Ненависть под копирку. Кто стоит за кампанией фейковых новостей против Свидетелей Иеговы в Казахстане?

Фейковые новости – это не только про Америку и Россию. Теперь это еще и про Казахстан. В разных городах страны, как по команде, началась кампания против богослужебных зданий Свидетелей Иеговы (СИ; признаны Верховным судом РФ «экстремистской организацией», оспаривают это решение в Европейском суде). Некие обеспокоенные соседи или родители жалуются, что верующие или слишком громко поют, или слишком часто ходят, или подозрительно косо смотрят, причем непременно интересуются детьми. Конечно, граждане имеют право любить или не любить любые религии, но когда читаешь эти статьи, все явственнее понимаешь: перед нами серия «новостей» о том, чего не было.


Вот портал ktk.kz пишет: «Жители центра Атырау недовольны соседством со „Свидетелями Иеговы“. Они уверяют, что миссионеры постоянно громко поют и дико кричат. А еще зачем-то пытаются завлечь в свои ряды детей из ближайших дворов». Любой, кто хотя бы немного знаком со Свидетелями Иеговы, знает, что дико кричать и завлекать детей со дворов – это не про них.

Ему вторит сайт ratel.kz, ссылаясь на некоего «недовольного горожанина» из Актобе по имени Кайрат Орынжанов: «Мужчина с недоверием относится к вежливым людям, которых считает опасными соседями. – Они навязываются. Ко всем пристают. А дети ведь не понимают. У них психика ещё не сформировалась. Почему их не запретят?! – задается вопросом актюбинец».

Вот информагентство «Semeuainasy» передает уже из Семея: «Жильцы дома по улице Утепбаева 5 жалуются на деятельность „Свидетелей Иеговы“, утверждая, что им не нравится соседство рядом с ними, а также то, что они открыто проповедуют свои идеи среди местных жителей и даже детей». Опять СИ «проповедуют детям» – любой религиовед знает, что это не так.

Тему детей изумительно развивает газета «Индустриальная Караганда»: родители боятся отпускать детей в школу, потому что им приходится проходить мимо богослужебного здания СИ! «В этой школе учится моя 12-летняя дочь, и меня очень беспокоит то, что ей приходится одной ходить мимо этой церкви, – приводит издание слова местной жительницы Анны Машинской. – Когда у меня есть возможность, я сама ее провожаю, но чаще ей приходится ходить самой. Очень боюсь, что ее обманут, завлекут чем-нибудь. Дети ведь очень доверчивые, „пропагандисты“ могут заманить планшетом или еще какими гаджетами. Конечно, я говорю дочке, чтобы с незнакомыми людьми не разговаривала и из школы сразу шла домой, но беспокоюсь, что ребенка можно легко обмануть».

Словно наркопритон какой! Таких невероятных обвинений я не читал даже в России, где, кажется, испробовано уже все, что только можно. Сложно поверить, что обычные граждане могли додуматься до такого без заботливой посторонней помощи.

Теперь обратим внимание на дословное совпадение формулировок. В совершенно другой статье на сайте shymkenttv.kz, про совсем другой город – Шымкент – мы читаем уже из уст мамы Майры Битемир: «В этой школе учится мой 10-летний сын в классе домбры. Очень беспокоит то, что моему сыну приходится одному ходить мимо данной организации. Когда у меня есть возможность, я сама его провожаю, но чаще ему приходится самому. Очень боюсь, что его обманут, завлекут чем-нибудь. Дети ведь очень доверчивые, кто знает, покажут планшет или еще какие гаджеты. Конечно, я говорю сыну, чтобы с незнакомыми людьми не разговаривал и со школы сразу шел домой».

Так кто же на самом деле сказал эти слова, Анна Машинская из Караганды или Майра Битемир из Шымкента? 12-летняя дочь или же 10-летний сын подвергается опасности гаджета, проходя мимо граждан Казахстана только потому, что те «неправильно» верят в Бога?

Еще одно совпадение. «Индустриальная Караганда» передает слова Татьяны Пацевой, заместителя директора средней школы № 5 (орфография оригинала сохранена): «Дети – это социальная категория с неустойчивой психикой. И, конечно, мы переживаем, что они могут быть вовлечены, благодаря пропагандистской деятельности служителей именно этой религиозной организации, в их общину. Это не может не вызывать опасения. Много мифов, слухов и предположений витает вокруг жизни свидетелей Иеговы в Казахстане. Старшее поколение помнит, как последователи данного религиозного объединения ходили по улицам, раздавая яркие листовки с обещанием райской жизни после смерти, вовлекая в свои ряды казахстанцев разных возрастов. Время не стоит на месте, сегодня свидетели Иеговы уже запустили свои сети в интернет, ведя активную религиозную пропаганду».

