Частное мнение: Публичная речь предстоятеля РПЦ в Думе

Патриарх Русской православной церкви Кирилл 22 января впервые выступил с трибуны Госдумы. Это первая публичная речь предстоятеля РПЦ в Думе. Что думают по этому поводу специалисты и эксперты?




Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» института востоковедения РАН.

Мы можем наблюдать по результатам политического курса, что постоянно происходят негласные договоренности и какие-то вещи, которые еще год назад были немыслимы: Церковь получает денежные средства, какие-то административные ресурсы, что-то еще. Укрепление связей Церкви с министерством обороны, МВД, министерством юстиции и лично с президентом часто ведет к нарушению закона. Для современников предстоящее выступление патриарха перед Думой укладывается в контекст бесконечных уступок, подачек власти по отношению к Церкви.

Роман Лункин, директор Института религии и права, сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Раньше, когда Госдума была многообразная, визит высшего православного духовенства в парламент мог быть сопряжен с политическими рисками. В парламенте были силы, критически настроенные к Церкви. Сейчас Дума монолитна и опасности не представляет. Все пройдет на волне патриотической эйфории. И будет выглядеть как единение Церкви, государства и общества в поддержании духовных православных скреп. Однако у нас это напоминает финансово-экономический союз. Если бы власть поддерживала именно социальную деятельность приходов, а не церковную элиту, был бы другой вариант сотрудничества.

Независимый эксперт.

Выступление патриарха  вызвало ряд вопросов. Одним из пунктов его выступления был запрет на аборты. Но если принять во внимание утверждение самих православных, что их численность в России достигает 80% , то вопрос первый:  как люди считающие себя православными совершают самый тяжкий грех как детоубийство? По словам Кирила, Церковь, следуя заповеди Божьей "не убий", всегда видела в умерщвлении нерожденного ребенка тяжкий грех. С другой стороны если этих же 80% совершают такой тяжкий грех, то могут ли они являться православными? Слушая выступление предстоятеля  РПЦ столь высокого ранга напрашивается мнение, что он беспокоится больше не о нарушении заповедей Божьих, не о детоубийстве, а о цене абортов и кто за это должен платить.Так как он говорит: "...нужно исключить аборты из услуг, оказываемых в рамках системы обязательного медицинского страхования. Тот довод, что, мол, увеличится количество подпольных операций, — это чепуха. За них тоже платят деньги. Цена легальной детоубийственной операции должна быть такой же, как и подпольной. Но не за счет налогоплательщиков — заявил патриарх Кирилл. Вообще то говорить о цене детоубийства столь высокому чину РПЦ как то не вяжется со здравым смыслом. Так как с точки зрения христианина детоубийства вообще не должно быть.

 И хотя Кирил сказал, что эта проблема требует комплексных мер, которые должны включать в себя помощь семьям в разрешении жилищных проблем, материальную поддержку многодетных семей, введение в работу системы здравоохранения этических норм, которые побуждали бы врачей заботиться о сохранении жизни зачатого ребенка, но с другой стороны он не предложил ничего конкретного. А мог бы например предложить сократить военные расходы. Взять хотя бы тот же корабль "Мистраль" построенный во Франции по заказу РФ сумма контракта почти 1,5 миллиарда долларов. Или перераспределить средства используемые на позолоту храмов в помощь молодым семьям. Или еще лучше попросить правительство ,чтобы деньги выделяемые для РПЦ направлялись  для поддержки семьи, а не церкви, так как церковь по закону отделена от государства, а семья нет.