Преследование по религиозному признаку со всех сторон


Защита Свидетелей Иеговы осложнилась после признания их организации экстремистской, отмечают правозащитники. Особенно страдают вышедшие из ислама жители Северного Кавказа, так как в регионе это считается большим нарушением традиционного права, рассказала Светлана Ганнушкина и привела в пример историю семьи, где отец душил свою дочь из-за смены религии.


Правозащитники столкнулись с проблемой защиты Свидетелей Иеговы в разных сферах, в том числе от семейного насилия, после решения суда от 20 апреля 2017 года, сообщила 28 марта на пресс-конференции в офисе издания «Росбалт» в Москве председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

В ходе мероприятия Ганнушкина рассказала историю семьи, проживавшей на Кавказе, в которой перешедшие из ислама в Свидетели Иеговы мать и дочь подвергались преследованию со стороны отца-мусульманина.

Обращение от матери несовершеннолетней девочки поступило в комитет "Гражданское содействие" около трех лет назад, когда Свидетелей Иеговы еще не признали экстремистской организацией, сообщила Светлана Ганнушкина 29 марта. В жалобе женщина указывала, что ее муж, ушедший из семьи еще в то время, когда ребенок была грудничком, систематически избивает дочь, а как-то в порыве злости чуть было не задушил девочку. Агрессия со стороны отца появилась после того, как он узнал о переходе семьи из ислама в Свидетели Иеговы, уточнила Ганнушкина.

«Отец изначально не принимал никакого участия в жизни семьи, ушел из нее. Но когда узнал, что они [мать и дочь] перешли в Свидетели Иеговы, то начал их терроризировать. Вплоть до того, что избивал и душил дочь», - прокомментировала Светлана Ганнушкина.

Искать помощи в правоохранительных органах семья не пыталась. Подавать заявление в полицию с жалобой на домашнее насилие мать не решалась еще до признания Свидетелей Иеговы экстремистской организацией, так как боялась, что сотрудники МВД, подавляющее большинство которых исповедует ислам, «сделают только хуже». Ситуация усугубилась после того, как Свидетели Иеговы стали вне закона – теперь семье не могли помочь и правозащитники, прокомментировала Ганнушкина.

«Если бы они приняли, к примеру, православие, то тут можно было бы спокойно обращаться в полицию. Но они стали членами запрещенной организации, и мы не можем их защищать, потому что их могут обвинить во встречах с единоверцами, что чревато тюрьмой… Решение [о признании Свидетелей Иеговы экстремистской организацией] не дает нам возможность обжаловать достаточно обычные нарушения - хулиганство, бытовое насилие», - рассказала Ганнушкина.

При помощи комитета «Гражданское содействие» семье удалось покинуть Кавказ; сейчас мать с дочерью проживают в специализированном лагере для людей, которые не имеет места для проживания, добавила Ганнушкина. Она пыталась отправить семью в Финляндию, но страна отказала в выдаче визы. Сейчас правозащитница ищет иные варианты отправки женщины с ребенком в Европу.

В каком именно кавказском регионе проживала семья, Ганнушкина не уточнила, отметив, что «этот случай единичный».

Впрочем, есть иные примеры, оговорилась правозащитница. «В частности, обращались из Дагестана, где обратились в пятидесятники. В России они не запрещены, но правоохранители-мусульмане защищать их не хотят. Люди говорят, что им опасно обращаться в полицию. Конечно же, там заявление нельзя не принять, но чем это закончится… Хорошо, если только бездействием полиции», - рассказала Светлана Ганнушкина.

За весь период работы комитета «Гражданское содействие» с подобной проблемой в общей сложности к Ганнушкиной обратилось пять семей с Кавказа. Случаи нечастые, но требуют внимания, уверена правозащитница.

«Статистики по аналогичным нарушениям у меня нет. Честно говоря, мне все равно, много или нет. Я работаю с конкретной семьей», - подчеркнула Светлана Ганнушкина.

На пресс-конференции в Москве она подчеркнула, что перешедшие из ислама в Свидетели Иеговы жители Северного Кавказа оказываются совершенно беззащитными. «С Кавказа к нам приезжают и обращаются эти люди, которые перешли в эту конфессию по убеждениям. Они подвергаются еще опасности со стороны своих близких, своего окружения. Отношение окружающих, как правило, отрицательное. Если происходит насилие, человек может обратиться в правоохранительные органы. В данном случае он не может обратиться в правоохранительные органы. И эти люди оказываются совершенно беззащитными», - заявила Светлана Ганнушкина.

Она добавила, что эта ситуация умножается тем, что эти люди с Северного Кавказа, где выход из религии является большим нарушением традиционного права. «Что мне делать с этими людьми, когда они обращаются ко мне? Когда есть нарушения по отношению к мигрантам, я могу идти в суд, а тут с чем я тут пойду в суд? Что я должна сказать в суде? Что должен говорить адвокат? Что эти люди подвергаются преследованиям, потому что они члены запрещенной организации? Это будет выглядеть как донос, а не как защита. В какое положение государство постановило нас всех? Это позорная ситуация. К сожалению, мы неоднократно видели, как сигналы, данные с самого верха, воспринимаются с точностью до наоборот. Хочется, чтобы этот сигнал дошел до правоохранительных органов, и чтобы этот позор прекратился», - отметила Светлана Ганнушкина, слова которой приводятся в материале на сайте ПЦ "Мемориала" от 29 марта.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский также не смог привести статистику по инцидентам, связанным с преследованием родственников жителей Кавказа, перешедших из ислама в другую веру. Реальным спасением жизни перешедшего из ислама в иную религию человека является «побег» с Кавказа, уверен он.

