Белгородским Судом проигнорированы позиции Европейского суда по правам человека

11 февраля 2016 г. было вынесено  решение о ликвидации местной религиозной организации (МРО) Свидетелей Иеговы в г. Белгороде.

Днем раньше 10 февраля, Белгородский областной суд также  вынес решение о ликвидации местной религиозной организации (МРО) Свидетелей Иеговы в г. Старый Оскол, в которой на момент ликвидации имелось 11 членов.







Решения о прекращении деятельности организаций Свидетелей Иеговы в Белгородской области не вступили с силу, но до окончательного вердикта Верховного суда РФ их деятельность должна быть приостановлена.

Вместе с тем, данное решение не означает запрета религии Свидетелей Иеговы (СИ) в Белгороде и Старом Осколе, сообщает 11 февраля пресс-служба Управленческого центра СИ в России.

Судом проигнорированы позиции Европейского суда по правам человека, выраженные в Постановлении от 10 июня 2010 года по делу «Религиозная община Свидетелей Иеговы в г. Москве и другие против Российской Федерации».

Управленческий центр СИ в России выражает свою обеспокоенность тем, что 11 Свидетелей Иеговы из Старого Оскола и 11 их единоверцев из Белгорода подверглись религиозной дискриминации. Суд фактически не позволил им представлять доказательства, свидетельствующие о надуманности выдвинутых прокурором обвинений.

http://www.portal-credo.ru

Волна преследований Свидетелей Иеговы расширяется

10 февраля 2016 г. прошло заключительное заседание по административному иску прокурора Белгородской области о ликвидации старооскольской организации «Свидетели Иеговы». Суд признал её не соответствующей требованию Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».







Организацию должны ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Адвокаты ответчика не согласны с принятым решением и обжалуют его в судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ.

10 февраля также рассматривают иск регионального прокурора о признании экстремистской белгородской религиозной организации Свидетелей Иеговы, её ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ. Результат заседания будет известен позже.

http://www.belpressa.ru/

Выборгская таможня запретила ввоз Библии в Россию, а Арбитражный суд Сакт-Петербурга поддержал этот запрет

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области накануне своим решением отказал Свидетелям Иеговы в удовлетворении жалобы на действия Выборгской таможни, которая в прошлом году не впустила в Россию партию религиозной литературы. Прежнее решение суда оставлено в силе.







27 ноября 2015 года Выборгская таможня блокировала ввоз в Россию партии Библий в официальном переводе РПЦ (Синодальное издание), а также партию "Познавательной Библии", выпущенной Российским библейским обществом. Книги и брошюры были изготовлены в Германии, отправителем выступало Религиозное общество Свидетелей Иеговы в Финляндской Республике, которое передавало в дар российским верующим всю партию.

Напомним, в течение прошлого года сотрудники Выборгской таможни изъяли более 10 миллионов брошюр и Библии  у Свидетелей Иеговы».

http://fontanka.fi/

Суд не принял во внимание заключение комиссии по правам человека при Призиденте РФ

При рассмотрении  вопроса о запрете сайта Свидетелей Иеговы www.jw.org в Конституционном Суде ,  комиссия Совета при Президенте РФ по правам человека представила в Суд заключение о том, что признание сайта «экстремистским» нарушило право верующих на судебную защиту, поскольку дело рассматривалось без владельца сайта.







Однако Суд отказал в рассмотрении жалобы, не устранив правовую неопределенность, в результате которой сайты могут признаваться экстремистскими без предоставления их владельцам права на эффективную правовую защиту. Не дано надлежащей оценки и тому, что сайт признан «экстремистским» при отсутствии на нем материалов из ФСЭМ, а лишь потому, что на нем могут появиться такие материалы!

http://www.jw-russia.org/

Может ли Уполномоченный по делам религиии Беларуси "снять с регистрации" Свидетелей Иеговы?

Дина Шавцова - юрист, координатор международной образовательной программы Сети домов прав человека "Международное право для защиты общественных интересов" в Беларуси.

"Уполномоченный по делам религий и национальностей Беларуси Леонид Гуляко в будущем не исключает возможности снятия с регистрации некоторых общин свидетелей Иеговы за нарушения законодательства. Об этом он заявил сегодня на коллегии Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА".







Можно предположить, что говоря о “снятии с регистрации” Уполномоченный по делам религий и национальностей имел ввиду ликвидацию религиозных организаций. Если мы посмотрим на нормы Закона Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях”, то увидим, что вопрос о ликвидации любой  религиозной организации не может решаться росчерком пера чиновника, даже регистрирующие органы не могут выносить решение о ликвидации религиозной организации в принудительном порядке. Конечно же, религиозная организация может ликвидироваться по собственному желанию, а также по иным основаниям, предусмотренным статьей 23 Закона*.

