Комиссия по международной религиозной свободе представила доклад о ситуации в России

Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) является независимым, самостоятельным консультативным органом правительства США, отдельным от Государственного Департамента. Комиссия осуществляет мониторинг соблюдения свободы религии во всем мире и разработку рекомендаций для президента, госсекретаря и Конгресса. USCIRF основывает эти рекомендации на юридически закрепленном мандате и стандартах, изложенных во Всеобщей декларации прав человека и других международных документах.







Ежегодный отчет 2016 г. представляет собой итог работы членов комиссии и ее профессиональных сотрудников на протяжении года по документации нарушений на местах и содержит независимые политические рекомендации для правительства США. Ежегодный отчет 2016 г. охватывает период с 1 февраля 2015 г. по 29 февраля 2016 г., хотя в некоторых случаях в нем упоминаются значительные события, имевшие место после этого периода.

Россия

Основные выводы: Наряду с другими нарушениями прав человека, ущемление свободы вероисповедания в России за прошедший год усилилось. В соответствии с законом об экстремизме, не требующего доказательств применения насилия или призывов к нему, имели место многочисленные уголовные приговоры, штрафы и задержания, в частности, мусульман и свидетелей Иеговы. Конституционный суд постановил, что тот или иной материал может быть запрещён как «экстремистский» за провозглашение истинности или превосходства отдельной религии или системы верований. Другие законы, включая закон о религии 1977 г., в который недавно были внесены поправки, и растущее число жёстких законов, накладывающих ограничения на гражданское общество, ограничивают свободы религиозных групп и приводят к злоупотреблениям. Некий атеист был обвинён в богохульстве по закону 2013 г., и его дело рассматривалось в суде на конец данного отчётного периода. Рост ксенофобии и отсутствия толерантности, включая антисемитизм, ведёт к насильственным преступлениям и убийствам на почве ненависти, которые часто совершаются безнаказанно. Российские чиновники и местные военизированные формирования в Чечне и Дагестане порой совершают нарушения религиозной свободы с применением насилия. Нарушения религиозной свободы также обострились в Крыму и в регионах на востоке Украины. В связи с этим Комиссия США по свободе вероисповедания в странах мира (USCIRF) в 2016 г. вновь включила Россию во 2-ю категорию, к которой она причисляется начиная с 2009 г. Учитывая негативные изменения в отношении свободы вероисповедания в России, USCIRF продолжит пристально наблюдать за ситуацией в предстоящем году с целью определить, следует ли рекомендовать Россию Государственному департаменту США в качестве «страны, вызывающей особую озабоченность», в соответствии с Законом о свободе вероисповедания в зарубежных странах (IRFA) за систематические, непрекращающиеся, грубые нарушения свободы вероисповедания.

Историческая справка

По площади Россия является крупнейшей страной в мире. Её население составляет около 142, 5 млн человек, из которых 81 процент – этнические русские, а остальное население состоит из 160 других этнических групп. Согласно данным опроса, проведённого в 2013 г., 68 процентов русских считают себя православными христианами, 7 процентов – мусульманами. Многие граждане России, по их словам, принадлежащие к той или иной религиозной общине, не практикуют веру.

Принятый в 1997 году Закон о свободе совести предусматривает обременительные требования о регистрации и дает полномочия государственным чиновникам препятствовать регистрации и строительству или аренде зданий для проведения богослужений. Три указанных типа религиозных объединений – группы, местные и централизованные организации – обладают различающимися законными статусами и привилегиями. Некоторые положения Закона об общественных объединениях также применимы к религиозным объединениям, включая объёмные требования о предоставлении отчётности, ежегодные проверки на соответствие и предоставление подробных данных об истории, доктрине и развитии группы. Из-за произвольно трактуемой правовой системы соблюдение свободы совести и убеждений широко варьируется и часто зависит от взаимоотношений религиозной группы с местными чиновниками.

В предисловии к российскому закону о свободе совести, которое не носит юридически обязывающего характера, Ислам, Иудаизм, Буддизм и Православное христианство выделяются как четыре «традиционных» религии России. При этом российская конституция содержит гарантии о светском государстве и равноправии всех вероисповеданий. Однако Московский патриархат Русской Православной Церкви (МПРПЦ), заявляющий, что к православным верующим себя причисляют 60% населения, занимает привилегированное положение в стране, в том числе в отношении капелланства, системы образования и получения государственных субсидий. «Нетрадиционные» религиозные группы не получают государственных субсидий. Официальные лица часто негативно отзываются о религиозных и других меньшинствах, способствуя тем самым созданию атмосферы нетерпимости.

Главную угрозу свободе вероисповедания по-прежнему представляет претерпевший значительные изменения закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором экстремизм определяется в контексте религии, и угроза или применение насилия при этом не обязательны. В положениях этого закона, среди прочего, «пропаганда превосходства одного вероучения над другим» квалифицируется как экстремизм. В феврале 2015 г. Конституционный суд постановил, что свобода слова, совести и вероисповедания не подвергается ущемлению, если тот или иной материал запрещён в качестве «экстремистского» за пропаганду истинности или превосходства одной религии или системы верований. Если любой суд России посчитает какой-либо печатный текст или материал в Интернете экстремистским, его включают в «Федеральный список экстремистских материалов» Министерства юстиции Российской Федерации и запрещают использовать в масштабе всей страны. По состоянию на февраль 2016 г. в списке запрещённых материалов значилось 3 291 публикация, включая материалы свидетелей Иеговы и многие другие.  Предполагаемые тексты экстремистского характера подлежат рассмотрению Научно-консультативным-советом по изучению материалов религиозного содержания, состоящим из учёных и представителей четырёх «традиционных» религий. В ноябре 2015 г. Президент Путин внёс поправку в антиэкстремистское законодательство, предотвращающую запрещение четырёх священных писаний «традиционных» религий: Библии, Корана, иудейской Торы и тибетского буддийского Ганджура. Однако около 4 тыс. библий свидетелей Иеговы входят в миллионы публикаций этой религиозной группы, конфискованных полицией якобы за «экстремизм».

Принятый в 2013 г. закон о защите чувств верующих предусматривает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих. Официальным поводом к принятию закона стал публичный протест в главном православном соборе Москвы против тесных связей МПРПЦ с Кремлем. Ужесточение правовых ограничений гражданского общества отрицательно сказывается и на религиозных группах. Изменённый в 2012 г. закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусматривает обременительные штрафы и был применен в отношении пастора протестантской церкви за проведение богослужения. Другой закон о некоммерческих организациях, принятый также в 2012 году, требует от НКО, получающих финансирование из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью, которая в этом законе определена нечётко, регистрироваться в качестве «иностранных агентов», иначе им грозят штрафы или лишение свободы на срок до двух лет. В 2012 году была принята поправка к закону о государственной измене, предусматривающая лишение свободы на срок до 20 лет для российских граждан, оказывающих финансовую, материальную, техническую, консультативную и иную помощь иностранному государству, международной или иностранной организации. Закон от 2014 г. «Об участии граждан в охране общественного порядка» требует получения официального разрешения на отправление молебнов и публичных религиозных обрядов даже в местах, принадлежащих религиозным объединениям. Закон, вступивший в силу в июле 2015 г., налагает запрет на «нежелательные» иностранные и международные организации, которые якобы представляют собой угрозу государственной безопасности, общественному порядку и здоровью; многие религиозные группы опасаются, что закон будет применяться и к религиозным организациям. В декабре 2015 г. был принят закон, позволяющий российским судами не выполнять решения Европейского суда по правам человека, если они противоречат российской Конституции.

http://www.portal-credo.ru/