Россию, Азербайджан и Казахстан занесли в группу «стран с растущим уровнем нетерпимости государства к религиозным правам и свободам»

Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) занесла Россию, Азербайджан и Казахстан в «watch list» или «Tier 2». По оценкам комиссии, это – «страны с растущим уровнем нетерпимости государства к религиозным правам и свободам». Как рассказала сотрудник USCIRF Кэтрин Косcман (Catherine Cossman), в «Tier 1» («черный список») комиссия включила в 2013 году Узбекистан, а кроме него – еще восемь стран: Бирму, Эритрею, Китай, Иран, Северную Корею, Саудовскую Аравию и Судан. Об этом пишет Фатима Тлисовa в статье "Голосу Америки".
«Работает ли политика США в области религиозных прав и свобод в Центральной Азии и на Кавказе?» – конференция под таким названием состоялась вечером 26 февраля в Школе высших международных исследований (SAIS) при университете Джонса Хопкинса в Вашингтоне (Johns Hopkins University). Россия – и в частности, Северный Кавказ – в презентациях докладчиков специально не рассматривалась. Из стран кавказского региона упоминался только Азербайджан; по словам докладчиков, критерием отбора в данном случае стала острота ситуации с нарушениями религиозных свобод.
Руководитель исследовательской программы USCIRF Нокс Теймс (Knox Thames) рассказал, что комиссия осуществляет постоянный мониторинг ситуации с религиозными свободами в 25 странах мира. По его словам, на основании этого мониторинга составляются ежегодные доклады и рекомендации для администрации США. Теймс подчеркнул, что в своих оценках USCIRF руководствуется не конституцией США, а международными стандартами, утвержденными ООН в Статье 18 Всеобщей декларации прав человека.
«Для того, чтобы мы занесли какую-либу страну в «черный список», нарушения правитетельством религиозных прав и свобод граждан должны быть системными и вопиющими», – подчеркнул Нокс Теймс.

Коссман отметила и сходные элементы в политике, проводимой правительствами ряда стран Центральной Азии (а также Азербайджана), по отношению к «неофициальным» религиям. В числе применяемых ими репрессивных мер она назвала: требование государственной регистрации религиозных групп и объединений и подавление официально не признанных групп. Методы репрессий в этих странах, по словам Коссман, также сходны; различия – лишь в степени и массовости подавления инакомыслия.
«Если какая-либо религиозная группа становится объектом преследований со стороны правительства, то против ее членов применяется весь комплекс репрессивных мер. А именно –препятствия на пути религиозного образования, запрет на ношение религиозной одежды, закрытие мечетей и иных религиозных учреждений, объявление членов подобных групп радикалами или экстремистами, массовые аресты с регулярным применением пыток к обвиняемым для получения нужных признаний, в ряде случаев – принудительное психиатрическое лечение», – сказала Кэтрин Коссман.
По ее словам, наибольшему давлению в названных странах подвергаются Свидетели Иеговы , а также некоторые христианские группы.
«Десятки тысяч человек находятся в тюрьмах из-за своих религиозных убеждений. Пытки в тюрьмах стали обыденным явлением и применяются без разбора к мужчинам, женщинам и детям», – констатировала Коссман.
Нокс Теймс подчеркнул, что репрессивные меры «ведут к формированию глубочайшего недовольства в обществе, радикализации и формированию вооруженной оппозиции».
«Правительства, действующие так под предлогом борьбы за безопасность, сами становятся источником угрозы для безопасности общества», – отметил эксперт.
С критикой доклада USCIRF на конференции выступила американо-израильский исследователь, профессор Джорджтаунского университета Бренда Шаффер (Brenda Shaffer, Georgetown University).
Профессор Шаффер отметила, что в большинстве своем названные в докладе государства-нарушители придерживаются принципа разделения религии и государства; в российском лексиконе – принципа «отделения церкви от государства». При такой системе, полагает Шаффер, «ни одна из свобод не может быть абсолютной: нужен баланс».


http://www.ca-news.org/