«Это вопрос профессионалов и читателей, а не прокуратуры и суда»

Андрей Десницкий, доктор филологических наук, профессор Российской академии наук в Институте востоковедения РАН, переводчик Библии, библеист.



https://www.jw-russia.org/

Будет ли принято законное решение

6 декабря 2017 года Ленинградский областной суд рассмотрит апелляционную жалобу на решение Выборгского городского суда, который вопреки закону и здравому смыслу признал Библию «экстремистским материалом».

Жалоба, состоящая из 141 пункта и обстоятельно доказывающая необоснованность и незаконность решения суда первой инстанции, была подана 21 сентября 2017 года.

Слушание начнется 6 декабря 2017 года в 10:00

История повторяется

Если бы Интернет существовал уже в глубокой древности, что прочитал бы в нем пользователь о христианах и христианстве? Представим, что примерно в первом веке нашей эры римлянин или грек из чувства искреннего любопытства набирает в поисковике что-нибудь вроде «Христос» или «христиане». И вот он видит, что известный римский юрист Тацит сообщает:





Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому… Речь шла о злодеях, заслуживавших самого жестокого наказания.

Из криминальной колонки, которую ведет известный прокурор Плиний:

Тем более я счел необходимым допросить под пыткой двух рабынь, которые, как говорили, прислуживали [христианам], чтобы узнать, что здесь истинно. Я не обнаружил ничего, кроме низкого, грубого суеверия. Поэтому я отложил расследование и прибегнул к твоему совету. Дело мне показалось заслуживающим консультации главным образом ввиду численности подозреваемых: ибо обвинение предъявляется и будет предъявляться еще многим лицам всякого возраста и сословия обоего пола. А зараза этого суеверия охватила не только города, но и села и поля; его можно задержать и исправить.

Авторитетный блогер по имени Гай Светоний Транквилл, на которого подписан сам император Траян, подтверждает:

Христиане, новый и зловредный вид религиозной секты, подверглись преследованию казнями.

А вот что сообщается в справочнике по сектоведению «Родословие Иешуа», написанном знаменитым профессором из Иудеи:

Однако за ними последовали отщепенцы Израиля и вступили в пререкания с мудрецами, говоря им: он был Спасителем! От этого произошел большой раскол в Израиле. После того, как со дня смерти Иешуа миновало тридцать лет, собрались мудрецы и сказали: вот, мы не в силах изгнать их из сообщества Израилева из-за многих наших прегрешений, как об этом говорится: «народом бессмысленным огорчу их».

К этому моменту наш пользователь Интернета первого века схватился за голову и перестал читать, ибо для него уже яснее ясного: нет ничего вреднее христианской заразы, и покончить с ней – святой долг каждого уважающего себя римского гражданина.

http://chivchalov.blogspot

Небывалый по числу жертв сезон пожаров в Португалии


Экстремально высокая температура воздуха, сопровождаемая аномальной засухой, привела в Португалии к пожарам, небывалым по числу жертв. В общей сложности 64 человека погибли в июне и еще 45 в октябре. В середине октября было зафиксировано высшее число пожаров — 523. По данным, предоставленным Службой Европейского Союза по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в этом году пожары в Португалии охватили территорию площадью 520 000 гектаров, что более чем в шесть раз превысило среднегодовую для этой страны площадь пожаров — чуть более 83 000 гектаров.


По сведениям из португальского филиала Свидетелей Иеговы, пожары унесли жизни одного Свидетеля Иеговы и его 4-летнего племянника. Пожары повредили или уничтожили несколько домов верующих, пострадали сельскохозяйственные угодья и оборудование, у некоторых погиб скот. Местные Свидетели Иеговы активно помогают друг другу расчищать пожарища, убирать сгоревшие деревья и прочий мусор.


Запрет деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы стал знаковым событием против свободы слова

В Московской Хельсинкской группе  проанализировали последние законы, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и возможность государства их так или иначе ограничивать. В своем докладе правозащитники указали на

По словам правозащитников, против свободы слова в стране сформирован мощный юридический арсенал. «Запрещено столько всего, что государство, кажется, уже не способно обеспечить функционирование запретительной системы», – указывается в докладе Московской Хельсинкской группе.


