Почему Свидетелям Иеговы подбрасывают запрещенную литературу?


Свидетелям Иеговы в последнее время все чаще стали подбрасывать запрещенную литературу и тут же ее обнаруживать в результате проводимых обысков.

В результате исследования накопленных доказательств Управленческий Центр Свидетелей Иеговы  в России сообщает следующее. 






Правоохранители и сотрудничающие с ними лица систематически подбрасывают на богослужения печатные издания, включенные в Федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ). Что движет этими людьми? Разве они не знают, что пытаясь найти нарушение у Свидетелей Иеговы, они сами грубо нарушают закон? Почему они это делают? 

Потому что отдельные должностные лица целенаправленно ограничивают свободу Свидетелей Иеговы. Чаще всего такие должностные лица стали жертвами недостоверной информации о Свидетелях Иеговы. Преследуя свою цель, они не брезгуют никакими средствами.

Потому что нет реальных нарушений закона со стороны Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы в своем религиозном обиходе не используют издания из ФСЭМ и скрупулезно проверяют богослужебные здания на их отсутствие. Недобросовестные представители власти, чтобы найти предлог обвинить Свидетелей Иеговы, вынуждены идти на фальсификацию улик.

Сегодня насилие направляется против Свидетелей Иеговы, завтра оно может быть использовано против других

Российские общины свидетелей Иеговы начинают в полной мере ощущать действие нового закона о миссионерской деятельности (в составе «пакета Яровой–Озерова»). 15 ноября с.г. в Калининграде завершилось рассмотрение последнего из четырех уголовных дел, возбужденных по Свидетелям Иеговы в соответствии с новым законодательством.







Суд не нашел в вероучительных беседах и рассказах о личном религиозном опыте ни состава административного правонарушения, ни признаков несанкционированной миссионерской деятельности. Но это не отменяет факта, что с июля по октябрь с.г. практически по всей России прошли следственно-судебные мероприятия по верующим.

Хронику действий правоохранителей подробно излагают информресурсы Свидетелей Иеговы и правозащитные организации. 17 ноября с.г. по обращению гражданина, сообщившего о распространении в городе Дзержинске (Нижегородская область) запрещенных материалов, была начата проверка в отношении местной общины свидетелей Иеговы. 16 ноября обыск прошел в общине верующих в Геленджике, в оцеплении здания общины принимали участие люди в казачьей форме. 15 ноября в городе Чапаевске Самарской области  община Свидетелей Иеговы по решению суда была оштрафована на 150 тыс. руб. за хранение экстремистских материалов (в настоящий момент в Федеральный список экстремистских материалов включены журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» и ряд книг движения. – «НГР»). Полученное в 2015 году прокурорское предупреждение членам общины оспорить не удалось, и организация признана виновной по ст. 20.29 КоАП (Распространение экстремистских материалов. – «НГР») – это может стать основанием для прекращения ее деятельности. 13 ноября с.г. правоохранители прервали богослужение верующих в городе Вилючинске на Камчатке, а также произвели обыск и изъяли аудиоаппаратуру, компьютеры, диски с записями Библии с сурдопереводом и печатные издания. В этот же день в Петропавловске-Камчатском оперативники провели обыск в Зале Царства. 8 ноября была оштрафована на 500 тыс. руб. община Свидетелей из ставропольского Буденновска – также за хранение литературы из Федерального списка экстремистских материалов. В этот же день в Кисловодске прошел обыск в богослужебном здании под предлогом возможности нахождения там оргтехники, которую похитили у другой религиозной общины. По факту экстремизма были ликвидированы общины в Орле, Элисте, Еврейской АО. Обыски у общин и их отдельных членов проходили в Карачаево-Черкесии, Мурманской области, Нижнем Тагиле, Петербурге и Воронеже, Петрозаводске и Костомукше (Карелия). В Ивановской области и Новороссийске на отдельных адептов завели уголовные дела.