А вот что сказала Зухра Омарова, замдиректора по учебной работе детской музыкальной школы № 1 из Шымкента: «Дети, это та социальная категория, у которых можно отметить не устоявшуюся психику. И, конечно мы переживаем, что дети, благодаря пропагандистской деятельность, именно служителей вот это религиозной организации, могут быть вовлечены. Это не может не вызывать опасения. Много мифов, слухов и предположений витает вокруг жизни свидетелей Иеговы в Казахстане. Старшее поколение помнит, как последователи данного религиозного объединения ходили по улицам, раздавая яркие листовки с обещанием райской жизни после смерти, вовлекая в свои ряды все больше казахстанцев. Но время не стоит на месте. Сегодня свидетели Иеговы уже запустили свои сети в интернет-паутине, ведя активную религиозную пропаганду».

Снова хочется понять, кто же это сказал на самом деле: Татьяна Павцева из Караганды или Зухра Омарова из Шымкента? И существуют ли они вообще, как и Анна Машинская, Майра Битемир, а также Кайрат Орынжанов и все прочие фигуранты статей вместе с их высказываниями?

Это лишь некоторые примеры, в реальности их больше. Некоторые СМИ удалили статьи такого рода, но их можно найти через кэш поисковиков. Во всех статьях настойчиво проводится одна и та же мысль: соседство со Свидетелями Иеговы опасно, в первую очередь для детей. Все обвинения голословны, никаких фактов и доказательств не приводится, ряд утверждений откровенно лживы. Но одинаковые формулировки говорят о том, что все публикации представляют собой спланированную кампанию с одним заказчиком, который даже не утруждал себя проверкой и элементарной корректурой. Авось, и так сработает. И действительно, работает – люди читают, верят и пылают гневом в комментариях. Люди с советских лет научены верить прессе.

Чей заказ выполняют казахстанские СМИ, публикуя феерическую серию фейков с разжиганием религиозной розни и ненависти против граждан собственной страны?

Казахстанский религиовед Артур Артемьев писал: «Ни идеология, ни культовая практика, ни применяемые Свидетелями Иеговы формы методы распространения веры не представляют опасности для окружающих и общества в целом» (Свидетели Иеговы Казахстана Средней Азии: историко-религиеведческий анализ, - Алматы, 2010). СИ действуют в Казахстане полностью легально, платят налоги, никогда не были замечены в нарушении законов, экстремизме или терроризме. Верховный суд РК не раз подтверждал право всех граждан делиться своими убеждениями с другими, а президент Назарбаев призывал прекратить огульную травлю и оскорбления зарегистрированных религиозных организаций, коими и являются СИ.

Но ничто из этого не мешает «антикультистским» кругам, связанным с РПЦ МП, разжигать в прессе религиозную рознь, не чураясь никаких методов. Авторы кампании фейковых новостей осознанно хотят сыграть на эмоциональных струнах родителей: дети – «наше все», и нужно оградить их от любых опасностей, явных и потенциальных. И неважно, что опасности – мнимые, а обвинения – никем не доказаны. Неважно, что в других странах соседям нравится образцовое поведение СИ на их религиозных собраниях. Когда затронуты эмоции и чувства, факты не нужны, а законы только мешают.

Некоторые казахстанские СМИ уже совершенно открыто призывают к геноциду. В репортаже на «Semeuainasy» на казахском языке один из местных жителей говорит, что СИ «пагубно влияют на детей и из-за этого последствия будут ужасными… Эту организацию просто необходимо полностью истребить, чтобы о ней даже не слышали».

Останется ли Казахстан светским, правовым и стабильным государством или же объявит войну инакомыслящим и устремится вслед за Россией в мрачное советское прошлое? Те, кто этого хочет, ссылаются на российский опыт прошлого года по борьбе с верующими, забывая, что этот опыт нарушает и собственную Конституцию РФ, и международные нормы, что он увеличивает санкционное давление на Россию. Даже в соседних Беларуси и Украине – традиционных партнерах Казахстана – никто не говорит о запрете СИ, не говоря уже о Европе.

Как тут не вспомнить, что именно в Казахстан ссылали многих репрессированных Свидетелей Иеговы в годы сталинских чисток. Неужели Казахстан снова станет филиалом российского ГУЛАГа? Кому это нужно? И зачем?

Антон Чивчалов