"Не рой другому яму." Многие обвинения выдвигаемые против Свидетелей Иеговы могут обернуться против тех кто предъявляет их

На прошлой неделе ряд белорусских активистов выступил с открытым обращением с требованием от властей лишить регистрации в Беларуси Свидетелей Иеговы. Что же может  дать лишение регистрации их общин и ликвидация самого объединения в нашей стране?
Главное, к чему это может привести – это к тому, что в отношении руководства и членов Религиозного объединения Свидетелей Иеговы в Республике Беларусь можно будет возбуждать уголовное дело по «политической» статье 193.1  УК – «Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности», которая предусматривает до двух лет лишения свободы. Но только в том случае, если они будут представляться членами какой-либо общины или объединения, а не просто верующими. Кроме того, будут запрещены молитвенные сходы и прочие собрания Свидетелей Иеговы, как то ежегодный конгресс в Минске, а в отношении их участников, если об их проведении станет известно, можно будет возбуждать административные дела по ст. 23.34 КоАП – «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий».







При этом навряд ли граждане, к которым с разговором о Боге придут домой или подойдут на улице Свидетели Иеговы (а именно за это их не любят и высмеивают многие обыватели), смогут на законном основании вызывать на них милицию. Дело в том, что и обходы квартир, и встречи на улице Свидетели Иеговы осуществляют как частные лица и именно как частные лица они подвергаются преследованиям уже сейчас. Более того, лишение регистрации общин и объединения не будет означать, что верующие не будут собираться вместе, проводить молитвенные собрания и религиозные встречи (пусть и на частных квартирах), а также, что они не будут агитировать присоединяться к ним других.

В целом, стоит отметить, что сама необходимость государственной регистрации общин в Беларуси является дискриминационной, как и ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций, о чем неоднократно заявляли белорусские и зарубежные правозащитники, белорусские оппозиционные партии и организации. Так, в Германии религиозная община не обязана проходить регистрацию. Регистрация – это право общины, которое дает ей ряд преференций. В Беларуси же регистрация религиозной общины – обязанность. При этом ее членов должно быть не менее 20-и. В случае нерегистрации общины, белорусским верующим будет грозить уголовная ответственность, о чем говорилось выше.
Также лишение регистрации не приведет к автоматическому запрету религиозной литературы Свидетелей Иеговы. Для этого необходимы отдельные судебные решения по признанию изданий экстремистскими и их запрету на территории Республики Беларусь, который сопрягается с уничтожением конфискованных экземпляров.

Но даже в этом случае распространение литературы и походы по квартирам не остановить, тем более смешно говорить о запрете литературы в век интернета, прокси-серверов и анонимайзеров. Кто ищет, тот всегда найдет. И не всегда для этого нужно даже знать адрес сайта – достаточно вбить в поисковик словосочетания «Свидетели Иеговы» или «Сторожевая башня». Поскольку в соседних странах Свидетели Иеговы не запрещены, то и найти необходимую литературу не составит труда.
Единственное, что действительно может поставить серьезный заслон на пути деятельности иеговистов – это официальное объявление их, их учения и организации деструктивным религиозным культом и привлечение к борьбе с ними правоохранителей с облавами, обысками, арестами, судами и реальными сроками. Но разве Свидетели Иеговы, которые и близко не похожи на Аум Сенрикё и ваххабитов, настолько опасны, чтобы тратить на них столько сил правоохранителей?

Да и, навряд ли, власти пойдут на такое, тем более в свете наметившегося потепления отношений с Западом. Становиться в этом вопросе в один ряд с Китаем, Северной Кореей, Туркменистаном, Таджикистаном, Саудовской Аравией, Ираком, Ираном и им подобными странами, где деятельность иеговистов запрещена, официальный Минск  не захочет. Кроме того, опыт гитлеровской Германии, в которой из-за отказа нести воинскую повинность было расстреляно 270 и умерло в концлагерях 1220 Свидетелей Иеговы, показывает, что даже мученическая смерть далеко не всегда может заставить их отказаться от своих убеждений.

Между тем государство вместе с лишением Свидетелей Иеговы регистрации может утратить и некоторые возможности контроля, которые применимы как раз в отношении зарегистрированных общин и объединений. Более того, лишение регистрации Свидетелей по тем причинам, на которые ссылаются авторы обращения, может в перспективе создать проблемы и другим конфессиям, в том числе Белорусской Православной Церкви и Католической Церкви в Беларуси,  членами которых являются некоторые из подписантов открытого письма.

