Продолжаются слушания по уголовному делу сергиевопосадских старейшин





10 апреля 2017 года в 14:30 в Сергиево-Посадском городском суде продолжаются слушания по уголовному делу в отношении Вячеслава Степанова и Андрея Сивака из местного христианского собрания Свидетелей Иеговы.

Их обвиняют в «экстремисткой деятельности», «доказательством» которой служат видеозаписи их духовных проповедей. Чтобы выяснить, содержат ли эти выступления «признаки экстремизма», судом была назначена экспертиза в Федеральное бюджетное учреждение «Российский Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». Результаты этой экспертизы уже представлены суду, в связи с чем назначено продолжение слушаний.

https://www.jw-russia.org/

Суды Германии признают конгрессы Свидетелей Иеговы религиозными праздниками


В Германии семья Свидетелей Иеговы планировала посетить ежегодный трехдневный религиозный конгресс. В связи с этим семилетняя девочка из этой семьи принесла директору школы записку от родителей с просьбой освободить ее от занятий на один день. Администрация школы ответила отказом на просьбу родителей девочки освободить ее от занятий в пятницу, первый день программы конгресса. Тем не менее забота о духовном образовании дочери побудила родителей  взять ее на конгресс несмотря на отказ. Родители пожаловались на действия школьной администрации в Государственный совет по образованию. Однако Совет отказался признать конгресс религиозным праздником и распорядился, чтобы родители заплатили административный штраф.



Отказ Совета мог иметь отрицательные последствия для родителей, потому что по законам Германии отсутствие ребенка в школе без уважительной причины рассматривается как нарушение родителями обязательства следить за тем, чтобы дети посещали школу. Такое правонарушение карается штрафом, а в особо серьезных случаях даже тюремным заключением. Если же взглянуть на эту ситуацию шире, то у родителей девочки были основания считать этот отказ ущемлением их религиозной свободы и права воспитывать дочь в согласии со своими религиозными убеждениями.

Право на религиозные праздники обсуждается в суде

Родители, обжаловали действия Совета в административном суде. Они объяснили, что целый день, посвященный богослужению, дает возможность поклоняться Богу всей семьей и укреплять веру. «Региональный конгресс — одно из важнейших событий года, и он занимает особое место в нашем поклонении Богу»,— сказали они. Суд принял решение в пользу родителей и признал ежегодный региональный конгресс религиозным праздником Свидетелей Иеговы. Совет обжаловал решение на том основании, что региональные конгрессы Свидетелей Иеговы являются просто праздничными мероприятиями, а не религиозными праздниками — особыми священными днями вроде Рождества и Пасхи — или государственными праздниками.

Высший административный суд земли Гессен поддержал решение нижестоящего суда и постановил, что считать какой-либо день религиозным праздником — исключительное право само́й религиозной общины. Суд обратил внимание на ясно выраженное разделение между делами религии и делами государства, пояснив: «Иначе государство посягало бы на гарантируемую основным законом [то есть, Конституцией Германии] автономию церквей, религиозных и идеологических объединений, а также на их право независимо принимать решения в рамках своей юрисдикции». Государство «обязано сохранять идеологический и религиозный нейтралитет».

Высший суд также сослался на официальный сайт Свидетелей Иеговы, где объясняется, что Свидетели считают свои региональные конгрессы религиозными праздниками. Суд заявил, что, отказав родителям являющимися Свидетелями Иеговы в их просьбе отпустить дочь с занятий, Совет «нарушил право ребенка на свободу вероисповедания... а также право родителей... прививать детям религиозные и идеологические взгляды». Суд заключил, что мнение Совета «идет вразрез с требуемой от государства позицией нейтралитета».

«Участие в чисто церемониальном религиозном событии может являться уважительной причиной для освобождения от школьных занятий» (Высший административный суд земли Гессен)

Всестороннее образование

В ответ на положительное решение суда родители  сказали: «Как Свидетели Иеговы мы очень ценим светское образование и стараемся привить детям любовь к знаниям. Также мы высоко ценим религиозное образование, потому что оно прививает нашим детям любовь к духовному и учит их развивать личные отношения с Богом, а это, в свою очередь, помогает им становиться добрыми, внимательными, всесторонне развитыми людьми. Мы благодарны судебным властям за такое решение».

Адвокат защищавший интересы семьи, заявил: «Это решение подтвердило, что региональные конгрессы Свидетелей Иеговы являются для них священными праздниками, а также подтвердило право родителей воспитывать своих детей в согласии со своими религиозными взглядами. Благодаря разрешению на освобождение от учебы все школьники и студенты — Свидетели Иеговы смогут посещать эти полезные конгрессы на протяжении всего времени обучения. Я надеюсь, что суды других стран будут ссылаться на это позитивное решение при рассмотрении подобных дел».

Специалист о Свидетелях Иеговы и попытке Минюста подвести религиозную организацию под действие «антиэкстремисткого законодательства»

Религиовед, к. философских наук эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, кфн Михаил Жеребятьев о Свидетелях Иеговы и попытке Минюста подвести религиозную организацию под действие «антиэкстремисткого законодательства»




Более 25 лет существования СИ в российском религиозном пространстве России – достаточный срок, чтобы сделать выводы, - ни организация Свидетелей Иеговы, ни религиозное направление в целом не представляют угрозы для государственных устоев РФ. И, тем не менее, мы сталкиваемся с самым чудовищным рецидивом репрессивной политики в сфере религии. Так в чём же дело?

Михаил ЖЕРЕБЯТЬЕВ: Конечно, абсурдность сегодняшних претензий, которые, в принципе, плохо понятны, исходя из стандартов светского государства, тем более очевидна, что подвергавшихся репрессиям в советское время Свидетелей .Иеговы Россия постсоветская реабилитировала. Думаю, что уже один этот юридический акт должен значить очень много, прежде всего, для Верховного суда РФ, которому предстоит рассматривать антиэкстремистский иск Минюста.

Но одной реабилитацией события 25-и-летней давности, связанные с вхождением СИ в правовое и общественное пространство России, не ограничиваются. Организация оказалась в числе религиозных объединений, чьи права на существование автоматически подтверждались общесоюзным и российским религиозными законами 1990 года. А это означает, юридическую гарантию права на существование, данную тогда, нельзя отменить в принципе.

На момент принятия обоих законов наличие организации на территории СССР было документально оформлено. По советским правилам временного Перестроечного образца на тот момент в Закарпатье были зарегистрированы несколько общин. Вскоре регистрация уже в соответствии с нормами религиозного закона РСФСР 1990-го г. перестала требоваться как знак признания религиозного направления государством и попутно в качестве выражения сервильности верующих к власти. Иными словами, превратилась исключительно в техническую процедуру получения юрлица. Просто напомню, заниматься религиозной деятельностью стало можно без обязательной (!) регистрации организаций, но для полноценной деятельности предпочтительнее всё же оказалось обзавестись определённым статусом.

