Может ли Уполномоченный по делам религиии Беларуси "снять с регистрации" Свидетелей Иеговы?

Дина Шавцова - юрист, координатор международной образовательной программы Сети домов прав человека "Международное право для защиты общественных интересов" в Беларуси.

"Уполномоченный по делам религий и национальностей Беларуси Леонид Гуляко в будущем не исключает возможности снятия с регистрации некоторых общин свидетелей Иеговы за нарушения законодательства. Об этом он заявил сегодня на коллегии Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей Беларуси, передает корреспондент БЕЛТА".







Можно предположить, что говоря о “снятии с регистрации” Уполномоченный по делам религий и национальностей имел ввиду ликвидацию религиозных организаций. Если мы посмотрим на нормы Закона Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях”, то увидим, что вопрос о ликвидации любой  религиозной организации не может решаться росчерком пера чиновника, даже регистрирующие органы не могут выносить решение о ликвидации религиозной организации в принудительном порядке. Конечно же, религиозная организация может ликвидироваться по собственному желанию, а также по иным основаниям, предусмотренным статьей 23 Закона*.

Но, как видно из информации БЕЛТА, на коллегии речь шла о ликвидации (“снятии с регистрации”) в связи с предполагаемыми нарушениями. Оговорюсь, что именно предполагаемыми, поскольку в информации не приводятся конкретные установленные надлежащим образом факты нарушений.

Обратимся к упомянутому Закону и посмотрим, что он говорит о том, в каких случаях регистрирующие органы могут ставить вопрос о ликвидации религиозной организации.

Статья 37 данного Закона предусматривает, что "В случае нарушения религиозной организацией законодательства Республики Беларусь либо осуществления деятельности, противоречащей уставу религиозной организации, регистрирующий орган выносит письменное предупреждение, которое в трехдневный срок направляется руководящему органу религиозной организации.

Если нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, в течение шести месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения".

Таким образом, прежде, чем регистрирующим органом будет направлен в суд иск о ликвидации религиозной организации, должны иметь место следующие факты и действия:

1) надлежащим образом установлен факт нарушения законодательства или осуществления деятельности, противоречащей уставу; данный факт должен быть установлен компетентным органом и зафиксирован соответствующим документом в порядке, определенном законодательством;

2) по данному факту вынесено письменное предупреждение. Здесь следует отметить, что религиозная организация вправе обжаловать письменное предупреждение как в вышестоящий орган, так и в суд. Письменное предупреждение может быть оставлено в силе или отменено.

3) нарушения, указанные в письменном предупреждении, не устранены в течение шести месяцев либо совершены повторно в течение года. Если они совершены повторно в течение года, то см. п 1) – это должно быть установлено надлежащим образом. Факт неустранения нарушений также должен быть установлен/доказан. Как это может выглядеть на практике, является отдельным вопросом и требует дополнительных рассуждений и пояснений.

Если имеются в совокупности все описанные факты и действия, все оформлено надлежащим образом, то регистрирующий орган может инициировать ликвидацию религиозной организации в судебном порядке.

Статья 23 Закона предусматривает также иные основания ликвидации религиозной организации в судебном порядке - осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности; осуществление деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Право на обращение в суд с иском о ликвидации по данным основаниям имеют государственные органы, имеющие соответствующие полномочия.

Второй момент в информации БЕЛТА, который обращает на себя внимание, это ссылка на приведенные Леонидом Гуляко на факты нарушения законодательства, которые выражались в распространении литературы религиозного содержания без соответствующего согласования с местными органами власти. В данном случае не совсем понятно, что именно должно являться предметом  согласования с местными органами власти и о каком нарушении идет речь. На основании норм статьи 26 Закона можно сделать вывод, что в определенном смысле “согласование” производится в отношении ввозимых в Республику Беларусь религиозной литературы, иных печатных, аудио и видео материалов, в отношении которых проводится обязательная государственная религиоведческая экспертиза. Также религиоведческая экспертиза в отношении этих предметов может проводиться и по решению республиканского органа государственного управления по делам религий. При этом Закон не устанавливает иных процедур согласования распространения религиозной литературы с местными органами власти.

* Статья 23. Ликвидация религиозной организации

"Религиозная организация может быть ликвидирована:

по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставом религиозной организации;

по решению суда в случаях:

повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательства Республики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;

осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;

осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью и нравственности;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Обращаться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган, осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) в соответствии с законодательными актами.

Дела о ликвидации религиозных общин, зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами, рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органом государственного управления по делам религий, - Верховным Судом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами".

Дина Шавцова,

http://forb.by/