«Бежать оттуда надо. В 1990-х годах в Дагестане сжигали заживо инакомыслящих, а сейчас все ограничивается мордобоем. Впрочем, у некоторых Свидетелей Иеговы получается жить на Кавказе, даром что потом преследуют. К примеру, недавно начался суд над целой общиной Свидетелей Иеговы в Кабардино-Балкарии. То есть люди как-то живут», - рассказал Александр Верховский.

Его слова относительно преследования инакомыслящих в Дагестане в 1990-х годах корреспонденту «Кавказского узла» пояснил эксперт Института прав человека Лев Левинсон. Речь идет об убийстве в 1998 году в Буйнакске нескольких адвентистов седьмого дня, уточнил он.

«Это был дикий случай. Жечь, конечно, больше не жгли, но то, что создаются невозможные условия - это факт», - сказал Лев Левинсон.

Он знаком с семьей, вынужденно покинувшей Кавказ по причине перехода в Свидетели Иеговы. «В последний раз, когда я их видел, они выглядели здоровыми, нормальными. Но угнетены своим положением, психологически подавлены. Понятно, что быть Свидетелем Иеговы на Кавказе – одно из самых сложных испытаний в жизни… Действительно, есть трудности в коммуникациях. Они не могут действовать открыто, их прослушивают, за ними следят», - рассказал Лев Левинсон.

Как Ганнушкина и Верховский, Левинсон не смог привести статистику по преследованию Свидетелей Иеговы и прочих неканонических конфессий на Кавказе.

Преследование Свидетелей Иеговы не прекращаются

Государство хочет напугать население и продемонстрировать, что есть группы людей, которые ему угрожают, и подтверждение тому - несколько десятков Свидетелей Иеговы в списке политзаключенных Правозащитного центра «Мемориала», отметила Светлана Ганнушкина на пресс-конференции 28 марта в Москве. Мероприятие было посвящено жалобам задержанных силовиками в феврале в Сургуте последователей Свидетелей Иеговы на пытки.

В опубликованном на сайте ПЦ «Мемориал» актуальном на 30 марта списке политзаключенных, преследуемых за религию, значится 81 приверженец Свидетелей Иеговы, из них шесть человек из регионов Северо-Кавказского федерального округа. «Кавказский узел» писал о делах Юрия Залипаева из села из Майского и Аркадия Акопяна из города Прохладного Кабардино-Балкарии. В списке правозащитников также значатся Александр Акопов, Константин Самсонов, Шамиль Султанов и Алексей Щербич из города Нефтекумска Ставропольского края.

В целом по России после решения суда о признании российских организаций Свидетелей Иеговы экстремистскими проведено уже более 400 обысков, заведено 70 уголовных дел, сообщил на пресс-конференции представитель Европейской ассоциации Свидетелей Иеговы Ярослав Сивульский.

По его словам, 169 верующих находится в статусе обвиняемых или подозреваемых, 35 из них — женщины. За эти два года 82 человека побывали под стражей, из них 27 до сих пор остаются в СИЗО. 28 человек — под домашним арестом и 60 человек под подпиской о невыезде.

«Религиозные гонения охватили уже 36 регионов Российской Федерации. В некоторых городах проходят повторные обыски и задержания. Складывается впечатление, что после слов президента правоохранительные органы изо всех сил пытаются доказать, что Свидетели Иеговы на самом деле экстремисты и заслуживают гонений, иначе эту жестокость и интенсивность преследований очень трудно объяснить», - заявил Ярослав Сивульский.

11 декабря 2018 года на заседании Совета по правам человека, стенограмма которого была опубликована на сайте Кремля, президент России Владимир Путин пообещал "внимательно разобраться" с причислением Свидетелей Иеговы к экстремистским организациям. " Мы должны одинаково относиться к представителям всех религий – это правда, но всё‑таки учитывать страну и общество, в котором мы живём, тоже нужно. Правда, это совсем не значит, что мы представителей религиозных сообществ должны зачислять в какие‑то там деструктивные, даже не то что в террористические организации. Конечно, это чушь полная, надо внимательно с этим разобраться", - сказал Путин. Он также отметил, что "Свидетели Иеговы - тоже христиане". "За что их преследовать, я тоже не очень понимаю", - заявил президент.

Сегодня работа правоохранительных органов качественно определяется по формальным показателям, особенно ценятся расследования террористической и экстремистской направленности, а Свидетели Иеговы — пацифисты, которые сопротивления никогда не оказывают, обратил внимание на том же мероприятии почетный адвокат России, главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. 

По его мнению, именно поэтому правоохранители часто «делают статистику» на приверженцах Свидетелей Иеговы. (как это видно на видео ниже).«Таким образом правоохранители оправдывают свое жалование и существование», - отметил Анатолий Пчелинцев. 

https://www.kavkaz-uzel.eu