«Телеграф» пообщался с последователями Свидетелей Иеговы

20 апреля Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» и запретил его работу. Незадолго до этого министерство юстиции России остановило работу центрального офиса организации «Свидетели Иеговы» из-за признания экстремистскими 95-ти книг, которые распространяет организация. «Телеграф» пообщался с последователями организации в России и за рубежом и выяснил, как изменится их жизнь после запрета.


Никто насильно не заставляет людей вступать в «Свидетелей Иеговы», они приходят к вере сами. Как рассказал «Телеграфу» последователь «Свидетелей Иеговы» Антон Чивчалов, он познакомился с этим учением довольно случайно, еще подростком, найдя их литературу в доме у своей бабушки. «Это было на Украине, Львовская область, город Червоноград. Меня сразу же привлекла логичность и разумность изложения. Все это резко контрастировало с тем восприятием религии, которое у меня было до того: что-то мрачное, запутанное, замешанное на странных обрядах, "для бабушек" и так далее», — пояснил Антон.

Антон Чивчалов

Он написал письмо в филиал «Свидетелей Иеговы» в Германии и попросил литературу, которую вскоре получил. По словам Антона, некоторое время он переписывался с верующими из другого города, затем начал более серьезно изучать Библию, посещать собрания – сначала на Украине, затем в России. В 1996 году он сам принял крещение как последователь «Свидетелей Иеговы».

В учении его в первую очередь привлекла разумность, ясность, логичность и цельность. «До этого религия ассоциировалась у меня с глупостями вроде святой воды, которой меня поила бабушка (кстати, впоследствии она тоже стала свидетелем Иеговы). Но я неожиданно открыл для себя, что Библия дает абсолютно разумные ответы на важные вопросы и формирует цельную и логичную картину мира. Например, я до сих пор нигде не нахожу более логичного объяснения природы зла, чем в Библии», — рассказал Антон Чивчалов.

Он добавил, что если говорить о «Свидетелях Иеговы» как о людях, то он видит среди них настоящие христианские качества. «Это братская любовь, взаимопомощь, серьезное отношение к изучению Библии, отношение к ней как к настольной книге и руководству во всех областях жизни, рвение к делу благовествования. Это все то, что сегодня в большом дефиците среди других христианских церквей», — рассказал Антон.

По словам последователя «Свидетелей Иеговы», в его семье люди достаточно воспитанные, чтобы уважать религиозные убеждения других людей. «Моя бабушка и мой младший брат тоже стали свидетелями Иеговы, моя мама сейчас активно интересуется верой», — пояснил он.

«Свидетели Иеговы» подадут апелляцию на решение Верховного суда, в том числе в ЕСПЧ, поэтому не все так однозначно. «При неблагоприятном для нас исходе мы не сможем проводить крупные богослужения, не сможем пользоваться теми богослужебными зданиями, которые мы построили, ввозить литературу. Конечно, в правовом государстве в 21 веке свобода вероисповедания должна выглядеть не так», — считает Антон.

В то же время он думает, что до массовых посадок дело все же не дойдет, но может дойти до массовых штрафов, прокурорских предупреждений, актов вандализма, увольнений с работы, конфискаций, унижений в правоохранительных органах и оскорблений. «К сожалению, все это уже началось, причем еще до решения Верховного суда. Здесь многое будет зависеть от позиции конкретных чиновников на местах», — пояснил Антон Чивчалов. По его словам, наше государство считает, что правоохранительные органы должны охотиться на беззащитных женщин с Библиями, а не ловить преступников.

Антон пояснил, что страха у него нет. «Мы стараемся помнить о словах Господа нашего Иисуса Христа: "Меня гнали, будут гнать и вас". Каждый человек, приходя к христианской вере, должен быть психологически готов к преследованиям. И "Свидетелям Иеговы" не занимать исторического опыта, ведь мы прошли через гораздо более суровые советские и гитлеровские репрессии», — рассказал Антон.