Но перечисленными условиями права на существования в России СИ не исчерпываются. Фактически концепция закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990-го г. предполагала реализацию религиозных прав и свобод в полном объёме по «нулевому варианту». Такую правовую конструкцию подтвердил Конституционный суд, когда потребовались разъяснения к закону 1997-го г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», сменившему профильный закон 1990-го г. И, вот, представьте себе, сейчас сам принцип «нулевого варианта» для отдельных деноминаций ставится под сомнение.  Получается, через четверть столетия посмотрели и передумали...

Ссылки на появившееся позже антиэкстремистское законодательство вряд ли могут быть надёжным подспорьем, если остаются вопросы, касающиеся расширительной формулировки базовых понятий, описывающих экстремистскую деятельность. Избыточное применение соответствующих норм среди правозащитников уже получило название неправомерного антиэкстремизма.

Но СИ определённым образом стремятся дистанцироваться от связей с государством и, наверное, это обстоятельство может настораживать власти. Почему тогда СИ пошли на регистрацию?

Вы совершено правильно употребили термин «связи с государством», поскольку в современных условиях повышается субъектность самих конфессий. Следовательно, религиозные организации самостоятельно (в рамках существующих конституционных норм) определяют условия и форматы собственных связей с государством. СИ, можно сказать, находятся в  мэйнстриме этого процесса. У нас, к сожалению, связи с государством религиозных организаций измеряются по иерархическому шаблону бывшей Российской империи, где были господствующая церковь, терпимые вероисповедания, как и не признаваемые государством конфессии. По факту его стараются воспроизвести, совершенно не сообразуясь ни с действующим правом, ни с общесоциальными условиями сегодняшнего дня.

Тогда контакты СИ с государством «до известных пределов», по логике вещей, должны были бы успокоить власти…

Радикального отрицания мира, существующих общественных  порядков у СИ нет, кстати, этого и не было никогда. Сошлюсь на точку зрения авторитетного отечественного исследователя-религиоведа дфн Сергея Игоревича Иваненко, который убедительно доказал: СИ никогда не были сектой. Организация ни от кого не откалывались, это оригинальное вероучение. Конечно, существовала общая атмосфера религиозных поисков эпохи, как и религиозные искания предшествующих столетий, которые способствовали появлению направления, cформировалb его облик. Куда ж без этого? Но не более того.

Раз СИ не эволюционировали к состоянию деноминации от секты, то у них не было никакой нужды самоутверждаться в формате отрицательных коннотаций. И потом, последовательный строгий рационализм вероучения СИ не допускает уклонений в сторону неприятия мира. Я бы даже сказал, что сама задача СИ, которую организация формулирует и решает, на взгляд светского исследователя религии, буквально  иллюстрирует веберовское представление о «расколдовании мира». Какая здесь может быть угроза общественным и государственным устоям?

Всем интересующимся рекомендую познакомиться с книгами о СИ Сергея Игоревича, написанными невероятно доходчиво и увлекательно. Они, к слову, интересны ещё тем, что позволяют убедиться в предвзятости навешивания «сектантского» ярлыка на СИ. Такая трактовка совершенно некорректна ни с позиций религиоведения (по определению, внеконфессионального), ни в правовом плане: давайте не забывать, что все религии по Конституции равны, нравится это кому-то или нет. Поэтому использование понятия «секта» в российской публичной риторике имеет не просто конфессиональный оттенок, оно используется с учётом негативной нагрузки этого понятия в русском языке, по сути, является откровенной диффамацией. Даже конфессиональная трактовка СИ в качестве «секты» совершенно неуместна, она откровенно игнорирует фактическую сторону дела. Нашли бы уж что-нибудь посовременней, пооригинальней!

По какой схеме тогда происходило зарождение течения?

В социологической классификации типов религиозных организаций выделяется промежуточная форма, именуемая деноминацией. В Новейшее время тип церкви «опустился» на более низкую ступеньку, трансформировавшись в деноминацию. Прежде всего, это связано с переходом от правовой конструкции государственных церквей. Если бывшие государственные церкви опустились на одну ступеньку, то нестатусные ещё недавно религиозные направления поднялись. Что такое свобода вероисповеданий, - это равноправное сосуществование религиозных сообществ. Вместе с тем, параллельно этому процессу оформление возникавших в ту пору религиозных течений происходило уже по деноминационному типу, т.е. минуя ступени - секта, культ. Такой генезис как раз продемонстрировали СИ.

А как тогда понимать доктринальный отказ СИ от переливания крови?

Исторически СИ не единственная религиозная организация, устанавливающая запрет на определённые медицинские процедуры для своих последователей. Потом, не надо забывать, что организация возникла в условиях демократического общества, поэтому она несёт на себе его отпечаток. В плане получения медицинской помощи это означает, что пациент, его близкие вправе сами выбирать предлагаемые тактику и методики лечения. Между прочим, и современное российское законодательство строится на тех же принципах оказания медицинских услуг, поэтому здесь нет нарушения закона. Ведь далеко не одни СИ являются у нас медотказниками, да и религиозные мотивы могут вообще никак не влиять на принятие индивидуальных решений. Интересная деталь: матушка- детский омбудсмен днями встала на сторону родителей, отказавшихся делать своим детям реакцию Манту. Вот так!
И ещё особо подчеркну, за всю историю не было ещё ни одного случая нападений СИ на станции переливания крови; так какие они тогда «экстремисты»?
Вообще-то, житейская мудрость подсказывает, - если Вы хотите чтобы чья-то позиция изменилась, не надо выдвигать жёстких требований, акцентировать внимание, загонять оппонентов «в угол». Лучше пройти мимо и не заметить. А там, глядишь, и позиция изменится. Скажем, по отношению к крови у СИ она уже сейчас вполне компромиссная, разрешающая  использование кровезаменителей.

Ну, а если депутаты, позиционирующие себя защитниками национальных традиционных ценностей возьмут и придумают очередной обязывающий всех закон?

