Использование звуковой аппаратуры - как критерий публичного мероприятия

В 2014 году одного из верующих протестантского направления оштрафовали на 30 тысяч рублей за то, что во время встречи с другими верующими он читал Библию в одном из кафе Сочи. Проповедник обжаловал в Страсбурге решения судов РФ, которые сочли, что чтение Библии в специально арендованном для этого кафе является правонарушением.


В ЕСПЧ спросили Россию, не следует ли расценивать штраф как нарушение, так как еще в 2014 году по жалобе группы "Свидетелей Иеговы" в деле "Крупко и другие против России" срыв в 2006 году религиозного мероприятия по таким же причинам был признан нарушением права на свободу вероисповедания.


Замминистра юстиции Михаил Гальперин в своем ответе ЕСПЧ настаивает, что в кафе проходило именно публичное мероприятие, так как использовалась аудиоаппаратура и поэтому организатор должен был уведомить органы власти. Далее М.Галперин  выразил мысль, что каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, но это право не является абсолютным. Оно может быть ограничено при необходимости защиты основ конституционного строя и обеспечения безопасности. Правда он не пояснил какую опасность конституционному строю и безопасности другим в данном случае представляли простые верующие, которые мирно читали Библию. Ведь они не призывали к свержению конституционного строя или смены власти, никого не звали на баррикады или к революции. Они даже не проводили уличного шествия.  В чем исходила опасность от этих людей?

По мнению директора правозащитного центра «Сова» Александра Верховского, если критерием публичного мероприятия является использование звуковой аппаратуры, то под него попадают и свадьбы, которые проводятся в кафе.

Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков сообщает, что верующему пришлось прекратить свою пастырскую деятельность в результате преследования. Нарушений безопасности во время чтения Библии не было, о чем говорили даже представители власти на суде.

Между тем 5 декабря 2012 года Конституционный суд признал не соответствующими основному закону положения ряда нормативных актов, которые запрещают верующим различных конфессий проводить публичные религиозные мероприятия без уведомления местных властей.

ЕСПЧ в своем обращении к России указал, что разгон мирного собрания полицией не может рассматриваться как "необходимый в демократическом обществе", даже если участники не проинформировали власти о проведении публичного мероприятия, но при этом не представляли угрозы общественному порядку.

http://www.rbc.ru/