Как сообщает правозащитный центр «Сова», Свидетелям Иеговы приходится сталкиваться не только с повышенным вниманием и давлением со стороны правоохранительных органов, но и с проявлениями религиозной нетерпимости. 6 августа с.г. в городе Рощино Приморского края произошел пожар в здании общины, причиной которого был назван поджог. В городе Артем верующие, собравшиеся на богослужение, нашли записку с угрозами и самодельное взрывное устройство. В октябре на заборе возле здания общины в Кирове появились надписи с угрозами. В октябре после убийства и обезглавливания жителя Комсомольска-на-Амуре в прессе появилась информация о том, что убитый при жизни посещал местную общину. Пошли слухи, что жестокое убийство якобы совершили верующие.

Директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов  сказал, что в своих предположениях Свидетели Иеговы могут быть не так уж далеки от истины. «Миссионерская часть «пакета Яровой» была принята как инструмент по ограничению деятельности потенциально нежелательных религиозных групп. Другое дело, каков критерий желательности–нежелательности и насколько внимательно власти и правоохранители будут пользоваться этим инструментом. ...».

«Свидетели Иеговы – очень активная религиозная организация, запрещение ее в общероссийском масштабе – дело очень сложное, в том числе и с юридической точки зрения, – сказал  замдиректора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин. – Поэтому рассматриваются конкретные события и правонарушения. Системного подхода как раз и нет. Процессуальные действия проходят только по конкретным случаям».

Главный редактор журнала «Государство, религия и Церковь в России и за рубежом» Дмитрий Узланер видит в происходящем эпизод общей тенденции последних лет: голос религиозных меньшинств стараются по возможности заглушить, лишая их основного инструмента влияния в обществе – миссионерской работы. «Общая тенденция последних лет очевидна – постепенное зажимание так называемых нетрадиционных религиозных движений. Вплоть до запрещения некоторых из них в недалеком будущем. Каждый новый закон, усложняющий свободу вероисповедания, есть шаг в этом направлении. Можно говорить о целенаправленных действиях против Свидетелей Иеговы. Но эти действия есть часть более общей тенденции. На мой взгляд, самое тревожное в происходящем – это легализация и легитимация насилия (в том числе государственного) против мирных сообществ верующих. Сегодня это насилие направляется против так называемых сект, но завтра это же насилие может быть использовано против традиционных религий».

http://www.ng.ru/

Трудно не увидеть явно выраженной тенденции к религиозной дискриминации

Свидетели Иеговы и их литература оказались объектом экспертизы, проводимой по поручению суда Центром социокультурных экспертиз в Москве. Одна экспертиза была проведена в августе 2015 года и послужила основанием для продолжающегося судебного дела в отношении «Священного Писания — Перевода нового мира», изданного Свидетелями Иеговы перевода Библии, а результаты второй экспертизы еще предстоит получить.







Доктор Марк Эллиотт
Авторитетные специалисты в России и за ее пределами подвергают сомнению результаты этих исследований. Например, доктор Марк Эллиотт, основатель и главный редактор журнала «Вестник служений и церквей Восток-Запад», говорит: «Официально назначаемые эксперты, дающие показания по вопросам религии, включая тех, кто выступает против перевода Библии Свидетелей, как правило, не обладают необходимыми знаниями, и их слабо обоснованные „заключения“ по вопросам веры не вызывают должного доверия».


Кандидат наук Роман Лункин
Говоря о Центре социокультурных экспертиз, кандидат наук Роман Лункин, возглавляющий Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН (Москва), отмечает, что «ни один из этих экспертов не имеет научной степени в религиоведении, а с литературой Свидетелей Иеговы они даже не знакомы. В их экспертных заключениях используются цитаты из материалов, предоставленных Центром Иринея Лионского — радикальной православной антикультовой организацией, которая известна своими нападками на Свидетелей Иеговы и на многие другие религиозные течения».


Доктор наук Екатерина Элбакян
«К сожалению, я вынуждена согласиться с Романом Лункиным,— говорит доктор наук Екатерина Элбакян, профессор кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений в Москве.— Это правда, что сегодня в России религиоведческая экспертиза зачастую проводится некомпетентными людьми, которые действуют „по указке“ и не вольны опубликовывать объективные результаты своих исследований».

