Насколько справедливые решения выносит "Дом правосудия"

В среду, 10 февраля Белгородский областной суд вынес решение о ликвидации местной религиозной организации в городе Старый Оскол, так как счел, что деятельность организации не соответствует закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Эксперты ИАЦ Сова предположили, что «очевидно, речь идет об обвинении в распространении экстремистских материалов».






На следующий день, 11 февраля, решение «о ликвидации и признании экстремистской» было принято Белгородским областным судом в отношении местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Белгороде. При этом, оба судебных дела были открыты на основании исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций и о. прокурора Белгородской области. Оба заявления поступили в суд 30 декабря 2015 года и были приняты к рассмотрению в январе 2016.
История формирования, например, белгородского судебного дела в отношении сообщества этих верующих, выглядит небезынтересной даже на фоне общеизвестного факта системных преследований Свидетелей Иеговы в современной России.
Так, на первом же судебном заседании представитель прокуратуры вместо приведения конкретных фактов, способных лечь в основу обвинения, ходатайствовала о«приобщении к материалам дела брошюр "Священное писание - Перевод Нового мира", где, по словам истца, есть ссылка на запрещенный сайт Свидетелей Иеговы, а также брошюры "Как узнать истинных христиан?", признанную экстремистской и "Армагеддон. Что это? Когда он наступит?", "Реален ли Сатана?" и "Музыка", где есть ссылка на ресурс, включенной в Федеральный список экстремистских материалов».
Сторона защиты возражала против приобщения брошюр, заявив более десятка ходатайств о приобщении документов и вызове свидетелей, но большая их часть судом была отклонена. В то же время, прокуратура добавила к уже заявленным ходатайство о допросе семерых свидетелей, которые по ее мнению «пострадали от деятельности» верующих.
Чуть позднее один из таких свидетелей – некий Э. Кузнецов,  – заявлял журналистам о том, что именно из-за верующих он «потерял семью». Правда, разногласия и скандалы, связанные с разным отношением супругов к религии существовали давно и начались, по словам Кузнецова, еще в другом городе, откуда они переехали в Белгород. Но именно тогда его отношения с женой и детьми испортились. По переезде же в Белгород, где члены его семьи не изменили своим религиозным убеждениям, скандалы участились, закончившись разводом и разделом имущества. Кузнецов обвиняет бывшую жену в том, что она была «недовольна тем, что он не желает ходить на религиозные собрания и не поддерживает данное учение. Пенсионер заявил, что отношения с сыновьями испортились по этой же причине, и он теперь очень одинок».
Если в белгородском деле для признания религиозной организации «экстремистской» суд мог использовать такой предлог, как противоречия между супругами на религиозной почве, то в старо-оскольском случае таким стимулом могла в значительной мере послужить активность местных антирелигиозников.
К рассмотрению дела по иску прокуратуры о ликвидации местно религиозной организации Свидетелей Иеговы в Старом Осколе Белгородский областной суд приступл 5 февраля. При этом, сразу выяснилось, что к оформлению преследований верующих в данном случае «имеет непосредственное отношение областная молодежная организация "Скорая Молодежная Помощь". Активисты движения проводят митинги против сект, а также заявляют в полицию на проповедников, которые раздают свои брошюры на улицах города, нарушая региональный закон о миссионерской деятельности, запрещающий религиозную пропаганду без согласования с администрацией».
Общественная организация «Скорая Молодежная Помощь», под руководством члена Общественной палаты Белгородской области, член Общественного совета при УВД РФ по г. Белгороду и завсегдатая церковных мероприятий местной епархии РПЦ МП Антона Андросова, с января 2016 года принимает участие в проекте по созданию «антисектантского центра» вместе с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
Впрочем, по информации СМИ, «активисты много лет пытаются бороться с различными сектами, но ликвидировать их пока не удавалось. За незаконные проповеди пойманных на улице религиозных деятелей лишь штрафовали на небольшую сумму, поскольку им грозила лишь административная ответственность за нарушение регионального закона».
В начале февраля Антон Андросов заявил журналистам, что «рассказать в подробностях о том, как активисты принимали участие в данном деле он пока не может, так как сейчас целыми днями находится в суде». Однако, некоторые подробности, связанные с судебным процессом и вынесением решения о ликвидации местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Белгороде, сообщение о которых получено от местного корреспондента RP, не менее интересны, чем заслуги антикультистов в преследовании верующих в Старом-Осколе.
Так, на 11 февраля мотивировка, на основании которой было принято в этот день решение о ликвидации, была неизвестна, так как суд ее еще не сформулировал. Но, в основе прокурорского самого иска прокурора лежали такие основания, как, например, ничем не подкрепленные некоего Ильи Сухобруса о том, что он якобы приходил к Свидетелям Иеговы, где ему дали материалы, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов Минюста РФ. Указать на то, когда и кто из верующих давал ему эти материалы, свидетель обвинения затруднился. Однако, адвокаты верующих, согласно сообщению, тем временем обнаружили в сети Интернет фотографию Ильи Сухобруса, получающего из рук высокопоставленного местного священнослужителя РПЦ грамоту «за борьбу с сектами».
Обвинение в «разрушении семей» верующими оказалось выстроенным на материалах уголовного дела о покушении на убийство пожилой женщины, где обвиняемая и ее сожитель утверждали, что пожилая женщина, которая приходилась обвиняемой матерью была «сектанткой» — Свидетельницей Иеговы. Именно из-за этого у них в семье происходили конфликты, что и привело парочку к покушению на убийство верующей.
Разумеется, специальных комментариев абсурдность такого рода «аргументов» обвинения не требует. Но еще большее недоумение верующих Свидетелей Иеговы вызвало то, что в ходе всего процесса в Белгородском областном суде не было представлено ни одного, пусть даже сфабрикованного доказательства, которое имело бы какое-то отношение к обеим местным религиозным организациям или их членам.
Все «обвинения» и «доводы» представителей прокуратуры касались частной жизни и мнений физических лиц, которые не имеют к обеим религиозным организациям никакого отношения.
В финалах обоих судебных процессов, представители ответчиков – белгородской и старо-оскольской местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы, - заявили о своем намерении обжаловать решения Белгородского областного суда в Верховном суде РФ.
Согласно сообщению пресс-службы Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России, «решения о прекращении деятельности организаций Свидетелей Иеговы не вступили с силу, но до окончательного вердикта Верховного суда РФ их деятельность должна быть приостановлена. Вместе с тем данное решение не означает запрета религии Свидетелей Иеговы в Белгороде и Старом Осколе». Таким образом, «исповедование религии Свидетелей Иеговы, а также деятельность законных религиозных объединений Свидетелей Иеговы по-прежнему сохраняется на территории всей Российской Федерации благодаря ст. 28 Конституции России, которая не претерпела никаких изменений».