Вот, уверяю Вас, этого не будет точно, а «хотелки» так ими и останутся. Дело тут не в одних юридических ограничениях. После принятия «пакета Яровой» уже, в принципе, нет ничего невозможного по части любых правовых выправлений со странным оправданием, - мы, дескать, конечно, не знаем, как это будет работать, но обязательно примем, памятуя про главный принцип жизни - «кабы чего не вышло», - а потом уже начнём разбираться.
Просто такие правовые подвижки, регулирующие работу здравоохранения, затронут интересы влиятельных корпораций. Первой воспротивится крайне авторитетная медицинская, уже хотя бы в силу того, что на её плечи свалятся колоссальные дополнительные обязательства и, соответственно, нагрузка. Надо будет в дополнение к нынешним обязанностям выявлять отказников и бегать за ними по улицам со шприцами наперевес. Ни полиция, ни новосозданная Росгвардия разыскивать никого не станут. Разумеется, эта обязанность ляжет на тот же самый куцый медицинский бюджет. И ещё, нельзя юридически сделать переливание крови обязательным, а забыть при этом об обязательности всевозможных вакцинаций. Это вещи взаимосвязанные в комплексе гражданских прав, так что придётся кардинально менять концепцию законодательства о медицинской помощи. Но в этом случае можно также не сомневаться, что свои контрдоводы к инициативе традиционалистов (не знаю даже, можно ли их так именовать?) дружно выскажут, позабыв о своих былых разногласиях, и пенсионный фонд, и минфин, и минсоцразвития.

Правильно ли я понял, позднесоветское религиозное законодательство начала 90-х не противоречило доктринальным представлениям СИ и как законопослушные граждане они приступили к учреждению юридических лиц. Так каково же отношение СИ к политике, политическим строям, - раз уж СИ существовали во времена «Холодной войны» по обе стороны океана?

В начале 90-х в нашей стране законодательство пошло навстречу разным группам граждан, в т.ч. верующим и эти действия власти не замедлили вызвать встречное движение.
Если говорить об отношении СИ к общественным строям времён «Холодной войны»… отвечу кратко, - разницы между ними они не делали, п.ч. есть временное, а есть вечное. Сама эта дихотомия мироустройства исходно заложена в христианстве, хотя может по-разному интерпретироваться его направлениями. У СИ, как и в христианстве в целом, существует чёткий критерий: действия власти, которая преследует верующих, не могут быть морально оправданы.
В Америке времён маккартизма в деятельности СИ власти стремились обнаружить след «руки Москвы». В атеистическом СССР, ясное дело, наоборот. В позднесоветские годы мне довелось разговаривать с одним из областных уполномоченных Совета по делам религий и среди прочего я задал вопрос о существе претензий к СИ. Были названы два критерия, - антисоветская деятельность и Бруклинский центр. Когда открылась возможность познакомиться с литературой СИ, ничего антисоветского в текстах, комментирующих Писание, - прежде всего, выпусках Сторожевой Башни» и «Пробудитесь!» - я не обнаружил...

Но СИ существовали и продолжают существовать сами по себе, скажем, в России они не входят в разные консультативные межконфессиональные структуры.

Начнут с последнего, - если кто-то куда-то не входит, это ещё не основание сомневаться в наличии у такого человека добрых намерений. Скажем, не все знаменитости ведут светский образ жизни, предпочитая ему уединение…
Действительно, СИ дистанцируются от политической деятельности, так вышло в момент зарождения религиозного направления. Обстоятельства сложились, вроде бы, случайно, а потом это представление стало краеугольным камнем вероучения.
Надо отдать должное СИ в плане строгого следования евангельскому принципу «Богу - Богово,  кесарю – кесарево». И в этом нет ничего нового, нет никакого буквализма прочтения священных текстов, в чём нередко обвиняют СИ оппоненты из религиозного лагеря и антикультисты. В этом отношении СИ не идут на компромисс с государством. Но в этом, как это ни парадоксально, кроется секрет их популярности в современных обществах транзита. Самые крупные общины СИ из европейских стран имеют Италия и  Польша, среди стран Латинской Америке лидируют по числу приверженцев Мексика и Бразилия. Недавняя история этих стран непроста, надеюсь, здесь не требуется к-т дополнительных исторических экскурсов-объяснений. Неплохо идут дела у СИ в крупнейших постсоветских государствах, где в 90-е гг. был взят курс на снятие запретов с религиозной деятельности.
Как мне представляется, СИ выстроили успешный проект глобализации «снизу» без вовлечения собственного сообщества в глобализационные политические процессы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что предлагаемая СИ модель мироустройства импонирует простым людям.

Расколдование мира, которое реализуют СИ в своей деятельности, оказалось тесно связано с  отношением к государству. В последнюю четверть века в той же Италии СИ оформили отношения с государством в виде конкордата, как и остальные деноминации Италии. Правда, объёмы соглашений у конфессий разнятся. На сегодня, СИ вторая по численности деноминация на Аппенинах после Римско-католической церкви. В Германии, вообще, получили статус корпорации публичного права. Там государство аккумулирует религиозный налог, уплачиваемый СИ и распределяет его с учётом вероисповедной принадлежности граждан, придерживающихся этого вероисповедания. Для сравнения, куда более многочисленные приверженцы ислама в ФРГ до сих пор таким правом не пользуются.
При этом, конкордат СИ в Италии, статус публичной корпорации по германскому законодательству не меняют принципиальной позиции СИ к власти, существующей социальной организации, которые рассматриваются как временные и несовершенные. Здесь мы имеет дело с инерцией, заданной неукоснительным соблюдением СИ фундаментального принципа христианства. Строгое следование евангельскому постулату «Богу- Богово, косарю-косарево» создало проект народной глобализации, от которого организация СИ уже не станет отказываться ни при каких обстоятельствах. И это принимающим государственные решения надо понимать.

http://www.religiopolis.org/

Плохо выполненный заказ

Ряд крупных российских СМИ – в том числе, "НТВ", РИА "Новости" и «5 канал» - назвали студентов, пришедших посмотреть на заседание Верховного суда РФ, сторонниками религиозной организации Свидетелей Иеговы.

Как сообщает 7 апреля "Новая газета", студенты Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) пришли на судебный процесс, касающийся рассмотрения иска минюста РФ в отношении религиозной организации. Студенты были приглашены на заседание суда, чтобы набраться опыта.



«Нас было человек тридцать, мы стояли на холоде до 10 утра прямо перед зданием суда, - рассказал один из участников инцидента, студент 3 курса Института международных отношений МГЛУ. – Кроме нас, стояли еще люди, всего человек 150. В конце концов нам сказали, что зал заседаний очень маленький и пройти смогут не все, остальным же придется просто пойти домой».

В конце концов, на сам судебный процесс студентов не пустили. Зато вечером того же дня они увидели себя в репортажах "НТВ" и «5 канала», которые назвали их "адептами организации «Свидетелей Иеговы»".  Студентов выдали за "возмущенных верующих", собравшихся у здания суда.