Екатерина Элбакян, которая принимала участие в двух судах в Таганроге и присутствовала в качестве специалиста-эксперта в суде апелляционной инстанции в Ростове-на-Дону, продолжает: «Я видела своими глазами те видеоматериалы, на основании которых Свидетелей Иеговы обвиняли в экстремизме. Дважды я давала подробные объяснения, что это типичные христианские богослужения, не имеющие ничего общего с экстремизмом, однако суд оставил мнение эксперта без внимания. Трудно не увидеть здесь явно выраженной тенденции к религиозной дискриминации. Пока сохраняется такое отношение, есть серьезные опасения, что верующих и дальше будут клеймить „экстремистами“ за их верования».

В причине поджога богослужебного здания Свидетелей Иеговы предполагается религиозная неприязнь

Полиция Павлодарской области получила видеозапись, на которой неизвестный мужчина поджигает Зал Царства Свидетелей Иеговы.






Одноэтажное деревянное здание загорелось 14 сентября 2016 года. Площадь возгорания составила 200 квадратных метров. Корпус здания выгорел полностью.

Как рассказал начальник управления по делам религии Павлодарской области Даулет Закарьянов, в руки следователей попала видеозапись с соседней автостоянки, которая запечатлела неизвестного человека во время поджога богослужебного здания. Видеозапись не очень хорошего качества, но на ней видно, как мужчина, облив чем-то стену здания поджигает его, некоторое время смотрит на пожар и спокойно уходит.

По просьбе следствия управление организовало встречу полиции с верующими. Во время просмотра видео одна женщина узнала в ночном посетителе своего родственника.

- Скорее всего, имел место семейный конфликт, очевидно мужчина был против, чтобы  кто-то из его родственников придерживался взглядов Свидетелей Иеговы. Это и толкнуло его на этот поступок, - высказал свое мнение Даулет Закарьянов, добавив, что следствие еще не закончилось.

Сейчас Свидетели Иеговы лишены возможности проводить богослужение в Зале Царства, но они надеются собрать деньги и в будущем построить новое здание.

http://www.zakon.kz/

Отзывы о Свидетелях Иеговы

Недавно Свидетели Иеговы завершили шестилетний проект по расширению Ферм Общества Сторожевой Башни в Уолкилле (штат Нью-Йорк). В последние два года в связи с ускорением темпов строительства появилась необходимость в дополнительном жилье для рабочих-добровольцев. Для этого по соседству были арендованы 25 домов.

Арендаторы

Как собственники этих домов отзываются об арендаторах — Свидетелях Иеговы?







«Мы очень довольны нашими жильцами,— пишет одна женщина.— Мы с мужем живем прямо напротив [сдаваемой в аренду собственности] и всегда ощущали их дружелюбие и готовность сотрудничать».

Другая женщина, которая тоже живет рядом с домом, который сдает, написала о своих жильцах: «Наши впечатления о них — самые приятные. За нашим домом есть чудный пруд. Мы часто приглашали ребят искупаться, и они всегда вели себя вежливо и учтиво. Они нам очень понравились, и нам будет их не хватать. Лучших арендаторов сложно себе и представить».

«Эти люди оказались не только порядочными жильцами, но и прекрасными соседями»,— сказал хозяин еще одного из домов.

Отношение к арендуемой собственности

Что говорят собственники о состоянии жилья после отъезда арендаторов?

«Они всегда платили вовремя, о доме хорошо заботились и оставили его в превосходном состоянии».

«Спасибо вам и всему Обществу Сторожевой Башни за заботу о нашем доме»,— говорит один из арендодателей, чьи слова приводились выше. По его словам, он не ожидал, что Свидетели проведут «настолько тщательную» уборку.

«Зная, насколько надежна ваша организация,— говорит одна женщина,— мы даже не потребовали залог. Оба объекта были возвращены в безупречном состоянии».
«Могу ли я нанять ваших людей работать на меня? — спросил один из арендодателей, которому Свидетели сделали небольшой ремонт в доме.— Обещая выполнить работу к определенному дню, вы всегда укладывались в срок. От своих работников я никак не могу добиться выполнения работ в обещанные сроки».

Общие впечатления

Прежде чем срок аренды по одному из домов истек, собственник написал, что если Свидетели решат возобновить контракт, то он готов «предоставить финансовое поощрение» в виде ощутимой скидки на аренду.

Другой собственник сказал: «Мы бы с удовольствием вновь сдали дом в аренду Обществу Сторожевой Башни, если бы появилась такая возможность».