Анализ Московской Хельсинкской группы показал, что широко применяются лишь те нормы, которые карают за критику в адрес чиновников. В прошлом году по этой статье осудили примерно 11,5 тыс. человек.

А вот количество случаев наказания представителей бюрократии или правоохранителей стремится к нулю.  Та же ситуация и с воспрепятствованием деятельности религиозных организаций.

Так запрет деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы стал знаковым событием против свободы слова, считают в Московской Хельсинкской группе. При этом инструментом расправы со многими религиозными организациями служит список «экстремистских» материалов. «На август этого года в списке 4186 позиций. То есть за год он увеличился на 600 пунктов, тогда как в предыдущие годы в среднем список прирастал на 300 пунктов», – указано в докладе.

http://www.ng.ru/

Суд претендует на право решать чисто религиозный вопрос, какой перевод Библии верен

Щербак Сергей Викторович

Культуролог, религиовед. Окончил историко-философский факультет Университета Российской академии образования. Соучредитель и заместитель директора АНО "Центр изучения и развития межкультурных отношений". Член совета союза преподавателей религиоведения России, преподаватель религиоведческих дисциплин в нескольких ВУЗах Москвы.


Речь пойдет о Библии в переводе Общества Сторожевой башни (Свидетелей Иеговы) – организации, деятельность которой запрещена в России. Спорить по поводу вынесенного судебного решения не буду, хотя, как религиовед, много лет читающий курсы лекций о новых религиозных движениях, имею свое мнение по поводу этой религиозной организации (профессиональное мнение у нас пока не преследуется) и узнать о судебном решении о ликвидации Свидетелей было тяжело.


Но речь сейчас не о судьбе юридического лица, представляющего веру в России, а о переводе Библии, решение о запрете которого, как экстремистского материала, уже вынесено судом первой инстанции, хотя ответчиком подана апелляция в Ленинградский областной суд.

По поводу качества перевода выносить суждений не буду (хотя также имею право на это как один из создателей электронной библиотеки по академической библеистике «Biblical studies. Русские страницы», пользующейся популярностью у русскоязычных христиан, как православных, так и других), а вот о статусе книги скажу: это перевод Библии. Еще раз, внимание: в Федеральный список экстремистских материалов может быть внесена Библия! Та самая, в которой 66 книг, а из них 39 книг Ветхого завета и 27 книг Нового завета. Да, та самая, которая начинается словами «В начале сотворил Бог небо и землю», а заканчивается 22-й главой книги Откровения Иоанна Богослова (Откровение 22:18,19),  где звучит грозное предупреждение о важности бережного отношения к библейскому тексту.

Эксперты, привлеченные судом, приводили доказательства, которые могут вызвать, как минимум, недоумение у ученого-библеиста. Например, в переводе Нового мира Ветхий завет назван Еврейско-арамейскими Писаниями, а Новый завет – Христианскими Греческими Писаниями, следовательно, это не Библия. Мощное доказательство! В экспертизе, составленной, по всей видимости, с православно-апологетических позиций, в качестве аргументов, доказывающих, что перевод Нового мира не является Библией, приводится такой аргумент: «Библию можно рассматривать как диахронический корпус текстов, доминантой которого является концепт «Бог». Далее авторы экспертизы приводят богословские доказательства, свидетельствующие о несходстве теологических воззрений на концепт «Бог» у «христиан» (к какой именно конфессии эти «христиане» принадлежат, не указано, хотя известно, что между разными конфессиями иногда присутствует критическая масса богословских расхождений), и у Свидетелей Иеговы (которых, несмотря на подчеркнутую самоидентичность, конфессиональные сектоведы к христианам не относят).

На основании богословских рассуждений эксперты делают заключение, что «Перевод Нового мира» не является христианской Библией. Этих и подобных им доказательств оказывается достаточно, а если доказано, что книга похожа на Библию, но не Библия (Священные писания мировых религий, согласно поправке к 114-ФЗ, не могут быть признаны экстремистским материалом), то всё, экстремистский материал готов, да еще какой! При такой постановке вопроса, в тексте, похожем на Библию, но не Библии, можно найти такое количество подсудных идей, которое зашкаливает все допустимые нормы. Если «не мир, но меч» (Евангелие от Матфея 10:34,35), теми же словами принес некто, похожий на Иисуса Христа – что это, как не экстремизм? Кто-то из желающих всеобщего воцерковления в одну из версий христианства потёр бы руки, но при таком повороте событий происходит явная подмена целей применения антиэкстремистского законодательства, где суд претендует на право решать чисто конфессиональные вопросы, например, какой перевод Библии верен, у кого более правильный Христос и какой «концепт Бога» более убедителен. А это тревожный сигнал для светского государства.

http://mos.news/

Не превращается ли современная судебная система России в фабрику по производству приговоров в экстремизме?