Студенты попытались прояснить возникшую ситуацию обратившись в деканат, а также у ректора, но ответов на свои вопросы пока не получили.

Все это еще раз наводит на мысль, что некоторые СМИ ставят своей целью очернить Свидетелей Иеговы, а не давать людям честной и объективной информации.

http://www.portal-credo.ru/

Мнение экспертов о судебном процессе над Свидетелями Иеговы

Эксперты не сочли экстремизмом утверждения свидетелей Иеговы об истинности своей религии.  Убежденность в исключительности вероучений присуща многим религиозным движениям, заявили сотрудники правозащитных организаций и религиоведы. Они усомнились в обоснованности рассматриваемого Верховном судом России иска о ликвидации управленческого центра свидетелей Иеговы.

Как сообщалось  7 апреля в Верховном суде России продолжились слушания по иску Минюста о запрете деятельности управленческого центра как экстремистской организации. По мнению ведомства, деятельность свидетелей Иеговы несет угрозу правам граждан и общественной безопасности. Представители ответчика назвали попытку запрета их деятельности политическими репрессиями, однако суд с этой оценкой не согласился. По словам представителя Минюста, после ликвидации организации правоохранительные органы смогут возбуждать дела по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации)", предусматривающей штрафы от 300 до 800 тысяч рублей и сроки заключения от двух до 12 лет.



"Процесс выглядит предельно абсурдно"

Запрет деятельности свидетелей Иеговы на основании их убежденности в истинности своих вероучений является сомнительным, считает старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин.

"Теорию об исключительности религии разделяют и католики, и христиане, и мусульмане. Это нормальная, основополагающая позиция для монотеистических религий. Однако это не характерно для дальневосточных религий - буддизма, индуизма, даосизма, синтоизма. В настоящее время в "западном" мире считается, что все религии одинаковы, и постулат об исключительности не актуален", - рассказал религиовед.

Изучив доводы обвинения, М. Рощин пришел к выводу, что представители Минюста не имеют четкой позиции. "Они не в состоянии ответить на вопросы суда. Сторона обвинения не может сформулировать, в каких конкретно действиях она усматривает экстремизм. Такое впечатление, что ведомство не готово к процессу ".

Ученый акцентировал внимание, что к процессу не были подключены религиоведы. "Думаю, это сделано, чтобы позиция стороны обвинения не была совсем хлипкой. Причем есть профильные эксперты, которые изучали свидетелей Иеговы, в частности, Сергей Иваненко, автор двух книг (об этой религиозной организации)", - сказал М. Рощин.

Эксперт сообщил, что не отказался бы участвовать в процессе в случае приглашения. "Это интересно. Судя по отчетам в прессе, процесс выглядит предельно абсурдно", - пояснил Михаил Рощин.


"Тезис присущ подавляющему большинству мировых религий"

Вера в исключительность собственных убеждений является основой для судебного преследования свидетелей Иеговы в России, считает директор правозащитного центра "Сова", эксперт по вопросам религии, национализма и ксенофобии Александр Верховский.

"Данный тезис присущ подавляющему большинству мировых религий, это их естественное свойство. Этот аспект не был придуман при составлении закона об экстремизме. Он перекочевал туда из старых законодательных норм, которые были прописаны неаккуратно, когда речь шла о запрете национальной исключительности. Однако раса и религия - не одно и то же. Есть огромная разница между утверждением, что одни люди лучше других по врожденным свойствам, и тем, что они исключительны по своим взглядам", - рассказал  А. Верховский.

В начале 2009 года кампания по давлению на свидетелей Иеговы была инициирована Генеральной прокуратурой, напомнил А. Верховский.

"Имелось ли тогда в виду доведение до ликвидации, неизвестно. По всей России прошли массовые синхронные проверки организаций свидетелей Иеговы, проводимые Минюстом, пожарной инспекцией, прокуратурой. Кое-где представители проверяющей стороны показывали бумагу, на основании которой шла проверка: в документе говорилось о Генпрокуратуре", - сказал Верховский, уточнив, что "в последнюю минуту ведомство спихнуло судебное разбирательство на Минюст ".

"В феврале 2009 года прокурорам субъектов РФ было разослано поручение… о проведении проверки законности деятельности управленческого центра свидетелей Иеговы в России. К сожалению, характер формулировок поручения и предельно сжатые сроки его исполнения показывают, что речь идет о ясной установке на ликвидацию данной религиозной организации", - говорилось в написанном в апреле того же года открытом письме представителя головного офиса российских верующих Василия Калина к генпрокурору Юрию Чайке. Тогдашний уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в письме Чайке, отметил, что прокуратура "формирует негативное отношение по отношению к религиозной организации" и "провоцирует преследования, нацеленные на поиск оснований для запрета ее деятельности".

Отказ суда привлечь к процессу религиоведов кажется Верховскому "не нормальным, но обычным".

"В большинстве дел с применением экстремистского законодательства, если речь идет о религиозных организациях, экспертизу делают не религиоведы. Такая система, конечно же, порочна ", - резюмировал эксперт.

"Ощущение, что процесс закончится не в пользу свидетелей Иеговы"

"Ситуация неоднозначная: еще хорошо, что Минюст не привлек своих религиоведов - могло стать и хуже", - высказал свою точку зрения эксперт Института прав человека, заведующий библиотекой правозащитной литературы Лев Левинсон, подразумевая связанных с официальной церковью специалистов.

Эксперт усомнился в желании Минюста "тащить патриархию в суд", так как в этом случае конфессиональная ангажированность станет очевидной.

Судья ВС России Юрий Иваненко ведет процесс объективно, считает правозащитник. "Судья задает интересные вопросы представителям Минюста, в частности, какие именно последствия повлекло распространение печатных материалов (впоследствии признанных экстремистскими)", - сказал Левинсон.

"Однако есть ощущение, что процесс закончится не в пользу свидетелей Иеговы. Уверен, в случае неудовлетворительного для религиозной организации решения оно будет обжаловано в Европейском суде по правам человека, но репрессивные меры это не остановит", - резюмировал Левинсон.

"Какое удостоверение хотите выдать людям, которых называете экстремистами?"

7 апреля судья Юрий Иваненко напомнил эпизод, когда в 2014 году управленческий центр свидетелей Иеговы ввез на территорию России литературу, признанную затем экстремистской. Судья поинтересовался у представителя Минюста, как можно было знать о ввозе запрещенного материала, если его не было в Федеральном списке экстремистских материалов (ФСЭМ).