В Мордовии Свидетелям Иеговы повторно подбросили запрещенную литературу и оштрафовали

По сообщениям СМИ в городе Саранск, Мордовия, Свидетелей Иеговы повторно оштрафовали за хранение экстремистских материалов. 6 декабря Ленинский районный суд постановил взыскать с религиозной организации 150 тысяч рублей.






Запрещенная литература была обнаружена при проведении обыска, проходившего 13 октября в богослужебном здании религиозной организации. Во время обысков среди религиозной литературы Свидетелей Иеговы были "обнаружены" две книги входящие в список экстремистских материалов. Кроме того, часть изъятых книг и брошюр была направлена на экспертизу, которая признала их экстремистскими.

Свидетели Иеговы заявляет, что запрещенные материалы были подброшены правоохранителями проводившими обыск. Однако суд не принял во внимание доводы Свидетелей Иеговы. Так как прецедент повторился во второй раз, суд назначил в качестве меры пресечения штраф на сумму в 150 тысяч рублей.

http://www.vladtime.ru/

Эксперты осуждают попытки запретить «Священное Писание — Перевод нового мира» в России

Российские власти предпринимают попытки запретить и объявить «экстремистским» изданный Свидетелями Иеговы перевод Библии «Священное Писание — Перевод нового мира».







                                                           Доктор наук Екатерина Элбакян.

Ирония в том, что если суд вынесет решение в пользу прокуратуры, то, по словам Екатерины Элбакян, профессора кафедры социологии и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений в Москве, любой запрет, наложенный на «Перевод нового мира», будет «нарушать дополнение к статье 3 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“, подписанного президентом Путиным осенью 2015 года». Дополнение к статье 3 гласит: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами».


Кандидат наук Роман Лункин

«Трудно даже вообразить, что принятие закона, дающего неприкосновенность одним священным текстам, могло бы привести к запрету других священных текстов»,— говорит кандидат наук Роман Лункин, возглавляющий Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН (Москва). Он также сказал: «Первыми пострадали Свидетели Иеговы и их перевод Библии».




Доктор Джеффри Хейнз.
«Попытки России, как участника Международного пакта о гражданских и политических правах, запретить такую Библию идут вразрез с конвенциями о свободе вероисповедания»,— отмечает доктор Джеффри Хейнз, профессор политических наук и директор Центра религиоведения, конфликтов и сотрудничества при Лондонском университете Метропо́литен.

Дело в отношении «Перевода нового мира» рассматривается в Выборгском городском суде (138 километров к северу от Санкт-Петербурга). 26 апреля 2016 года, на второй день предварительных слушаний, судья удовлетворил просьбу прокуратуры отложить дело до получения результатов назначенной судом экспертизы «Перевода нового мира». Свидетелям Иеговы не дали возможности выступить в свою защиту, и суд поручил проведение экспертизы Центру социокультурных экспертиз, на чьих негативных оценках «Перевода нового мира» изначально и основывался иск прокуратуры. То, что экспертизу поручили именно этому центру, является, в свою очередь, нарушением сложившейся в Верховном суде РФ судебной практики, поскольку сторона ответчика имеет право ходатайствовать об отводе эксперта, если до этого он уже высказывал мнение по рассматриваемому в суде объекту.


Доктор Герхард Безье
Пока стороны ожидают результатов назначенной судом экспертизы, различные специалисты уже отозвались благосклонно о переводе Свидетелей. Один из таких специалистов, Герхард Безье, директор Института по изучению свободы и демократии имени Зигмунда Ноймана, комментирует: «„Перевод нового мира“ получил высокую оценку библеистов, принадлежащих к самым разным религиозным общинам по всему миру».

Также информационно-аналитический центр «Сова», расположенный в Москве, в своем ежемесячном обзоре «Неправомерный антиэкстремизм» за февраль 2016 года констатирует: «С нашей точки зрения, „Перевод нового мира“ не содержит признаков экстремизма». С тех пор практически в каждом ежемесячном обзоре центр «Сова» снова и снова напоминает о своей позиции в отношении действий России, как, например, в обзоре за июнь 2016 года: «Напомним, мы считаем неправомерными запреты литературы Свидетелей Иеговы как экстремистской, преследования верующих за ее распространение, а также ликвидацию их общин. Подобные действия властей мы расцениваем как религиозную дискриминацию».