Рассмотрим же эти обвинения:
Отказ от несения воинской службы, что, по мнению авторов обращения, является угрозой национальной безопасности Беларуси. Стоит напомнить, что в Беларуси с 1 июля 2016 года – через три месяца – вступают в силу поправки, разрешающие альтернативную службу для тех, кто по религиозным причинам не может брать в руки оружие. Таким образом, уже на законодательном уровне решено, что СИ не являются угрозой национальной безопасности. В случае вооруженного конфликта они будут задействованы в других сферах, где смогут оказать помощь обществу. От альтернативной службы иеговисты не отказываются.

В обращении говорится, что вероучение Свидетелей Иеговы демонизирует любую форму общественно-политической организации, а понятие «патриотизм» носит в учении Свидетелей Иеговы исключительно негативный характер. Как в таком случае относится к отказу ряда православных верующих Беларуси от официально принятых биометрических паспортов и от обязательной дактилоскопии мужского населения? Разве здесь нет демонизации политики белорусских властей? И как быть с тем, что богослужения во многих католических и большинстве православных храмов проводятся не на государственных языках (белорусском и русском), а на польском и церковнославянском? Непатриотично как-то.

Свидетели Иеговы отказываются участвовать в выборах, а бойкот в Беларуси вне закона. Для начала напомним, что призывы к бойкоту в Беларуси были запрещены лишь в 2013 году после попыток оппозиции бойкотировать парламентские выборы 2012 года, что вызвало критику со стороны оппонентов властей и правозащитных организаций. При этом запрещено не неучастие в выборах, а публичные призывы к «срыву, отмене или переносу выборов». Пока такого за СИ не наблюдалось.

Из-за запрета на переливание крови и ее компонентов в мире ежегодно гибнет не менее 2 тысяч Свидетелей Иеговы, говорится в обращении. Однако там не говорится, сколько человек из-за этого погибли в Беларуси, даже за все время активности СИ в нашей стране. Как бы там ни было, в каждом случае решение принимают сами верующие или их близкие, а не руководство общины или объединения. Отказ от медицинского вмешательства, несмотря на угрозу жизни, характерен и для других конфессий (смотри историю Джанны Беретты Моллы). Что касается того, что в отношении решившихся на переливание предусмотрены внутрикультовые санкции вплоть до исключения, то отлучение от Церкви, причастия или наложение анафемы в католичестве и православии никто не отменял.

Авторы обращения отмечают, что родственники, друзья и близкие Свидетелей Иеговы жалуются на возникновение враждебного отношения к себе из-за нежелания присоединиться к Организации и несогласия с ее доктриной. Но последний известный случай подобного рода в Беларуси касался православных. Так, в Светлогорске 25-летняя православная верующая ушла от мужа с трехлетним ребенком, а он подал на нее в суд, настаивая на том, что ее религиозное мировоззрение является пагубным для дочери. Можно вспомнить на этот счет и другие случаи.

Кроме того, говорится в обращении, официальная литература Свидетелей Иеговы пестрит критикой ортодоксальных Церквей, нередко переходящей в навешивание оскорбительных ярлыков, а ряд изданий и сайтов запрещены для распространения в России и Беларуси. С этим можно было бы согласиться, если бы официальная литература других конфессий была чиста от критики прочих Церквей, как ортодоксальных, так и неортодоксальных. Нередки там и оскорбительные ярлыки (еретики, секта, схизматики, раскольники, идолопоклонники). Что касается запрещенной литературы, то если посмотреть Республиканский список экстремистских материалов Беларуси, то в нем легко можно заметить три книги минского издательства «Православная инициатива», одним из учредителей которого до декабря 2005 года была Минская епархия БПЦ, и одну книгу московского игумена Симеона.
Так, что многие из обвинений, предъявленных гражданскими активистами Свидетелям Иеговы, не являются исключительно их характеристикой. И в будущем они могут стать основанием для обращений с требованиями лишить регистрации и другие религиозные общины и объединения. Как говорится, не рой другому яму. А догматические споры все же лучше решать в богословской полемике и дискуссии, а не привлекать для этого государственные власти.

Максим Гацак

http://krynica.info/ru/