Прокуратура Калуги наказала руководителя городской общины Свидетелей Иеговы

26 февраля 2016 года стало известно, что на главу калужской общины Свидетелей Иеговы был наложен административный штраф, а также ему было вынесено предостережение о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства.






Меры были приняты прокуратурой Калуги по результатам проведенной в конце 2015 года проверки соблюдения антиэкстремистского законодательства членами общины Свидетелей Иеговы, которые распространяли в городе свою печатную продукцию. Представители ведомства обнаружили на стендах несколько изданий, внесенных в Федеральный список экстремистских материалов, а также брошюру со ссылкой на запрещенный сайт Свидетелей Иеговы.

Мудро выбирай, не спеши

Создавать или иметь семью это не только преимущество, но и большая ответственность. Поэтому Свидетели Иеговы подходят к этому вопросу не с поспешностью , а с мудростью.


Как запрещают Библию? Священные книги несмотря на закон остались незащищенными

Стремление поддержать какую-либо религию или даже несколько на государственном уровне часто приводит к неожиданным результатам. Кто бы мог подумать, что принятие закона о неподсудности одних священных текстов спровоцирует запрет других. Между тем, богословско-правовой механизм отсеивание того, что является священным, а что нет – уже запущен. В первую очередь, пострадали Свидетели Иеговы и их вариант Библии, что естественно, поскольку политически мотивированная кампания против них ведется давно, с 2009 года.







Напомним, что 25 ноября 2015 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» о неподсудности четырех священных писаний: Библии, Корана, Танаха и Ганджура. Законопроект был внесен президентом Владимиром Путиным после обращения Рамзана Кадырова. Его заявления были вызваны решением суда Южно-Сахалинска от 12 августа 2015 года, который признал экстремистской книгу «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе» и, соответственно, некоторые места из Корана экстремистскими.

Ранее также возникали конфликтные ситуации с Кораном – в 2013 году Октябрьский районный суд Новороссийска признавал экстремистским «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык» Эльмира Кулиева. То есть другой перевод – и это уже не священный текст. Такого рода логика стала работать и в случае с Библией, хотя раньше прокуратура и суды библейский текст не трогали. Даже человеку без гуманитарного образования должно быть понятно, что в древних религиозных текстах можно найти описания событий, которые кажутся жестокими с позиций сегодняшнего дня. Кроме того, в последние годы даже представители РПЦ (отец Всеволод Чаплин) отмечали, что нельзя осуждать верующих за то, что они провозглашают истинность и превосходство своей религии. А «пропаганда превосходства» до сих пор прописана в качестве одного из признаков экстремизма в законе.

Однако в нарушении всякого здравого смысла правоохранительная система порождает совершенно «безумные» по содержанию экспертизы (и, видимо, подталкивает нужных людей к созданию экспертных Центров). В 2015 году экспертизу Библии в переводе Свидетелей Иеговы по запросу Выборгской таможни сделал Центр социокультурных экспертиз (Исследование 240/15 от 3 августа 2015 г.). Среди экспертов нет ни одного человека с ученой степенью по специальности религиоведение (Котельников В.С., Тарасов А.Е., Крюкова Н.Н.). Печально известная среди этих экспертов только математик и бывших завхоз Института культурологии Н.Н. Крюкова – она признавала экстремистской футболку «Православие или смерть!» и фильм «Невинность мусульман». Крюкова объясняла свои действия тем, что в современных исторических обстоятельствах экстремистскими могут быть даже безобидные произведения.

В рамках экспертизы приводятся общие лингвистические определения «агрессивного текста», понятий «агитация», «пропаганда», «лозунг», «образ врага». И все это автоматически применяется к исследованию пособия Свидетелей Иеговы по изучению Библии. Люди, писавшие экспертизу, делают странный обывательский вывод из вероучения Свидетелей: «Стремление заслужить свое спасение требует от адептов больших усилий, поэтому они никогда не смогут с уверенностью сказать, что совершенные ими дела, наконец, обеспечили им спасение… Приведенные постулаты делают никчемными в глазах членов Свидетелей Иеговы всю систему социальной и личной жизни и переориентируют их на исключительно внутриобщинное взаимодействие». Получается, что такой же вывод авторы экспертизы могут сделать из православного учения о спасении, в рамках которого верующие РПЦ также не могут сказать, что они спасены в этой жизни. И вынуждены прилагать большие усилия к постоянному самосовершенствованию.