О «Переводе нового мира»
Больше ста лет Свидетели Иеговы в России использовали в своих богослужениях различные переводы Библии, включая Синодальный и перевод архимандрита Макария. В 1994 году Свидетели приступили к переводу Библии на современный русский язык, работа над которым длилась 12 лет. В 2007 году было выпущено полное издание «Перевода нового мира» на русском языке. С тех пор было напечатано более 4,8 миллиона экземпляров этого издания. «Перевод нового мира» полностью или частично доступен на 137 языках, на сегодняшний день выпущено более 217 миллионов экземпляров. Свидетели Иеговы в России, а их около 175 000, в рамках своей миролюбивой и общественно полезной деятельности предлагают интересующимся людям Библию бесплатно.

Комиссар военкомата слышит библейскую весть из уст призывника

"Я два года ходил в военкомат с заявлением, чтобы разрешили проходить альтернативную службу", — рассказывает один из первых "альтернативщиков" Владислав, член общины Свидетелей Иеговы.






"Меня раньше хотели отправить в Слуцк служить. Но по моим убеждениям я не могу иметь статус военнослужащего и носить военную форму. Я сразу говорил об этом комиссару. До того приносил справку от общины, с печатью. При личной беседе с комиссаром даже зачитывал библейские стихи", — рассказывает Владислав.

В конце декабря он поедет служить в Щучин, за 250 километров от дома, три года будет работать в лесхозе. При этом в его родной Солигорск, по информации Еврорадио, приезжают альтернативщики из других регионов. По закону ему должны дать жилье, раз в месяц будут платить 150% прожиточного минимума, это около 270 рублей.

"Альтернативная служба в Беларуси — это "химия" для призывников"
Еще один альтернативщик из Молодечно уже начал работу в доме-интернате для пожилых людей в Волковыске, за 245 километров от дома. В Молодечно также есть психоневрологический интернат, несколько больниц и поликлиник, где по закону могут служить альтернативную службу.

"Уборка подсобных помещений, уборка мусора, мытье окон, мелкий ремонт, стирка белья, оказание помощи, работа на огороде", — перечисляют обязанности альтернативщика в администрации волковысского интерната.

Пока известно лишь о пятерых альтернативщиках по всей стране. Хотя на такую ​​службу хотели пойти одиннадцать человек.

Закон об альтернативной службе принят Палатой представителей еще в 2015 году. Но служить по нему начинают только в этом году. Чтобы попасть на такой вид службы, призывник должен доказать, что не может служить в обычной армии по религиозным убеждениям. Люди без высшего образования служат альтернативно три года, с дипломом — два года.

Человек, проходящий альтернативную службу, не может работать в это время. Его могут привлекать к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Также альтернативщикам запрещено участвовать в забастовках.

Помимо пребывания вне казарм, альтернативщики могут стоять в очереди на улучшение жилищных условий во время службы и год после нее.

"Условия прохождения такой службы, мягко говоря, некомфортные. Срок службы увеличен вдвое, непонятно, чем это обусловлено. Те же, кто служит в резерве, имеют более комфортные условия. Поэтому непонятно, почему люди, которые имеют какие-то убеждения, таким образом дискриминируются", — высказывает вопросы к закону "Об альтернативной службе"
правозащитник Валентин Стефанович.

http://euroradio.fm/ru/

Свидетелям Иеговы из Костомукши не удалось оспорить несправедливое решение

7 декабря 2016 года Верховный суд Республики Карелия оставил в силе постановление Костомукшского городского суда от 7 октября 2016 года, которым местная религиозная организация Свидетелей Иеговы была оштрафована на 50 тыс. рублей по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистских материалов с целью массового распространения).






Административное дело в отношении местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Костомукша" было возбуждено 28 июля 2016 года после того, как в богослужебном помещении были найдены запрещенные издания. Верующие уверены, что литература им была подброшена.

Одно из сми приводит высказывание прокуратуры.

"В  нашей стране за хранение материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, предусмотрено наказание."

Если быть более точным, то наказание предусмотрено за хранение материалов с целью их массового распространения.  В обысках проведенных у Свидетелей Иеговы в большинстве случаев запрещенная литература была подброшена. Даже если бы эта запрещенная литература на самом деле хранилась бы у верующих, это тоже еще не является правонарушением.