«Что я ощущаю? Я ощущаю большую ответственность за то, чтобы сделать все от меня зависящее, чтобы помочь моим братьям и сестрам в России, освятить имя Бога и утвердить Его Царство. Это главное, что мы делаем, в какой бы стране ни жили, в каких бы обстоятельствах ни находились. Это то, что нас всегда объединяет как всемирное братство», — резюмировал последователь «Свидетелей Иеговы».

Запрет «Свидетелей Иеговы» в России шокировал мировую общественность. По словам проживающего на Украине последователя «Свидетелей Иеговы» Сергея Афанасьева, запрет организации в России стал шокирующим событием для всего мира. «"Свидетелей Иеговы" знают как мирных граждан, которые не участвуют в политической деятельности и категорически против насилия. Это означает, что у "Свидетелей Иеговы" нет политического лобби, они нейтральны и подчиняются любой власти. Именно поэтому наше положение в стране – это маркер религиозной свободы. Обычно преследования в авторитарных странах начинались со "Свидетелей Иеговы", но на них никогда не заканчивались», — рассказал Сергей.

Сергей Афанасьев

Что касается граждан Украины, то запрет «Свидетелей Иеговы» вызвал разную реакцию. «Даже те люди, которые категорически не согласны со взглядами "Свидетелей Иеговы", осудили этот запрет и сочувствуют свидетелям Иеговы. Таких людей большинство», — пояснил Сергей.

По его словам, пока что неизвестно, когда и какие действия предпримут власти против «Свидетелей Иеговы». «Что есть уже сейчас – опечатываются здания, верующим, которые собрались у себя дома, для чтения и обсуждения Библии, выносят прокурорские предупреждения. То есть моих соверующих могут ждать очень трудные времена», — пояснил он.

Сергей не думает, что власти сразу начнут уголовное преследование верующих с реальными уголовными сроками. Сейчас ни общественное мнение, ни реакция мировой общественности не позволяют этого сделать. «Да впрочем, сажать и не нужно – свидетели Иеговы, которые попадут в список экстремистов, лишатся работы, права на предпринимательскую деятельность, права иметь банковские счета, получать кредиты. Этого вполне достаточно, чтобы превратить мирных и честных граждан в изгоев», — говорит он.

«Свидетели Иеговы» законопослушны и уважают власти, какими бы они не были и как бы к ним не относились. По словам Сергея Афанасьева, последователи учения не будут устраивать пикеты, акции протеста. Они не станут саботажниками, шпионами, террористами, вредителями. Они и дальше будут мирными и честными людьми, и все их сопротивление будет заключаться в том, что они и дальше будут верить, собираться вместе, общаться, говорить о своей вере с другими.

По его словам, если членов «Свидетелей Иеговы» посадят, они будут образцовыми заключенными. «Это известно из исторического опыта. В нацистских лагерях свидетели Иеговы воспринимали правила лагерного распорядка как закон государства и выполняли их очень точно, но не нарушая свои принципы. Свидетельница Иеговы Эльза Абт, узница Освенцима, в своих воспоминаниях писала, что во время эвакуации лагеря в январе 1945 года ее и других свидетельниц Иеговы посадили в обычный пассажирский поезд. Конвой разрешил занять им места в разных вагонах и практически за ними не следил. Они не знали местности и случайно пропустили станцию, где должны были пересесть на другой поезд. Если бы они сбежали, никто бы их не искал. Но Эльза и несколько ее соверующих обратились к первому встречному эсэсовцу и были доставлены в нужный лагерь. Если бы они поступили иначе, это поставило бы под угрозу жизни сотен их соверующих», — рассказал Сергей Афанасьев.

Он добавил, что все имущество «Свидетелей Иеговы» должно быть конфисковано. Но Залы Царства, которыми пользуются свидетели Иеговы, находятся в разной форме собственности, часть из них принадлежит иностранным юридическим лицам. То есть конфисковать недвижимость будет не так просто, как предполагал Минюст. Практически все здания, которые используют «Свидетели Иеговы», построили сами последователи и на их же пожертвования. «С учетом этого конфискация имущества религиозных организаций свидетелей Иеговы выглядит, возможно, даже более дико и кощунственно, чем отбирание имущества у Православной церкви после 1917 года», — резюмировал Сергей Афанасьев.

http://rustelegraph.ru/