Мнение экспертов о судебном процессе над Свидетелями Иеговы

Эксперты не сочли экстремизмом утверждения свидетелей Иеговы об истинности своей религии.  Убежденность в исключительности вероучений присуща многим религиозным движениям, заявили сотрудники правозащитных организаций и религиоведы. Они усомнились в обоснованности рассматриваемого Верховном судом России иска о ликвидации управленческого центра свидетелей Иеговы.

Как сообщалось  7 апреля в Верховном суде России продолжились слушания по иску Минюста о запрете деятельности управленческого центра как экстремистской организации. По мнению ведомства, деятельность свидетелей Иеговы несет угрозу правам граждан и общественной безопасности. Представители ответчика назвали попытку запрета их деятельности политическими репрессиями, однако суд с этой оценкой не согласился. По словам представителя Минюста, после ликвидации организации правоохранительные органы смогут возбуждать дела по ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации)", предусматривающей штрафы от 300 до 800 тысяч рублей и сроки заключения от двух до 12 лет.



"Процесс выглядит предельно абсурдно"

Запрет деятельности свидетелей Иеговы на основании их убежденности в истинности своих вероучений является сомнительным, считает старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин.

"Теорию об исключительности религии разделяют и католики, и христиане, и мусульмане. Это нормальная, основополагающая позиция для монотеистических религий. Однако это не характерно для дальневосточных религий - буддизма, индуизма, даосизма, синтоизма. В настоящее время в "западном" мире считается, что все религии одинаковы, и постулат об исключительности не актуален", - рассказал религиовед.

Изучив доводы обвинения, М. Рощин пришел к выводу, что представители Минюста не имеют четкой позиции. "Они не в состоянии ответить на вопросы суда. Сторона обвинения не может сформулировать, в каких конкретно действиях она усматривает экстремизм. Такое впечатление, что ведомство не готово к процессу ".

Ученый акцентировал внимание, что к процессу не были подключены религиоведы. "Думаю, это сделано, чтобы позиция стороны обвинения не была совсем хлипкой. Причем есть профильные эксперты, которые изучали свидетелей Иеговы, в частности, Сергей Иваненко, автор двух книг (об этой религиозной организации)", - сказал М. Рощин.

Эксперт сообщил, что не отказался бы участвовать в процессе в случае приглашения. "Это интересно. Судя по отчетам в прессе, процесс выглядит предельно абсурдно", - пояснил Михаил Рощин.


"Тезис присущ подавляющему большинству мировых религий"

Вера в исключительность собственных убеждений является основой для судебного преследования свидетелей Иеговы в России, считает директор правозащитного центра "Сова", эксперт по вопросам религии, национализма и ксенофобии Александр Верховский.

"Данный тезис присущ подавляющему большинству мировых религий, это их естественное свойство. Этот аспект не был придуман при составлении закона об экстремизме. Он перекочевал туда из старых законодательных норм, которые были прописаны неаккуратно, когда речь шла о запрете национальной исключительности. Однако раса и религия - не одно и то же. Есть огромная разница между утверждением, что одни люди лучше других по врожденным свойствам, и тем, что они исключительны по своим взглядам", - рассказал  А. Верховский.

В начале 2009 года кампания по давлению на свидетелей Иеговы была инициирована Генеральной прокуратурой, напомнил А. Верховский.

"Имелось ли тогда в виду доведение до ликвидации, неизвестно. По всей России прошли массовые синхронные проверки организаций свидетелей Иеговы, проводимые Минюстом, пожарной инспекцией, прокуратурой. Кое-где представители проверяющей стороны показывали бумагу, на основании которой шла проверка: в документе говорилось о Генпрокуратуре", - сказал Верховский, уточнив, что "в последнюю минуту ведомство спихнуло судебное разбирательство на Минюст ".

"В феврале 2009 года прокурорам субъектов РФ было разослано поручение… о проведении проверки законности деятельности управленческого центра свидетелей Иеговы в России. К сожалению, характер формулировок поручения и предельно сжатые сроки его исполнения показывают, что речь идет о ясной установке на ликвидацию данной религиозной организации", - говорилось в написанном в апреле того же года открытом письме представителя головного офиса российских верующих Василия Калина к генпрокурору Юрию Чайке. Тогдашний уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин в письме Чайке, отметил, что прокуратура "формирует негативное отношение по отношению к религиозной организации" и "провоцирует преследования, нацеленные на поиск оснований для запрета ее деятельности".

Отказ суда привлечь к процессу религиоведов кажется Верховскому "не нормальным, но обычным".