Наряду с этим, эксперты даже не знакомы с публикациями Свидетелей Иеговы. Цитаты, как указано в тексте, приводятся по материалам Центра Иринея Лионского – радикальной православной сектоборческой организации, враждебно настроенной против Свидетелей Иеговы, как и многим другим религиям и конфессиям.

Возможно, это покажется невероятным, но в экспертизе Крюковой и других есть раздел «Каноническое понимание Библии». В нем дается православное определение Библии и Слова Божьего, конечно, с точки зрения, самих экспертов. Приводится такая цитата: «Сектантская практика, которая обычно основывается на тщательно отобранных и перетолкованных цитатах из Библии, иссушает христианство, превращая его в законничество».

Далее эксперты исследуют «Священное писание. Перевод нового мира», перевод Библии Свидетелей Иеговы. Указывается на то, что там появляется имя Бога – Иегова, слово «крест» с греческого переводится как столб мучений, часть книг получает иное название. Более того, перевод Свидетелей Иеговы следует масоретской традиции, а не Септуагинте, которой, в свою очередь, следует Синодальный перевод.

После сравнения Синодального перевода и Перевода нового мира эксперты делают вывод, что текст Свидетелей «позволяет транслировать иную, отличную от христианской традиции систему вероучительных и нравоучительных текстов». Аргументы в данной экспертизе поражают. Например, это отличия в переводе – у Свидетелей «Божьи сотрудники» вместо «у Бога работники».

Логика у экспертов часто отсутствует совсем. Приводится, например, перевод текста 1 Иоан. 5:4: «Вот победа, победившая мир, - наша вера». В экспертизе дается перевод Объединенного Библейского общества: «Божье дитя побеждает мир. Победа в этом мире за нашей победительной верой». И делается вывод: «Далее таким образом вводится смысл об избранности Свидетелей Иеговы – «народа Иеговы» и утверждение о «правительстве на небе» во главе с Иисусом Христом».

После целого ряда цитат с различными переводами библейского текста и призывов в пособии Свидетелей Иеговы изучать Библию следует вывод экспертов: «Исходя из вышесказанного Перевод нового мира не является вариантом перевода Библии в христианской традиции, и, соответственно, не является Библией как каноническим собранием текстов». Один из аргументов заключается в том, что для изучения перевода требуется пособие с интерпретацией текста, «поэтому Перевод нового мира содержит привязки ко всем смыслам, имеющимся в вероучительной и нравоучительной литературе Свидетелей Иеговы».

Очевидно, что христианская составляющая веруочения Свидетелей Иеговы в экспертизе не была изучена, а если предоставить библейские рассказы или толкования Библии святыми отцами и другими богословами, то эксперты с удивлением обнаружили бы также «привязку» ко всем смыслам Библии у католиков, православных, протестантов.

Выводы экспертизы похожи на обвинительный приговор: «использованы манипулятивные приемы», «присутствует информация, связанная с посягательством на личность», дискриминация, обвинения других социальных групп и т.д. И самое важное обвинение: «присутствует обоснование мнения о противоположности и несовместимости интересов религиозной группы «Свидетели Иеговы» с интересами других религиозных групп».

Таким образом, в экспертизе делаются выводы, которых эксперты не доказали, и выводы, которых эксперты не могут делать. Только суд может решить посягают ли Свидетели на права граждан.

Поражает то, что эксперты выдают за «экстремизм» именно то, что является существом религиозной деятельности, основой жизни любой общины верующих, которые живут осознанием своей истины, принадлежащей только им. Верующие одной общины толкуют свою собственную истину и, на этом основании, священные тексты, и поэтому, естественно, «несовместимы с другими религиозными группами».

Большинство христиан в России пользуется Синодальным переводом Библии, но в правовом отношении непонятно, почему должны страдать другие переводы или в целом современные переводы Библии. Дело в том, что и православным, к примеру, могут не нравиться модернистские переводы Нового Завета, которые делают протестанты. Еще в связи с законом о неподсудности священных текстов у представителей РПЦ, буддизма и иудаизма возникали вопросы. Почему в законопроекте упомянут свод буддистских священных текстов Ганджур, но нет второй части свода с комментариями – Данджура? Почему не включен Талмуд в целом? Для православия было бы, естественно, составить список текстов Предания - Святых Отцов Церкви, чтобы прокуратура не рассматривала эти книги в качестве мишени. Беспокойство охватило не только «нетрадиционных» верующих.