Нарушением закона является тот факт, когда будет доказано, что это литература хранилась с целью массового распространения.  Предположим, например кто то из верующих в публичном месте массово распространял запрещенную литературу. На момент распространения у верующего при себе оказалась литература запрещенная к распространению. В таком случае имеет место нарушение закона как  распространение запрещенной литературы, так и хранение ее с целью распространения. Но Свидетели Иеговы не занимаются противозаконной деятельностью, а правоохранительные органы не могут предоставить  фактов доказывающих нарушение закона. По этой причине адвокаты Свидетелей Иеговы пытаются убедить судебные инстанции в отсутсвии правонарушения со стороны верующих. Однако как показывает практика чаще всего Свидетелям Иеговы это не удается сделать.

У многих специалистов , юристов, экспертов обвинительные приговоры в отношении Свидетелей Иеговы вызывают недоумение.

Специалисты утверждают, что судебная система в РФ далека от совершенства. Недавние события  лишний раз доказывают это. На встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ 8 декабря глава государства зачитал отрывок из постановления мирового судьи. В документе говорилось, что человек пытавшийся защитить свои права совершил преступление «путем написания заявления в Липецкую облпрокуратуру».

- В постановлении суда написано: такой-то, фамилия и дальше - совершил (преступление) путем написания заявления в Липецкую областную прокуратуру… От таких вещей, когда я смотрю, у меня просто волосы оставшиеся дыбом встают. Что это такое? Вы совсем с ума сошли, что ли? Просто удивительно! - сказал Путин.

Президент усомнился в компетенции работников судебной системы, принимающих такие решения, поручив Генеральному прокурору и председателю Верховного суда разобраться с этим случаем.

Многим людям, в том числе и Свидетелям Иеговы остается только надеяться , что когда нибудь суды будут принимать справедливые судебные решения основанные на законе.

http://www.sova-center.ru

Больше двух не собираться? Интервью с адвокатом и членом Совета по правам человека при Президенте РФ Владимиром Ряховским

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ (Закон Яровой) принимался ради обеспечения общественной безопасности. Поправки, касающиеся верующих и религиозных объединений, вступили в силу 20 июля 2016 года. Закон внес изменения в Закон о свободе совести (Глава III-1. Миссионерская деятельность. Статья 24-1. Содержание миссионерской деятельности. Статья 24-2. Порядок осуществления миссионерской деятельности), в Кодекс об административных правонарушениях (в статье 5.26 КоАП РФ) и в Жилищный кодекс РФ (часть 3 статьи 17 и статья 22 часть 3-2). Санкции предусматривают штрафы для граждан до 50 тысяч, а для организаций до 1 млн рублей.






Трактовка этого закона и практика его применения показала, что он может иметь самое широкое действие, его положения можно применить, к кому угодно. Большинство верующих и чиновников восприняло возможные последствия закона более или менее однозначно. Во-первых, каждый верующий, говорящий о Боге вне культового здания от имени религиозного объединения, должен иметь при себе документ от организации. Однако в ходе вебинаров Славянского правового центра адвокаты не раз говорили, что конституционное право на личное исповедание веры и распространение убеждений сохраняется и «миссионерской деятельностью» в смысле Закона является не личная проповедь, а лишь миссия от имени религиозного объединения.
Во-вторых, религиозные группы, которые уведомили о свое существовании, также должны выдавать документы своим миссионерам. Но в реальности полиция и суды стали требовать, чтобы любые группы уведомляли о своем существовании. Так ли это и что делать верующим, которые собираются вместе помолиться или провести какой-либо обряд, порталу «Религия и право» пояснил адвокат и член Совета по правам человека при Президенте РФ Владимир Ряховский.

Роман Лункин (Р.Л.): Во время полевых социологических исследований в российских регионах сотрудники администраций, отвечающие за взаимодействие с религиозными объединениями, настаивают на том, что группы верующих должны регистрироваться. Некоторые чиновники даже используют различные методы для того, чтобы принудить религиозную группу уведомить о своем существовании. Получается, после принятия Закона Яровой просто так собираться уже нельзя? 

