Власти несправедливо преследуют Свидетеля Иеговы в Южной Корее

Правительство Южной Кореи заключает в тюрьмы сотни мужчин, отказывающихся от военной службы по убеждениям. Наказанию также подвергаются те, кто сочли службу в армии невозможной по соображениям совести уже после увольнения в запас.




С детства Син Тон Хюк знал, что однажды его призовут служить в вооруженные силы Южной Кореи. Получив повестку, он прибыл для прохождения службы, а по окончании службы в 2005 году был уволен в запас с хорошей аттестацией. Это означает, что, как резервисту, ему надлежало участвовать в регулярных военных сборах в течение последующих восьми лет.

Вскоре после увольнения в запас Син Тон Хюк начал изучать Библию. Мирная весть из этой книги так на него повлияла, что совесть уже не позволяла ему брать в руки оружие. Когда в марте 2006 года он получил повестку на военные сборы, он сообщил военному комиссариату о том, что не может участвовать в сборах по соображениям совести.

Есть ли на деле свобода совести?

Власти Южной Кореи не признают право на отказ от военной службы по убеждениям. В настоящее время более 40 Свидетелей Иеговы, чья совесть не позволяет им служить в армии, регулярно получают повестки на военные сборы.

Военное руководство проигнорировало отказ Син Тон Хюка от прохождения военных сборов и за 2006 год направило ему в общей сложности 30 повесток. Он продолжал получать повестки на протяжении последующих семи лет. Всего с марта 2006 года по декабрь 2013 года Син Тон Хюк получил 118 повесток на военные сборы *. В связи с тем, что каждый раз он в уважительной форме отказывался явиться для прохождения службы, его преследовали в судебном порядке и 49 раз признавали виновным, 69 раз он представал перед судами первой и апелляционной инстанций и ему были вынесены 35 приговоров суда.

Перед дилеммой

У суда не было сомнений, что Син Тон Хюк действовал из искренних побуждений. В своем решении от 7 октября 2014 года окружной суд города Ульсан отметил: «По понятным причинам, когда Син Тон Хюк стал Свидетелем Иеговы, ему ничего не оставалось, кроме как пойти на правонарушение по рассматриваемому делу, поскольку он оказался перед неразрешимой дилеммой: воинской обязанностью, с одной стороны, и убеждениями совести — с другой».

Хотя окружной суд понимал сложность его положения, суды Южной Кореи в известной степени скованы требованиями законодательства о воинской обязанности. Син Тон Хюк был оштрафован разными судами на сумму более 16 миллионов вонов (13 322 доллара США) и шесть раз приговорен к тюремным срокам, каждый по меньшей мере по полгода. Но всякий раз наказание заменялось на условное, а в одном из случаев суд приговорил его к 200 часам общественных работ.

Вот что сказал сам Син Тон Хюк: «Я испытывал сильнейший стресс и тревогу. Казалось, все это никогда не закончится. Из-за моих постоянных явок в суд страдал не только я, но и моя семья. Думаю, все эти девять лет моя мама страдала не меньше меня, что сильно подорвало ее здоровье. Я видел, как она переживала, и мое сердце обливалось кровью. Вся эта история ударила и по карману. Из-за постоянных вызовов в суд и выносимых приговоров мне пришлось семь раз сменить место работы, так как обязательное присутствие на заседаниях вынуждало меня постоянно пропускать работу».

Нарушение международных прав

Син Тон Хюк обжаловал все приговоры в разных судах Южной Кореи, но безрезультатно — Верховный суд отклонял его жалобы четыре раза. Исчерпав все правовые средства внутри страны, в июне 2016 года он обратился в Комитет ООН по правам человека (далее — Комитет). В своем обращении он заявил, что бесконечные вызовы в суд, судебные процессы и приговоры идут вразрез с обязательствами, которые Южная Корея взяла на себя, став участницей Международного пакта о гражданских и политических правах. В жалобе можно выделить три основных аспекта:

Многократные призывы в армию и повторное наказание тех, кто отказывается от военной службы по убеждениям, однозначно характеризуются в международных законах как нарушение права на справедливое судебное разбирательство.
Повторные призывы на военные сборы с последующим уголовным преследованием подчеркивают, что целью властей является принуждение к военной службе. Вся жизнь Сина превратилась в непрекращающийся судебный процесс, и то, что его право на отказ от военной службы представили как уголовное преступление, унизительно для человеческого достоинства.
Поскольку отказ Сина от военной службы прочно основывается на религиозных убеждениях, он заявил, что было нарушено его право на свободу совести и вероисповедования.
В ожидании справедливости

Син Тон Хюк не без оснований ожидает, что жалоба будет рассмотрена в его пользу, ведь Комитет в своих решениях неоднократно указывал, что Южная Корея обязана уважать право на отказ от военной службы по убеждениям *. Он ожидает такого решения, которое учтет особое положение находящихся в запасе. Син Тон Хюк поделился своими чувствами: «Я не жалею о том, что мне пришлось постоять за свои верования и личные убеждения, но я протестую против того, как со мной обошлись. Я надеюсь, что правительство Южной Кореи признает право человека на отказ от тех видов службы, которые противоречат его убеждениям». Свидетели Иеговы в Южной Корее и по всему миру разделяют его чувства.

«Неоднократное наказание лица, отказывающегося от военной службы со ссылкой на свои убеждения, за неподчинение новому приказу о явке на военную службу может считаться наказанием за одно и то же преступление, если подобный последующий отказ основан на той же самой постоянной решимости, опирающейся на убеждения» (Соображения Комитета ООН по правам человека, Сообщение № 2218/2012 «Зафар Абдуллаев против Туркменистана», документ CCPR/C/113/D/2218/2012 от 25 марта 2015 года).