В России, где религиозное чувство всегда было основой культуры и развития, религия стала чем-то подозрительным и неблагонадежным для власти. Ведь принадлежность к вере в каком-то смысле делает человека независимым – вера делает нас свободными.

Роман Лункин.

http://www.sclj.ru/

Верховный суд России отложил пересмотр решения о ликвидации тюменской организации Свидетелей Иеговы

Верховный суд РФ отложил на 24 марта рассмотрение апелляционной жалобы на решение Тюменского областного суда о ликвидации и признании «экстремистской» местной религиозной организации Свидетелей Иеговы (СИ).






Верующие утверждают, что в основе решения о ликвидации общины лежат несоответствующие действительности показания неустановленных лиц о том, что им якобы были вручены публикации, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов РФ.
Свидетели Иеговы не впервые заявляют о набирающей обороты тактике фальсификации доказательств для ограничения прав верующих, в том числе о подбросах запрещенных предметов и лжесвидетельских показаниях, отмечает пресс-служба Управленческого центра СИ в России.

http://www.portal-credo.ru/

Силовые структуры берут «рынок религиозных услуг» под свой контроль

Тема борьбы с религиозным инакомыслием появилась тогда, когда общество и общественные организации были разделены в политическом пространстве на свои и чужие, на патриотов и иностранных агентов. Многим политикам показалось, что логично было бы и религиозные организации поделить по тому же признаку. Возникшая антисектантская кампания то бурно проявляется в прессе, то затухает – секты по имени называют редко. Свидетели Иеговы, саентологи или пятидесятники, как правило, не подают в суд на журналистов. Хотя они принадлежат к зарегистрированным религиозным объединениям, то есть журналисты прямо разжигают вражду и оскорбляют их чувства, что является уголовным преступлением.







Долгое время казалось, что конкретных результатов от таких кампаний никто не ждет. Но в 2016 году депутаты Госдумы РФ твердо решили принять поправки в законодательство, ввести понятие «секта» и регулировать миссионерскую деятельность. Особые меры к инаковерующим, а главное, их оправдание были представлены 8 декабря 2015 года в Госдуме на круглом столе на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Организаторами круглого стола выступили Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодальный миссионерский отдел РПЦ. Ведущим мероприятия был первый заместитель председателя Комитета М.Ю. Маркелов. Точку зрения РПЦ представляли заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) и президент Центра религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Л. Дворкин (см.: Оправдание репрессий. Часть третья. Атмосфера страха для православных и «сектантов»).

Все карты раскрыл соратник Маркелова по депутатской группе в защиту христианских ценностей Сергей Гаврилов (депутат от КПРФ) в интервью «Российской газете» (19 февраля 2016 года, «Сект-бомба. Секты стали реальным бизнесом за счет денег и имущества "прихожан»).

Можно с уверенностью сказать, что такого обскурантизма в религиозной сфере Госдума еще не знала (даже у закона о поддержке традиционных религий А. Чуева в начале 2000-х годов было больше оснований и логики). Сергей Гаврилов оперирует в этом интервью странными терминами, которые могут быть применимы к православным и католикам, также как к Аум Синрике. Например, «миссионерские квазисоциальные проекты», которые могут выражаться в распространении учебных пособий в школах и помощи инвалидам. В школах церквям запрещено работать напрямую, но многие верующие через общественные фонды проводят занятия о вреде наркотиков и алкоголя, против абортов. Гаврилов и депутаты хотят отслеживать деятельность таких фондов.

Депутаты также хотят усилить религиозный фактор в имущественных спорах, так как «лица, пострадавшие от сект (в том числе родственники попавших в секту), часто обращаются в суд по поводу истребования имущества».

Под видом борьбы с «религиозным дурманом» Гаврилов призывает разгонять «курсы и лекции "как быстро заработать миллион", "как стать лидером", "как преодолеть кризис»», а также «эко-поселения». Хотя такого рода сообщества никогда не провозглашают себя религиозными и вряд ли такими являются.

Но логика у депутатов Госдумы другая: к «сектам» «неприменим даже термин "религиозность", потому что они носят совсем другой характер».