Владимир Ряховский (В.Р): Логика обязательной регистрации религиозных групп в корне порочна и не соответствует закону. Согласно Конституции РФ (ст.28) есть право, гарантированное каждому — свободно исповедовать и распространять свои убеждения. Конкретизирует это конституционное право Закон о совбоде совести. В п.1 ст.3 подробно расписано, что означает право на свободу совести. В связи с тем, что в настоящее время возникает масса интерпретаций этого права, стоит привести этот пункт ст.3 Закона о свободе совести полностью:
«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения».
Таким образом, закон подробно описывает все виды религиозной активности, отмечая, что это активность может происходить не только в рамках объединений, а В ТОМ ЧИСЛЕ, в виде создания религиозных объединений.
Согласно российскому законодательству, создание религиозного объединения является правом, а не обязанностью верующих.

Р.Л.: Вместе с тем, в Законе о свободе совести говорится, что объединения существуют в виде групп и организаций. Ничего другого не предусмотрено. Что такое религиозная группа тогда? 

В.Р.: Закон о свободе совести (ст.7), действительно, описывает религиозную группу в качестве одного из видов объединений верующих, существующих без права юридического лица. Религиозная группа сама может уведомить о своем существовании. Кроме того, предусмотрено, что централизованная организация также может представить в Минюст РФ сведения о религиозных группах, обозначив начало их деятельности.
Но я полагаю, что все нормы надо рассматривать в совокупности, то есть все положения Закона о свободе совести с нормами Конституции РФ. А эти нормы говорят, что обязанности уведомлять или регистрировать группы верующих нет. Стремление прописать в законодательстве неформальные образования по религиозному признаку, обязав их регистрироваться, приведет к абсурдным ситуациям.
Если я встречаюсь со своим соседом, чтобы обсудить богословские вопросы, то это группа. Моя семья — это тоже группа. Два молящихся человека — это группа. И я каждый раз должен уведомлять о семейной молитве? Это абсурд.
Даже в советское время не было такого требования — уведомлять о любой встрече по религиозным мотивам.

Р.Л.: В рамках уже около двадцати административных дел, которые были возбуждены по незаконной миссионерской деятельности, значительная часть связана с миссией якобы религиозных групп. Дело в том, что полицейский или судья видят, что де факто проповедует и приглашает верующих группа, да и выглядит их проповедь как «миссионерская деятельность». Что делать? 

В.Р.: Давайте начнем с самого начала. Регистрацию по нашему законодательству проходит религиозная организация. Если группа верующих намерена действовать на правах религиозной группы, т.е. без регистрации и приобретения статуса юридического лица, то она уведомляет органы власти о своем существовании.
Порядок регулирования миссионерской деятельности относится к тем объединениям (религиозным организациям и группам), полномочия которых подтверждены. Таким образом, определение миссионерства в Законе Яровой не касается исповедания и распространения веры отдельными гражданами, как лично, по отдельности, так и совместно. Подобная позиция была подтверждена также и Правовым управлением Администрации Президента РФ (ответ на запрос верующих был получен еще в июле 2016 года).
Опять же должна быть совокупность всех признаков для того, чтобы могло применяться определение миссионерской деятельности в смысле Закона Яровой.
С моей точки зрения, должно быть очевидным, что религиозная группа становится таковой только после того, как она уведомила органы юстиции о своем существовании (по своему желанию). После этого группа может принять решение общим собранием, что она кому-либо выдает документ на ведение миссионерской деятельности. Просто несколько верующих в доме или в квартире не являются «религиозной группой», а следовательно, не могут и не имеют права по закону выдать никакого документа на миссионерство.
Собрание верующих граждан, не уведомивших органы власти о том, что они религиозная группа, не являются субъектом миссионерской деятельности. К ним не может применяться Закон Яровой в части контроля миссионерской деятельности. В противном случае, даже двое людей уже должны подавать уведомление о своей «религиозной деятельности».
В Законе о свободе совести четко обозначено, что на ведение миссионерской деятельности полномочия должны давать организации и группы (подразумевается, что это группы, подавшие уведомление, у которых есть общее собрание, руководящие органы). Отдельно регулируется проповедь иностранных граждан, которые могут заниматься миссионерством от имени организации, которая их приглашает.

Р.Л.: Но вопреки распространенному мнению граждане РФ и иностранцы вполне могут проповедовать лично от себя? 