Что-либо напечатать, издать, иногда даже просто сделать пост в социальных сетях значит добровольно согласиться на то, что твои слова пройдут фильтр оценки содержимого на экстремизм. Это касается не только профессиональной журналистики – любая публикация в интернете, разве что, кроме личной переписки, может рассматриваться как потенциальный экстремистский материал. На сайте правозащитной направленности «Сова-центр» размещена памятка, адресованная любому, кто желает публиковать тексты: «Боитесь, что привлекут за экстремизм в Интернете, - что делать?». Иллюстрирует памятку грустный смайлик.


Да, это не смешно. Мы наблюдаем создание безопасной среды обитания, хотя всем известно, что полная безопасность надёжно гарантирована только в гробу. Рефрен «безопасности не бывает слишком много» звучит из динамиков на эскалаторах метрополитена и в общественном транспорте; похожие по смыслу обращения к гражданам можно встретить на многочисленных информационных ресурсах, а в новостях время от времени возникают истории о новых «посадках» за экстремизм, а также о пополнении Списка экстремистских материалов, который ведет Министерство юстиции.

Упомянутый список сам по себе факт печальный, он состоит из заголовков запрещенных к публикации и распространению материалов – письменных или аудио-визуальных. Его можно легко скачать с сайта Минюста. По состоянию на середину ноября 2017 года наименований 4294, а это уже больше, чем в последнем Ватиканском издании Индекса запрещенных книг образца 1948 года (там было менее 4000 книг). Конечно, большая часть названий в отечественном списке – свидетельство недостаточной образованности, неуважения к другим людям, агрессии, несоблюдения этических норм творцами текстов. Признанное экстремистским творчество проходит через работу оперативников из ведомства МВД с кодовым названием «Э», многочисленные возбужденные дела, судебные коридоры, бесчисленные лингвистические, психологические, религиоведческие экспертизы. Количество проверок на экстремизм за последние годы возросло в десятки раз. Возникает вопрос, а не превращается ли современная судебная система России в фабрику по производству приговоров в экстремизме? Этот ярлык идеален для обвинения, он дает возможность не сообщать о его носителе более ничего, а также упрощает ликвидацию юридического лица, когда нужно. Если материал включен в Список, вина становится очевидной уже в силу этого факта со всеми вытекающими последствиями для репутации составителя экстремистского материала – частного лица или организации.

Обвинения в экстремизме запросто могут быть использованы для вытеснения из публичной сферы любых организаций и инициатив, особенно в гуманитарной области, просвещении, образовании. Делается это на удивление легко. В прокуратуру подается заявление о том, что в таком-то материале, предназначенном для распространения, есть опасные признаки. То, что запущенный маховик антиэкстремизма откликается на подобную постановку вопроса, сомнений нет. Для сообщений подобного рода существуют даже телефоны доверия. Чего не сделаешь ради безопасности! Любопытно, что система доносов образца 30-х годов XX века тоже была вполне открытым и поощряемым делом. Другое дело, что это привело к широкомасштабным последствиям для страны, но кто думал о них, когда писал заявление о том, что подозрительного видел на книжных полках в соседском доме или слышал через стену коммуналки?

Доказать, что ты ничего не нарушал (если не нарушал) довольно непросто. Рассмотрим шокирующий, если разобраться, случай, окончательное судебное решение по которому еще не принято, поэтому исход дела не предрешен. Но, исходя из вопроса о том, насколько может быть многообещающей чрезмерная безопасность, можно попробовать определить тенденцию, когда обвинения в экстремизме перерастают границы здравого смысла и становятся заготовленным клише и мощным инструментом использования Федерального закона 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» не по назначению. А главное, какие последствия нас могут ожидать, если не обратить внимания на подобные злоупотребления.

Продолжение следует...