Госдума предлагает разнообразные инструменты контроля «религиозного рынка услуг»: «под особым контролем должна быть деятельность религиозных организаций, чей доказанный "стаж" работы не менее 25-30 лет», «любая допустимая религиозная деятельность должна быть сертифицирована». Общины «с первого шага попадут под жесткий контроль государства и будут проверяться на экстремизм». Депутатский лексикон включает в себя и такие выражения: «выявить тех, кто в подполье».

Серьезность намерений депутатов обеспечена целым рядом мероприятий: законопроект о сектах обсуждается в четырех думских фракциях, заказано исследование о «сектах». Совет безопасности РФ, силовые структуры, Минюст совместно вырабатывают «новые методы, технологии, критерии соответствия, по которым допустима религиозная деятельность, доступ к работе с молодежью, с детьми».

Судя по всему, силовые структуры решили обойти вопрос религиоведческой экспертизы, так как исследователи в большинстве своем не склонны участвовать в расправах над церквями. Связи с этим, по мнению Гаврилова, «среди определяющих критериев - использование психотехник воздействия на сознание, попытки изъять имущество у граждан. А организаторы должны проверяться на экстремизм. Должно быть исключено зарубежное финансирование или взято под контроль». Это означает, что для уголовного дела может хватить заключения психиатра и Росфинмониторинга. Наказание за деятельность таких церквей, с точки зрения депутатов, должно быть уголовное.

Вдохновляются законопроекты депутатской группы по защите христианских ценностей Всемирным русским народным собором (ВРНС), главой которого является патриарх Кирилл. Активисты группы: координаторы Сергей Попов и Сергей Гаврилов; депутаты-члены группы Роберт Шлегель, Михаил Маркелов, Алексей Чепа, Павел Дорохин, Александр Тарнавский, вице-спикер Сергей Железняк, Елена Мизулина; ответственный секретарь депутатской группы (и отв. секр. ВРНС) Олег Ефимов. Гаврилов также является членом Президиума общественного совета по восстановлению Собора Феодоровской иконы Божьей Матери и членом Совета ВРНС. Группа также проводила совместные мероприятия с Фондом св. Василия Великого известного православного олигарха Константина Малофеева.

Неизвестно, что понимают члены группы под «христианскими ценностями», но под критерии «сектантской» подпадает любая религиозная деятельность. С точки зрения православных, активность евангелистов, баптистов, адвентистов, пятидесятников, харизматов, иеговистов среди молодежи также является подозрительной. Абсолютное большинство церквей перестали давно получать иностранное финансирование (а гуманитарная помощь после 2000 г. под запретом). Именно в связи с этим силовые структуры озаботились новыми инструментами и методами давления на верующих: проверять и минимизировать работу общественных организаций верующих, признавать некоторые общины опасными, а лидеров сумасшедшими. Как и в советское время.

Причем, отразиться такая политика совсем не на экстрасенсах и курсах по психотренингу. Во взаимоотношениях с мусульманскими общинами власти также успешно используют антиэкстремистское законодательство.

Новые гонения – это скрытая угроза для законопослушных неправославных церквей, которые занимаются социальной и образовательной работой. На законных основаниях можно будет использовать религиозность в имущественных спорах, оскорблять общины верующих в СМИ, и ликвидировать целые движения.

2016 год станет годом новой трактовки сталинского законодательства о культах 1929 года. Главное, чтобы вы не оказались на «религиозном рынке услуг».

Роман Лункин

http://www.sclj.ru/

Вынесено предупреждение Свидетелям Иеговы в Вилючинске

19 февраля 2016 года прокуратура Камчатского края вручила главе местной религиозной организации Свидетелей Иеговы "Вилючинск" Сергею Селезневу предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности. Поводом стали результаты проверки информации о том, что в июле 2015 года члены общины дали жительнице города ряд печатных изданий, в том числе брошюру "Свидетели Иеговы кто они? Во что они верят?", в 2009 году запрещенную решением Ростовского облсуда и внесенную в Федеральный список экстремистских материалов по номером 523.







Ранее, в сентябре 2015 года, прокуратура объявляла руководителю вилючинской организации Свидетелей Иеговы предостережение о недопустимости нарушений антиэкстремистского законодательства. Это произошло после того, как Селезнев обратился в прокуратуру, желая оспорить запрет на распространение религиозной литературы, наложенный на общину администрацией города.

http://www.sova-center.ru/