В.Р.: Закон не ограничивает права граждан на проповедь и миссионерство, если это происходит не от имени религиозной организации или группы. Уже есть целый ряд судебных решений, оправдывающих граждан, которые в личном качестве говорили о вере и распространяли свою литературу. Были оправданы евангельские верующие, которые раздавали Новый Завет в электричке на Ярославском вокзале. В Калининграде в нескольких судах были оправданы верующие - было отказано в вынесении постановлений по четырем административным дела в отношении Свидетелей Иеговы, рассказывавших о своей вере. Суды отметили, что закон «О свободе совести» не содержит запрета на распространение личного религиозного опыта и общение на религиозные темы. Деятельность верующих, которые просто хотели реализовать свое право на распространение своих религиозных взглядов, не содержит совокупности признаков миссионерской деятельности, установленных законом, а поэтому не может рассматриваться как миссионерская. Решения в пользу верующих в ЛУ ОВД Ярославского вокзала и мировыми судьями Калининграда были приняты в ноябре 2016 года.
Вместе с тем, были и будут неправильные трактовки Закона Яровой, как в случае с баптистом Дональдом Оссервааде из Орла, который проводил собрание по чтению Библии на дому. В Орле органы юстиции сообщили суду, что никакой религиозной группы во главе или с участием Оссервааде не существует. Только на этом основании уже можно было ставить точку. Баптист не является субъектом правонарушения. Более того, даже в приглашениях на свою библейскую группу Дональд писал, что он является просто лично баптистом-проповедником. Но суд оштрафовал его на 40 тысяч рублей.
Другой вопиющий пример — дело африканцев, выходцев из Ганы, которые обучаются в Твери. Студенты — протестанты пятидесятнического направления - собирались на молитву и богосужения, за что были оштрафованы. Во-первых, органы юстиции также предоставили суду сведения о том, что такой религиозной группы, уведомившей о своем существовании нет. Во-вторых, как иностранные граждане, временно пребывавшие для обучения в России, африканцы даже не имели права создать религиозную группу. А значит, даже если бы захотели, не смогли бы выдать документ о полномочиях миссионера своему лидеру.
Во время консультаций по Закону Яровой я неоднократно говорил, что проповедь и миссия в христианском понимании, в рамках богословия, и определение миссионерской деятельности в Законе — это разные вещи. Именно это надо доказывать сотрудникам полиции и в ходе судебных разбирательств, занимая четкую и жесткую позицию.

Р.Л.: Попытка регулировать миссионерскую деятельность все равно оставляет слишком много вопросов, а значит и возможностей для злоупотреблений. Это и запрет на миссионерство в жилых помещениях, и в целом существование домашних групп верующих в самых разных церквях. У всех верующих — от протестантов до мусульман — также вызывает беспокойство порядок уведомления о существовании религиозной группы. Не совсем понятно, какие сведения предоставлять, какой список участников группы подавать в органы юстиции. 

В.Р.: В законе сказано, что в уведомлении указываются участники религиозной группы. И к этому всегда можно придраться, так как может быть указано пять человек, а во время собрания проверяющие органы обнаружат 10 или 15. Но ответственности за это не предусмотрено, то есть религиозную группу нельзя наказать.
Безусловно, в законе отмечается, что нельзя миссионерствовать в жилых помещениях, за исключением в случае проведения обрядов, церемоний, богослужений. И получается, что в смысле закона обряд в жилом помещении, молитва — могут и не являться миссионерской деятельностью. Также и собрание домашней группы, где может читаться Библия — это также форма обрядов, церемоний, богослужений.
Следует заметить, что если домашняя группа — от религиозной организации, то есть верующие зарегистрированной церкви посещают и общее богослужение и еще собираются на дому, то это деятельность религиозной организации. Лидер такой группы должен иметь документ от организации, где подтверждаются его полномочия на миссионерскую деятельность. На собрания таких домашних групп могут вполне приглашаться люди, не принадлежащие к данной конфессии, вообще неверующие. Но я бы не советовал абсолютно всем членам группы или организации выдавать документ о полномочиях миссионера. Кто-либо вольно или невольно может подставить организацию или группу, а за это грозит большой штраф.

http://www.sclj.ru/