Я преданный католик, но я восхищаюсь вашим служением


Один преданный католик написал следующее о Свидетелях Иеговы и их  литературе.

«Ваши публикации превосходны как по стилю, так и по содержанию,— пишет он.— Мне всегда очень приятно, когда кто-нибудь из ваших людей приносит мне их. Я читаю их с большим удовольствием.

Ваши люди не только приятные на вид, но очень тактичные и вежливые, и мне радостно видеть, что они улыбаются, делая Божью работу. В последний раз в мою дверь позвонили молодые люди, они представились и предложили мне публикации. Я поблагодарил их, и мне было очень приятно видеть, что эти молодые люди занимаются хорошими делами, а не тратят свои силы на какие-то безобразия.

Я преданный католик. Но я восхищаюсь прекрасной работой, которую выполняет ваша организация и ваши люди. Я говорю от чистого сердца, что мне очень нравятся ваши брошюры и я восхищаюсь вашими прекрасными, улыбчивыми людьми. Снимаю шляпу перед всеми вами. Продолжайте вашу прекрасную работу».

О положении Свидетелей Иеговы в одной из ведущих стран Европы

Каким статусом обладают "Свидетели Иеговы" в Германии? Можно ли запретить деятельность той или иной религиозной организации в Германии? И как немецкие эксперты относятся к тому, что суд в России обвинил "Свидетелей Иеговы" в экстремистской деятельности?

Мартин Хоххольцер, консультант католической церкви Германии по вопросам сект и мировоззрения, не видит в деятельности "Свидетелей Иеговы" экстремистской составляющей.

"Это объединение не имеет политических устремлений", - подчеркнул Хоххольцер.

Более того, как рассказал эксперт, Свидетели Иеговы в Германии получили статус корпорации общественного права во всех федеральных землях Германии. Этот статус предоставляет религиозной организации довольно большие привилегии.

 
Нужно отметить, что этот статус на сегодняшний день в Германии имеют далеко не все религиозные организации. Но Свидетели Иеговы, на протяжении долгого времени в судебном порядке доказали, что они имеют законное право на получение этого юридического статуса. Исходя из этого Свидетели Иеговы как религиозная организация получили многие преимущества, в том числе имеют право на сбор налогов через государство и на преподавание Закона Божия согласно традициям и представлениям "Свидетелей Иеговы".

Признание Свидетелей Иеговы в Германии на столь высоком уровне еще раз доказывает, что верующие принадлежащие к данному религиозному направлению являются законопослушными гражданами, получившими высокою оценку со стороны государства занимающего ведущую роль в Европе. Государство ценит таких граждан, защищает их права и в особых случаях предоставляет в соответствии с законом особые привилегии.

Получив статус корпорации общественного права, не означает для Свидетелей Иеговы непременно воспользоваться всеми предоставленными им преимуществами. Например по сегодняшний день они не пользуются правом сбора налогов со своих прихожан. Как известно  у представителей других религиозных организациях этот налог как и подоходный налог и другие налоги, вычитается из ежемесячной заработной платы.  Свидетели Иеговы продолжают придерживаться принципа добровольных пожертвований. Каждый Свидетель Иеговы, лично, без какого либо решения со стороны или точно установленной процентной ставки, решает сделать ли ему добровольное пожертвование или нет. Это решение принимается сугубо лично и добровольно.

Кристоф Гротепасс, теолог, сотрудник одной из общественных организаций сказал: "основанием для признания той или иной организации корпорацией общественного права является ее верность конституции и букве закона". Присуждение статуса не означает, что организация, его получившая, должна подстраиваться под некие новые для себя правила и меняться: раз уж государство присудило организации общественно-правовой статус, значит государство удовлетворено положением дел в ней.

Запретить деятельность того или иного религиозного объединения в такой стране как Германия. где особо уделяется внимание такому понятию как законопослушание абсолютно реально. И такие случаи уже были. Причем основными причинами запрета любой религиозной организации является не выдуманная, а реальная связь с экстремизмом или криминалом.

"Но ни первая, ни вторая причина не имеют никакого отношения к "Свидетелям Иеговы", - уверен Кристоф Гротепасс.

Михаэль Утш:  Так как никаких политических задач "Свидетели Иеговы" перед собой не ставят, мне вообще не понятны опасения российского руководства.