Один из адвокатов ответчика успешно ходатайствовал о приобщении к делу выписок из "Российской газеты", где указаны даты внесения материала в ФСЭМ. Решение судьи было встречено одобрительным шепотом и негромкими аплодисментами присутствующих в зале.

Противоположный эффект произвело  выступление председателя руководящего комитета "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" Василия Калина.

Переживший ссылку в Сибирь В. Калин предъявил суду удостоверение реабилитированной жертвы политических репрессий. В гробовой тишине пожилой мужчина задал вопрос представителю Минюста: "Какое удостоверение министерство хочет предоставить людям, которых оно объявляет экстремистами?".

"Если так рассматривать тексты, Россию можно оставить без книг"

Адвокат Виктор Женков указал, что в деятельности свидетелей Иеговы нет экстремистской составляющей, несмотря на то что, многие их публикации занесены во ФСЭМ. "Ни одного факта применения силы в отношении органов правопорядка или мирных граждан зафиксировано не было", - отметил В. Женков в ходе заседания.

По мнению защитника, если повсеместно применять критерии, по которым печатные тексты организации были внесены во ФСЭМ, "то Россию скоро можно вообще оставить без книг". В качестве примера Женков привел аргументацию прокуратуры из иска о признании экстремистским перевода Библии, выполненного свидетелями Иеговы: "Взятая как книга, Библия перестает быть Библией, каковой она является только в Церкви". Эта цитата произвела на зал большой эффект: присутствующие засмеялись в голос, судье пришлось призвать их к спокойствию.

"Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами", - говорится в статье 3.1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

"Пока идет конструктивный диалог. Судья корректно ведет процесс, давая возможность работать", - прокомментировал итоги дня адвокат.

На следующем заседании, назначенном на 10.00 мск 12 апреля, планируется продолжение пояснений ответчика. "Также пройдет допрос свидетелей. У защиты имеется много письменных доказательств", - сообщил Виктор В. Женков.

Мест в зале суда хватило не всем



По словам очевидцев, около 09.00 мск, за час до начала слушаний 7 апреля, у входа в Верховный суд стала образовываться длинная очередь, которая протянулась на 50 метров вдоль здания на Поварской улице. В очереди стояли журналисты, а также верующие - в основном, Свидетели Иеговы.

В здание суда пустили далеко не всех. "Меня, как верующую, этот суд затрагивает непосредственным образом, однако мне нельзя стать даже свидетелем процесса", - сказала не попавшая в зал девушка, представившаяся Марией.

"Мы видим, как медленно, но верно уничтожается религиозная структура. Сегодня - Свидетели Иеговы, завтра - баптисты, послезавтра - мусульмане", - сказал мужчина, представившийся Михаилом.

"По моему глубокому убеждению, наша религиозная организация стала банально неудобной другим руководящим органам других конфессий. Кто-то в высоких кругах пролоббировал начало процесса, результатом которого может стать запрет деятельности свидетелей Иеговы в России", - заявил верующий по имени Александр.

http://www.kavkaz-uzel.eu/

Власти несправедливо преследуют Свидетеля Иеговы в Южной Корее

Правительство Южной Кореи заключает в тюрьмы сотни мужчин, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Наказанию также подвергаются те, кто сочли службу в армии невозможной по соображениям совести уже после увольнения в запас.




С детства Син Тон Хюк знал, что однажды его призовут служить в вооруженные силы Южной Кореи. Получив повестку, он прибыл для прохождения службы, а по окончании службы в 2005 году был уволен в запас с хорошей аттестацией. Это означает, что, как резервисту, ему надлежало участвовать в регулярных военных сборах в течение последующих восьми лет.

Вскоре после увольнения в запас Син Тон Хюк начал изучать Библию. Мирная весть из этой книги так на него повлияла, что совесть уже не позволяла ему брать в руки оружие. Когда в марте 2006 года он получил повестку на военные сборы, он сообщил военному комиссариату о том, что не может участвовать в сборах по соображениям совести.

Есть ли на деле свобода совести?

Власти Южной Кореи не признают право на отказ от военной службы по убеждениям. В настоящее время более 40 Свидетелей Иеговы, чья совесть не позволяет им служить в армии, регулярно получают повестки на военные сборы.

Военное руководство проигнорировало отказ Син Тон Хюка от прохождения военных сборов и за 2006 год направило ему в общей сложности 30 повесток. Он продолжал получать повестки на протяжении последующих семи лет. Всего с марта 2006 года по декабрь 2013 года Син Тон Хюк получил 118 повесток на военные сборы *. В связи с тем, что каждый раз он в уважительной форме отказывался явиться для прохождения службы, его преследовали в судебном порядке и 49 раз признавали виновным, 69 раз он представал перед судами первой и апелляционной инстанций и ему были вынесены 35 приговоров суда.

Перед дилеммой

У суда не было сомнений, что Син Тон Хюк действовал из искренних побуждений. В своем решении от 7 октября 2014 года окружной суд города Ульсан отметил: «По понятным причинам, когда Син Тон Хюк стал Свидетелем Иеговы, ему ничего не оставалось, кроме как пойти на правонарушение по рассматриваемому делу, поскольку он оказался перед неразрешимой дилеммой: воинской обязанностью, с одной стороны, и убеждениями совести — с другой».

Хотя окружной суд понимал сложность его положения, суды Южной Кореи в известной степени скованы требованиями законодательства о воинской обязанности. Син Тон Хюк был оштрафован разными судами на сумму более 16 миллионов вонов (13 322 доллара США) и шесть раз приговорен к тюремным срокам, каждый по меньшей мере по полгода. Но всякий раз наказание заменялось на условное, а в одном из случаев суд приговорил его к 200 часам общественных работ.

Вот что сказал сам Син Тон Хюк: «Я испытывал сильнейший стресс и тревогу. Казалось, все это никогда не закончится. Из-за моих постоянных явок в суд страдал не только я, но и моя семья. Думаю, все эти девять лет моя мама страдала не меньше меня, что сильно подорвало ее здоровье. Я видел, как она переживала, и мое сердце обливалось кровью. Вся эта история ударила и по карману. Из-за постоянных вызовов в суд и выносимых приговоров мне пришлось семь раз сменить место работы, так как обязательное присутствие на заседаниях вынуждало меня постоянно пропускать работу».

