старом Осколе». Таким образом, «исповедование религии Свидетелей Иеговы, а также деятельность законных религиозных объединений Свидетелей Иеговы по-прежнему сохраняется на территории всей Российской Федерации благодаря ст. 28 Конституции России, которая не претерпела никаких изменений».