Что касается обвинений в экстремизме, то "Свидетели Иеговы", напротив, миролюбивы, отказываются брать в руки оружие, проповедуют любовь к ближнему, воспринимают взаимопомощь как основу жизни в общине, делают пожертвования. К экстремизму все это не имеет никакого отношения.

Запрет "Свидетелей Иеговы" в России - это, на мой взгляд, расписка руководства страны в собственной несостоятельности, признание в неспособности обеспечить в стране соблюдение основных прав человека. Возможность исповедовать свою веру - это одна из основ жизни. Поэтому правительство Германии отреагировало критически на решение Верховного Суда РФ о запрете "Свидетелей Иеговы", призвав руководство России к отмене запрета.

По словам эксперта Религиоведческой информационной службы Кристиане Кёнигштедт, право на свободу вероисповедания  в Германии  является основополагающим, поэтому о запрете деятельности той или иной религиозной организации речь может идти только в самом крайнем случае.

Как говорит эксперт, "право на свободу вероисповедания, которое в последние годы все больше понимается как право личности, опасности для общества не представляет. И если вспомнить, как долго и как часто людей в разные времена преследовали за веру, то право это, несомненно, является неоспоримой ценностью".

http://www.dw.com/

Родители являющиеся Свидетелями Иеговы, опасны ли они для своих детей?

Нужно ли отбирать детей у свидетелей Иеговы?   Пусть факты говорят за себя.

В мае 2017 года Президент России вручил орден «Родительская слава» семье Свидетелей Иеговы. Данный орден вручается «за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей».



1 июня еще одна семья свидетелей Иеговы из Подмосковья получила почетную грамоту НИИ Педиатрии. В этой грамоте мама больного ребенка названа «самой необыкновенной и редкой мамой», отмечается, что она дарит любовь и надежду и помогает другим родителям с такими же детьми.


Вот что говорится в социологическом исследовании свидетелей Иеговы, которое проводилось в Москве: «Анализ данных опроса показывает отсутствие какого-либо негативного воздействия вероучения и религиозной деятельности Свидетелей Иеговы на внутрисемейные отношения, на взаимоотношения мужей и жен, родителей и детей. Практически по всем аспектам общения в сфере брака и семьи обнаружено положительное влияние принадлежности к СИ, а также благотворное по своему нравственному и гуманистическому значению «залечивание» душевных ран тех, кто столкнулся с несчастными последствиями глобального краха института семьи» (А. Антонов, В. Медков, социологический факультет МГУ, Москва, 1998-99).

В Испании судебная экспертиза установила, что дети одной свидетельницы Иеговы достигли успехов во всех областях: учебе, общении с членами семьи и окружающими. Суд не выявил никаких доказательств, что дети были каким-то образом ущемлены из-за религиозных взглядов матери, а попытки ее мужа отнять у нее детей были «абсолютно безосновательны» (Пробудитесь!, 07/10).

В учебнике «История религии в Украине» говорится: «Свидетели Иеговы прививают своим детям высокие нравственные принципы. Они учат детей остерегаться поведения, поступков и даже взглядов, которые хоть и считаются в сегодняшнем мире нормальными, могут нанести вред как самим детям, так и другим людям. Поэтому они предупреждают детей об опасности, которые несут собой наркотики, курение и злоупотребление алкоголем. Они признают важность честности и трудолюбия, учат своих детей избегать сквернословия, жить в соответствии с библейскими принципами половой морали, уважать власть, индивидуальность и собственность других людей, быть законопослушными гражданами. Всем этим морально-этическим добродетелям Свидетели Иеговы учат своих детей» (Історія релігії в Україні, A. Колодний, П. Яроцький, 1999).

Выпущенный свидетелями Иеговы короткометражный мультфильм о том, как справляться с нападками одноклассников, получил высокие оценки специалистов. Сооснователь «Международной сети исследования школьных нападок» доктор Шелли Химел сказала: «Это хорошая информация для детей, и она соответствует тем исследованиям, что мне известны» .

Российский религиовед Николай Гордиенко говорит: «Свидетели Иеговы – лояльные граждане России, которым органически присуще законопослушание, повиновение властям, высокая нравственность, здоровый образ жизни, что отвечает коренным интересам личности и общества» (Российские Свидетели Иеговы: история и современность, Гордиенко Н., 2002).

https://vk.com/