Нарушение международных прав

Син Тон Хюк обжаловал все приговоры в разных судах Южной Кореи, но безрезультатно — Верховный суд отклонял его жалобы четыре раза. Исчерпав все правовые средства внутри страны, в июне 2016 года он обратился в Комитет ООН по правам человека (далее — Комитет). В своем обращении он заявил, что бесконечные вызовы в суд, судебные процессы и приговоры идут вразрез с обязательствами, которые Южная Корея взяла на себя, став участницей Международного пакта о гражданских и политических правах. В жалобе можно выделить три основных аспекта:

Многократные призывы в армию и повторное наказание тех, кто отказывается от военной службы по убеждениям, однозначно характеризуются в международных законах как нарушение права на справедливое судебное разбирательство.
Повторные призывы на военные сборы с последующим уголовным преследованием подчеркивают, что целью властей является принуждение к военной службе. Вся жизнь Сина превратилась в непрекращающийся судебный процесс, и то, что его право на отказ от военной службы представили как уголовное преступление, унизительно для человеческого достоинства.
Поскольку отказ Сина от военной службы прочно основывается на религиозных убеждениях, он заявил, что было нарушено его право на свободу совести и вероисповедования.
В ожидании справедливости

Син Тон Хюк не без оснований ожидает, что жалоба будет рассмотрена в его пользу, ведь Комитет в своих решениях неоднократно указывал, что Южная Корея обязана уважать право на отказ от военной службы по убеждениям *. Он ожидает такого решения, которое учтет особое положение находящихся в запасе. Син Тон Хюк поделился своими чувствами: «Я не жалею о том, что мне пришлось постоять за свои верования и личные убеждения, но я протестую против того, как со мной обошлись. Я надеюсь, что правительство Южной Кореи признает право человека на отказ от тех видов службы, которые противоречат его убеждениям». Свидетели Иеговы в Южной Корее и по всему миру разделяют его чувства.

«Неоднократное наказание лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, за неподчинение новому приказу о явке на военную службу может считаться наказанием за одно и то же преступление, если подобный последующий отказ основан на той же самой постоянной решимости, опирающейся на убеждения» (Соображения Комитета ООН по правам человека, Сообщение № 2218/2012 «Зафар Абдуллаев против Туркменистана», документ CCPR/C/113/D/2218/2012 от 25 марта 2015 года).

По объему материалов, которые надо исследовать, процесс продлится еще как минимум несколько дней

Интервью с адвокатом Виктором Женковым.

Какие ходатайства Вы заявили на процессе в Верховном суде и какие из них отклонены?

Виктор Женков: Нами было заявлено порядка 20 ходатайств – о привлечении в качестве соответчиков 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы в связи с тем, что министерство юстиции требует их ликвидации. Мы считаем, что нельзя ликвидировать в открытом судебном процессе юридическое лицо заочно, без его участия. Кроме того, министерство юстиции требует передать в доход государства имущество, перечисленное в иске, и среди этого имущества есть объекты, которые принадлежат иностранным юридическим лицам. Поэтому было заявлено ходатайство о привлечении в качестве заинтересованных лиц иностранных организаций.



Кроме того, было заявлено ходатайство о привлечении в качестве заинтересованных лиц физических лиц – 7 человек, которые сами изъявили желание участвовать в процессе, объясняя это тем, что они являются жертвами политических репрессий: в свое время, в советские годы, они, будучи детьми, были сосланы вместе с родителями в Сибирь на вечное поселение только за то, что их родители были Свидетелями Иеговы. Впоследствии государство реабилитировало их родителей и их самих, признав их жертвами политических репрессий, а теперь, по сути, им грозят те же репрессии в случае, если организация будет ликвидирована как «экстремистская». Также мы заявляли ходатайство о том, чтобы привлечь к участию в деле специалистов религиоведа и лингвиста. Все перечисленные выше ходатайства были отклонены.

Кроме того, нашей организацией был подан встречный иск, в котором организация просила признать ее жертвой политических репрессий в связи с подачей в суд иска министерства юстиции. Встречный иск тоже был отклонен.

- А какие-то Ваши ходатайства все-таки удовлетворили?

- Было удовлетворено ходатайство о допросе четырех свидетелей – жителей Москвы, верующих Свидетелей Иеговы, которые по существу иска могут пояснить свою жизненную позицию в отношении экстремизма.

- Каков Ваш прогноз относительно дальнейшего хода этого разбирательства?

- Следующее заседание у нас состоится в среду, 12-го. И думаю, по тому объему материалов, которые надо исследовать, процесс продлится еще как минимум несколько дней.

http://www.portal-credo.ru/

Запретить Свидетелей Иеговы — дело нехитрое. Этим баловались все тоталитарные режимы от Гитлера до Сталина

РИА Новости сообщило: «Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» теперь числится в списке общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена «в связи с осуществлением экстремистской деятельности».



Эти действия Минюст предпринял в преддверии рассмотрения Верховным судом иска о полной ликвидации Свидетелей Иеговы в России. Заседание назначено на 5 апреля, а уже сейчас можно ожидать массовых облав на верующих во всех регионах России — ни проповедовать, ни проводить молитвенные собрания Свидетели Иеговы не перестанут.
Теперь о немного о личном.

Скажу честно, за двадцать лет журналисткой карьеры я никогда не использовал служебное положение в личных целях, всегда избегал обсуждения религиозной тематики в своих программах и статьях, но сейчас не могу промолчать.

Десятки тысяч моих единоверцев, по взмаху пера, могут быть объявлены вне закона. Вот уже боле 20 лет я — Свидетель Иеговы. За это время я прошел путь от стажера до директора региональной телекомпании. И никогда не мог представить что мои религиозные убеждения могут стоить мне должности. А такое случилось несколько лет назад. Меня мягко попросили уйти с должности, потому что я не той веры, как надо.

Теперь же под удар поставлена свобода вероисповедания и свобода совести в России.
Удивительно, но даже на портале «Православие и мир» публикуются статьи типа «Почему не надо преследовать Свидетелей Иеговы?». И пусть автор местами не в теме, но он сформулировал весьма интересный вопрос: кто следующий?

Природа преследований Свидетелей Иеговы в России очень проста: желание угодить РПЦ и заодно отчитаться о ликвидации страшной «тоталитарной секты», «экстремистской организации»... Ведь, бумага не краснеет, отчеты стерпят все, а палочная система неистребима. У Минюста и прокуратуры будут прекрасные цифры — мы ликвидировали «экстремистскую организацию», которая раскинула сети во всех регионах России. Ну и что, что ее члены категорически отказываются брать в руки оружие, ну и что, что они не были замечены ни в одном мятеже простив власти за последние сто лет. Главное то, что они чужие, в систему не встроены и сдачи не дадут. А «погоны» и премии за переработку на дороге не валяются…

Запретить Свидетелей Иеговы — дело нехитрое. Этим баловались все тоталитарные режимы от Гитлера до Сталина. Вопрос в том, что как правило после преследований число Свидетелей и сочувствующих растет быстрее чем без оных. Режимы падают, а Свидетели остаются.