"В большинстве дел с применением экстремистского законодательства, если речь идет о религиозных организациях, экспертизу делают не религиоведы. Такая система, конечно же, порочна ", - резюмировал эксперт.

"Ощущение, что процесс закончится не в пользу свидетелей Иеговы"

"Ситуация неоднозначная: еще хорошо, что Минюст не привлек своих религиоведов - могло стать и хуже", - высказал свою точку зрения эксперт Института прав человека, заведующий библиотекой правозащитной литературы Лев Левинсон, подразумевая связанных с официальной церковью специалистов.

Эксперт усомнился в желании Минюста "тащить патриархию в суд", так как в этом случае конфессиональная ангажированность станет очевидной.

Судья ВС России Юрий Иваненко ведет процесс объективно, считает правозащитник. "Судья задает интересные вопросы представителям Минюста, в частности, какие именно последствия повлекло распространение печатных материалов (впоследствии признанных экстремистскими)", - сказал Левинсон.

"Однако есть ощущение, что процесс закончится не в пользу свидетелей Иеговы. Уверен, в случае неудовлетворительного для религиозной организации решения оно будет обжаловано в Европейском суде по правам человека, но репрессивные меры это не остановит", - резюмировал Левинсон.

"Какое удостоверение хотите выдать людям, которых называете экстремистами?"

7 апреля судья Юрий Иваненко напомнил эпизод, когда в 2014 году управленческий центр свидетелей Иеговы ввез на территорию России литературу, признанную затем экстремистской. Судья поинтересовался у представителя Минюста, как можно было знать о ввозе запрещенного материала, если его не было в Федеральном списке экстремистских материалов (ФСЭМ).

Один из адвокатов ответчика успешно ходатайствовал о приобщении к делу выписок из "Российской газеты", где указаны даты внесения материала в ФСЭМ. Решение судьи было встречено одобрительным шепотом и негромкими аплодисментами присутствующих в зале.

Противоположный эффект произвело  выступление председателя руководящего комитета "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" Василия Калина.

Переживший ссылку в Сибирь В. Калин предъявил суду удостоверение реабилитированной жертвы политических репрессий. В гробовой тишине пожилой мужчина задал вопрос представителю Минюста: "Какое удостоверение министерство хочет предоставить людям, которых оно объявляет экстремистами?".

"Если так рассматривать тексты, Россию можно оставить без книг"

Адвокат Виктор Женков указал, что в деятельности свидетелей Иеговы нет экстремистской составляющей, несмотря на то что, многие их публикации занесены во ФСЭМ. "Ни одного факта применения силы в отношении органов правопорядка или мирных граждан зафиксировано не было", - отметил В. Женков в ходе заседания.

По мнению защитника, если повсеместно применять критерии, по которым печатные тексты организации были внесены во ФСЭМ, "то Россию скоро можно вообще оставить без книг". В качестве примера Женков привел аргументацию прокуратуры из иска о признании экстремистским перевода Библии, выполненного свидетелями Иеговы: "Взятая как книга, Библия перестает быть Библией, каковой она является только в Церкви". Эта цитата произвела на зал большой эффект: присутствующие засмеялись в голос, судье пришлось призвать их к спокойствию.

"Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами", - говорится в статье 3.1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

"Пока идет конструктивный диалог. Судья корректно ведет процесс, давая возможность работать", - прокомментировал итоги дня адвокат.

На следующем заседании, назначенном на 10.00 мск 12 апреля, планируется продолжение пояснений ответчика. "Также пройдет допрос свидетелей. У защиты имеется много письменных доказательств", - сообщил Виктор В. Женков.

Мест в зале суда хватило не всем



По словам очевидцев, около 09.00 мск, за час до начала слушаний 7 апреля, у входа в Верховный суд стала образовываться длинная очередь, которая протянулась на 50 метров вдоль здания на Поварской улице. В очереди стояли журналисты, а также верующие - в основном, Свидетели Иеговы.

В здание суда пустили далеко не всех. "Меня, как верующую, этот суд затрагивает непосредственным образом, однако мне нельзя стать даже свидетелем процесса", - сказала не попавшая в зал девушка, представившаяся Марией.

"Мы видим, как медленно, но верно уничтожается религиозная структура. Сегодня - Свидетели Иеговы, завтра - баптисты, послезавтра - мусульмане", - сказал мужчина, представившийся Михаилом.

"По моему глубокому убеждению, наша религиозная организация стала банально неудобной другим руководящим органам других конфессий. Кто-то в высоких кругах пролоббировал начало процесса, результатом которого может стать запрет деятельности свидетелей Иеговы в России", - заявил верующий по имени Александр.

http://www.kavkaz-uzel.eu/