Но, как видно из информации БЕЛТА, на коллегии речь шла о ликвидации (“снятии с регистрации”) в связи с предполагаемыми нарушениями. Оговорюсь, что именно предполагаемыми, поскольку в информации не приводятся конкретные установленные надлежащим образом факты нарушений.

Обратимся к упомянутому Закону и посмотрим, что он говорит о том, в каких случаях регистрирующие органы могут ставить вопрос о ликвидации религиозной организации.

Статья 37 данного Закона предусматривает, что "В случае нарушения религиозной организацией законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, регистрирующий орган выносит письменное предупреждение, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации.

Если нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, в течение шести месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения".

Таким образом, прежде, чем регистрирующим органом будет направлен в суд иск о ликвидации религиозной организации, должны иметь место следующие факты и действия:

1) надлежащим образом установлен факт нарушения законодательства или осуществления деятельности, противоречащей уставу; данный факт должен быть установлен компетентным органом и зафиксирован соответствующим документом в порядке, определенном законодательством;

2) по данному факту вынесено письменное предупреждение. Здесь следует отметить, что религиозная организация вправе обжаловать письменное предупреждение как в вышестоящий орган, так и в суд. Письменное предупреждение может быть оставлено в силе или отменено.

3) нарушения, указанные в письменном предупреждении, не устранены в течение шести месяцев либо совершены повторно в течение года. Если они совершены повторно в течение года, то см. п 1) – это должно быть установлено надлежащим образом. Факт неустранения нарушений также должен быть установлен/доказан. Как это может выглядеть на практике, является отдельным вопросом и требует дополнительных рассуждений и пояснений.

Если имеются в совокупности все описанные факты и действия, все оформлено надлежащим образом, то регистрирующий орган может инициировать ликвидацию религиозной организации в судебном порядке.

Статья 23 Закона предусматривает также иные основания ликвидации религиозной организации в судебном порядке - осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности; осуществление деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Право на обращение в суд с иском о ликвидации по данным основаниям имеют государственные органы, имеющие соответствующие полномочия.

Второй момент в информации БЕЛТА, который обращает на себя внимание, это ссылка на приведенные Леонидом Гуляко на факты нарушения законодательства, которые выражались в распространении литературы религиозного содержания без соответствующего согласования с местными органами власти. В данном случае не совсем понятно, что именно должно являться предметом  согласования с местными органами власти и о каком нарушении идет речь. На основании норм статьи 26 Закона можно сделать вывод, что в определенном смысле “согласование” производится в отношении ввозимых в Республику Беларусь религиозной литературы, иных печатных, аудио и видео материалов, в отношении которых проводится обязательная государственная религиоведческая экспертиза. Также религиоведческая экспертиза в отношении этих предметов может проводиться и по решению республиканского органа государственного управления по делам религий. При этом Закон не устанавливает иных процедур согласования распространения религиозной литературы с местными органами власти.

* Статья 23. Ликвидация религиозной организации

"Религиозная организация может быть ликвидирована:

по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;

по решению суда в случаях:

повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;

осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.

Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами".

Дина Шавцова,

http://forb.by/

Сотрудники полиции и УФСБ Биробиджана сорвали богослужение Свидетелей Иеговы и подбросили литературу внесенную в список "экстремистских материалов"

Вечером 26 января в центре Биробиджана около 15 человек, некоторые с оружием и в масках, прервали  богослужение, которое проводилось 150 Свидетелями Иеговы в зале, арендованном одним из верующих. Не предъявив ордера, сотрудники полиции и УФСБ по Еврейской автономной области провели осмотр помещения и «обнаружили» пакет с материалами, внесенными в Федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ). У верующих есть доказательства того, что пакет был принесен и подложен неподалеку от входа в зал, и они намерены обжаловать действия должностных лиц.







В последние годы тактика подбросов получила широкое распространение в отношении общин Свидетелей Иеговы по всей России, отмечает пресс-служба Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России.

Это не первый случай срыва богослужения Свидетелей Иеговы и подброса им материалов. Ранее, 8 октября 2015 года, верующие, пришедшие в арендуемое помещение задолго до богослужения, с удивлением обнаружили, что в пустой ящик кто-то подложил несколько изданий, внесенных в ФСЭМ. Верующие их уничтожили, однако в тот же вечер на богослужение пришла группа из 8 сотрудников полиции, которая в грубой форме пресекла богослужение и провела осмотр помещения. Верующие подали коллективную жалобу на действия сотрудников полиции. Биробиджанский районный суд отказал в ее удовлетворении, и в суд ЕАО была направлена апелляция.

http://www.portal-credo.ru/