И, одно небольшое лирическое отступление для тех кто думает, что за православными точно не придут. Полностью православная Россия, за пару лет после 1917 года, стала атеистическим государством. Священников расстреливали, храмы рушили и  никто массово не вышел на улицы и ценой жизни не стал спасать веру. Разве это не удивительно?! Бывшие прихожане сами уничтожили свою религию.

Впереди нас ждет много интересного.

http://echo.msk.ru/

Репортаж: Третий день в Верховном суде слушается дело о запрете религии Свидетелей Иеговы

7 апреля 2017 г.


9:00    В Москве моросит мягкий дождь. Вдоль фасада Верховного суда растянулась большая очередь тех, кто пришёл на процесс в качестве слушателей. У здания суда на Поварской улице припаркован большой автобус, полный явно скучающих сотрудников полиции. Столь громкий процесс, похоже, нерядовое событие для работников суда. Однако удивительное спокойствие, которое, несмотря на явное волнение, сохраняют сотни верующих, лучше всяких слов убеждает в том, что экстремизм — это не про них.







9:40    Большой зал Верховного суда понемногу наполняется слушателями и журналистами.

10:00   Процесс начался с вопросов суда к представителю Минюста. Суд пытается разобраться с тем, что истец вменяет Управленческому центру в вину эпизод из 2014 года, когда, по сведениям министерства, Управленческий центр ввез в Россию публикацию, которая впоследствии будет признана экстремистским материалам. Суд интересует вопрос, как могла религиозная организация знать, что книга будет признана экстремистской, если ее нет в ФСЭМ.

10:10 Суд пытается понять, на какую норму закона опирается Минюст, утверждая, что местные религиозные организации (МРО) являются «структурными подразделениями» Управленческого центра. Минюст считает, что это логично, поскольку организации читают одну и ту же литературу и связаны между собой. Суд спрашивает, насколько в таком случае это отвечает требованиям правовой определенности. Не нарушит ли это закрепленное Европейской конвенцией право на свободу вероисповедания? Ведь было отказано в привлечении 395 организаций к участию в деле в качестве соответчиков. Вопросы остаются без внятных ответов.

10:20  Судья спрашивает у представителя Минюста, на основании чего они утверждают, что финансирование МРО Управленческим центром является именно финансированием «экстремистской деятельности»? Чем это объективно доказывается? Если ничем, то на чем тогда основаны претензии Минюста?

10:28 Очередь изложения возражений переходит к ответчикам. Однако прежде всего адвокат Омельченко ходатайствует о приобщении к делу выписок из Российской газеты с датами внесения в ФСЭМ тех или иных публикаций. Суд приобщает.

10:35 Первым выступает Василий Калин, председатель руководящего комитета «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России». Законны ли сегодняшние старания запретить Свидетелей? За 26 лет центр не привлекался к ответственности за экстремизм. «Если мы все эти годы были хорошими, то в какой момент мы стали экстремистами?» Если запрет случится, будет нанесён существенный вред, и преследования уже начались. Люди будут преследоваться только за совместное чтение Библии, и мы это уже проходили. Нас уже поставили в один ряд с такими организациями, как Талибан, Аум Сенрикё и другие. Позиция Свидетели Иеговы неизменна: подчиняться властям, молиться за них. Всегда придерживаются принципов миролюбия.

10:45 Калин рассказывает обстоятельства репрессий этой религии в СССР, которые он помнит сам. Он показывает суду удостоверение реабилитированной жертвы политических репрессий. Он спрашивает, какое теперь удостоверение хочет ему и его единоверцам выдать Минюст? Действия Минюста отбрасывают страну в прошлое.

10:50  Выступает заместитель Калина, Сергей Черепанов. Он рассказывает, какие меры были приняты центром Свидетелей Иеговы для профилактики экстремизма.

10:57 Черепанов упоминает, что центр Свидетелей Иеговы в списке опаснейших организаций. Он не юрист, но думает, что действия министерства уводят борьбу с экстремизмом по ложному следу. В последние годы в отношении Свидетелей Иеговы было возбуждено 20 уголовных дел по статье экстремизм. Хотя большинство дел завершилось оправдательными приговорами, права верующих были существенно нарушены, а их жизнь омрачена.

11:05   Черепанов упоминает случаи подбросов и фальсификаций, которые были заявлены в правоохранительные органы, однако полностью проигнорированы полицией и другими органами. Нет никаких сомнений в том, что центр Свидетелей Иеговы предпринял все возможные меры для противодействия экстремизму. Заместитель генпрокурора, который год назад подписал предупреждение Свидетелям Иеговы, отказался от встречи, на которой можно было бы прояснить, какие еще меры надзорный орган мог бы ожидать от Свидетелей Иеговы.

11:13   С экстремизмом борются во всем цивилизованном мире. Однако только в России за это преследуют Свидетелей Иеговы, богослужения которых в мире посещают около 20 миллионов человек. Преследовать их в России значит бросить вызов всем тем странам, где Свидетели Иеговы свободно исповедуют свою веру. На этом Черепанов заканчивает свое выступление и просит приобщить к делу тезисы его выступления.

Полный текст объяснения Черепанова С.Б. 

11:15   Выступление адвоката Женкова. Он убедительно доказывает, что, вопреки утверждению Минюста, среди целей и задач организации Свидетелей Иеговы нет экстремизма. Если за 100 лет неофициально и 26 лет официально существования Свидетелей Иеговы не было доказанного вреда от их деятельности, то на какой вред ссылается Минюст?

11:20 Женков обращает внимание, что абсолютное большинство публикаций Свидетелей были включены в ФСЭМ еще 8 лет назад. За эти годы не было ни одного террористического акта или акта вандализма со стороны Свидетелей Иеговы. Ничего подобного не было и до того.

11:24 Женков обращает внимание на то, что все эти публикации были включены в ФСЭМ еще до знаменитого постановления пленума Верховного суда, который разъяснил, что экстремизмом нельзя считать критику других религий.

11:25 Женков подчеркивает, что только некоторые эксперты находят признаки экстремизма в литературе Свидетелей Иеговы. Зачастую работают неквалифицированные эксперты. Суды рассматривают дела в отсутствие верующих. К примеру одна из брошюр, которая почти не содержит текста, была признана экстремистской за фразу «Избегай плохих поступков». В ответ на смех в зале Женков сказал, что людям, у которых проводят обыски из-за этой брошюры, не до смеха.

11:30 Две другие публикации внесены в ФСЭМ, но Свидетели Иеговы до сих пор не знают почему, несмотря на множество обращений и запросов. «Если так рассматривать печатные тексты, то Россию скоро можно вообще оставить без книг!»

11:35 Женков: Складывается впечатление, что прокуратура пытается любыми способами признать экстремистскими как можно большее число материалов Свидетелей Иеговы. К примеру, прокуратура подала в суд иск о признании экстремистской самой Библии, несмотря на прямую оговорку в законе, что Библия и цитаты из нее не могут признаваться экстремистскими. Из аргументации прокуратуры: «Взятая как книга, Библия перестает быть Библией, каковой она является только в Церкви». (Смех в зале.)

11:35  Женков: Складывается впечатление, что прокуратура пытается любыми способами признать экстремистскими как можно большее число материалов Свидетелей Иеговы. К примеру, прокуратура подала в суд иск о признании экстремистской самой Библии, несмотря на прямую оговорку в законе, что Библия и цитаты из нее не могут признаваться экстремистскими. Из аргументации прокуратуры: «Взятая как книга, Библия перестает быть Библией, каковой она является только в Церкви». (Смех в зале.)

11:39 Женков обращает внимание, что дела, связанные с признанием литературы Свидетелей Иеговы экстремистской, обжалованы в ЕСПЧ. 22 жалобы и объединены в одно производство. В ответ на запрос Страсбургского суда Российская Федерация официально признала, что литература Свидетелей Иеговы не содержит открытых призывов к насилию.

11:45 Верховный суд неоднократно постановлял, что дела о признании материалов Свидетелей Иеговы экстремистскими не затрагивают права «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России», и эти решения не отменены. А Министерство юстиции теперь считает, что наоборот, это затрагивает права центра. Но это ошибка.

11:55 Адвокат Женков документально обосновывает, что печатные материалы никогда не ввозились в страну после того, как были признаны экстремистскими. Это также относится ко всем эпизодам, которые Минюст вменяет верующим в своем иске.

12:05  При ввозе в страну практически каждой публикации у центра Свидетелей Иеговы были результаты экспертиз, не обнаруживающих в них признаков экстремизма. Таким образом, центр не мог предвидеть, что те или иные материалы могут быть признаны экстремистскими. Законодательство базируется на принципах правовой определенности и прогнозируемости последствий тех или иных действий. Однако в действиях государственных органов против Свидетелей Иеговы этот принцип явно не соблюден.

12:10  Выступление представителя ответчика Топорова. «Экстремизм Свидетелей Иеговы остается экстремизмом на бумаге». Никаких жертв, потерпевших или пострадавших от якобы «экстремистской» деятельности ни прокуратура, ни Минюст представить не смогли.

12:12  Топоров опровергает тезис Минюста о «финансировании экстремизма». Финансовая помощь, направляемая МРО, была направлена на обслуживание богослужебных зданий, оплату коммунальных услуг, иногда на помощь верующим, пострадавшим от стихийных бедствий.

12:17   Представитель Топоров: Минюст побуждает Высший судебный орган страны прибегнуть к двойным стандартам. Ранее суд, при поддержке Минюста, занимал последовательную позицию, что решения против местных организаций не затрагивают права Управленческого центра. Теперь же позиция министерства изменилась с точностью до наоборот. Оно пытается распространить санкции, наложенные на несколько местных организаций, на центр и на все остальные 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы.

12:22   Топоров анализирует правовой смысл понятия «входящие в структуру централизованной организации». Ссылаясь на законодательство, уставы и правовые заключения, Топоров показывает, что речь идет исключительно о канонической, духовной связи. Местные религиозные организации не являются филиалами и представительствами централизованной организации.

12:37   Топоров объясняет, что централизованная и местные организации Свидетелей Иеговы не несут ответственности по обязательствам друг друга. Центр не является учредителем ни одной из МРО. У каждой из них свой состав учредителей из 10 или более граждан. У каждой МРО свое уникальное наименование, свой собственный устав, обособленное имущество, право заключать гражданско-правовые договоры. Обращаясь к судье, Топоров приводит аналогию: вся судебная система России является единой структурой, однако областные суды не являются структурными подразделениями Верховного суда, но являются самостоятельными учреждениями.

12:43   Топоров недоумевает, почему подавляющее большинство, более 380 МРО России, которые никогда не получали никаких претензий от государства, должны быть ликвидированы, даже без всякого предупреждения и возможности что-то изменить? В деле имеются сотни и сотни результатов проверок разных ведомств, не выявившие никаких нарушений в деятельности всех этих МРО. 22 МРО Крыма, зарегистрированные по российскому законодательству и не совершившие ни одного нарушения, недоумевают, за что они должны быть признаны экстремистскими, а их имущество конфисковано? Почему МРО Москвы, зарегистрированное по предписанию ЕСПЧ и не совершившее ни одного правонарушения, должно подвергнуться столь суровой санкции?

12:52   Выступление представителя Максима Новакова. Его выступление посвящено анализу так называемых «новых фактов экстремистской деятельности», на которые ссылается в своем иске Минюст. Речь идет о штрафах, наложенных на несколько МРО по причине обнаружения в богослужебных зданиях экстремистских материалов.

13:06   Управленческий центр не привлекался к участию в делах, поэтому не имел эффективной возможности поднять вопрос о наличии провокаций. Между тем никакие доказательства для суда не могут иметь установленной силы. Судебные постановления о наложении штрафов не могут иметь преюдициальную силу. В противном случае это было бы нарушением права на справедливый суд. Решения, на которые ссылается суд,— это красивые закрытые «шкатулки», однако содержание этих «шкатулок» не столь приглядно. Чтобы иметь целостную картину и дать объективную оценку, суд должен оценить обстоятельства происшедшего. На богослужения врывается ОМОН, бросает всех мужчин на пол, им не позволяли даже поднять голову, в то время как неизвестные мужчины бесконтрольно передвигаются по зданию. На камеры зафиксировано, как ОМОН штурмом берет богослужебное здание и сотрудники полиции подбрасывают в шкаф запрещенные материалы, а потом их «обнаруживают».

13:12   Новаков рассказывает интересную подробность, недавно обнаруженную в материалах одного дела. Оказалось, что на одной из подброшенных публикаций стоит надпись, свидетельствующая о том, что данная публикация принадлежит одному из православных антисектантских центров!

13:18   Новаков обращает внимание, что сам термин структурное подразделение определен в названии соответствующей главы закона. Понятие «структурное подразделение» имеет отношение только к политическим партиям.

13:25   Суд объявляет перерыв до 12 апреля 2017 года 10:00.


https://www.jw-russia.org/

Главные отличия Свидетелей Иеговы от других