Мэр района выступила на церемонии открытия мемориальной доски Свидетелю Иеговы, казненному нацистами



13 мая 2015 года около 400 человек присутствовало на церемонии открытия мемориальной доски Свидетелю Иеговы по имени Герхард Штайнакер, казненному нацистами 75 лет назад за отказ вступить в немецкую армию. Церемония проходила у бывшего дома семьи Штайнакер, в одном из районов Вены. С основной речью выступила мэр Майдлинга Габриела Вотава.








Темой мероприятия стали слова  взятые из просьбы о помиловании Герхарда Штайнакера, это слова «Я просто не могу стрелять». В этих простых словах заключено глубокое значение дорогих для Герхарда христианских истин, одна из которых записана в Матфея 19:19: «Люби своего ближнего, как самого себя».

Герхард начал изучать Библию еще в юности. В 17 лет он решил стать Свидетелем Иеговы. 15 сентября 1939 года его арестовали за то, что он, руководствуясь своими убеждениями, отказался проходить военную службу и присягнуть на верность Гитлеру. Герхард провел шесть недель в венской тюрьме, после чего его перевели в Берлин (Германия), в тюрьму «Моабит», где его содержали под стражей до суда.

11 ноября 1939 года, в первый же день судебного заседания, Герхарда обвинили в подрывной деятельности и приговорили к смертной казни. Поскольку его отказ вступить в немецкую армию армию был связан с религиозными убеждениями, он подал прошение о помиловании. 2 марта 1940 года Военный суд рейха утвердил смертный приговор. Четыре недели спустя, 30 марта, Герхарда Штайнакера казнили на гильотине в печально известной тюрьме «Плёцензе». Ему было всего 19 лет.

По окончании церемонии открытия мемориальной доски мероприятие продолжилось в расположенном неподалеку Театре народного университета культуры. Среди прочего там была организована выставка, посвященная истории семьи Штайнакер. На одном из стендов была изображена небольшая коробка, обнаруженная в 1976 году. В ней было 28 писем, которые Игнац и Луиза Штайнакер написали своему сыну Герхарду, когда тот был в тюрьме, а также 25 открыток и писем от Герхарда, в которых он утешал своих родителей и выражал убежденность в их общей вере.

Когда в 1976 году умерла мать Герхарда, Луиза, в доме Штайнакеров нашли эту коробку с письмами и открытками. В статье одной венской еженедельной газеты прошедшее мероприятие было названо «знаменательным памятным событием», которое «пролило свет» на бесстрашный поступок Герхарда Штайнакера. Автор статьи отозвался о Герхарде с большой похвалой: «Он был готов умереть за свои убеждения, те самые убеждения, по которым он жил».

Всего за несколько часов до своей казни Герхард Штайнакер написал родителям прощальное письмо. Три строки были вычеркнуты нацистской цензурой. Содержание этого было следующим:

Дорогие мама и папа!
Что ж, нет смысла много говорить. Два часа назад, в семь вечера, мне сказали, что завтра в 5:50 меня казнят. Вот и наступил этот момент. Господь, дай мне сил! Да, дух бодр, а плоть слаба. Я сижу здесь, в камере, сейчас около часа ночи; со мной еще двое мужчин. Как же быстро летит время. Я пишу вам урывками все, что приходит в голову. На улице холодно, опять идет снег. Пусть Господь даст вам сил. Я хочу трудиться, и я обещал как устно, так и письменно, что буду усердно трудиться и буду этим совершенно доволен. Но я просто не могу стрелять, вокруг этого-то все и вертится. Сейчас исполняется воля Господа: что бы ни произошло, я не могу остановиться. Будьте тверды, не позволяйте, чтобы это вас ослабило, держитесь крепче друг за друга, мужайтесь. Я еще ребенок. Я смогу выстоять, только если Господь даст мне сил, и об этом я его прошу. Я получил ваше последнее письмо от 25 марта. 25-е, последний привет от вас. Сейчас примерно полчетвертого утра. Никогда не думал, что все произойдет так быстро. [Три строки вычеркнуты нацистской цензурой.] ...неожиданно и никогда не знаешь, что случится в следующую минуту. Вам отдадут мои вещи. Писчие принадлежности, бумаги и письма, деньги и одежду, ключ и кое-что еще. Пожалуйста, передайте мой сердечный привет бабушке и дедушке, Рези, дяде, тете, бабуле и дедуле, господину и госпоже Хок. Всем, с кем я работал, всем, кто меня знает, и всем моим родным. Папа, мужайся, не сдавайся, не позволяй себя сломить, будь твердым в вере и во всем остальном. И ты, мама, будь стойка и тверда. Поддерживайте друг друга. Просите Господа, чтобы он защищал вас, давал вам силу и надежду и направлял все так, чтобы вы остались на верном пути и чтобы с вами ничего не случилось. Я тоже буду просить его о вас. Чем ближе этот час, тем больше понимаешь, насколько мы слабы. До этого момента у меня была возможность передумать. Я хочу работать, но я просто не могу стрелять. Теперь я заканчиваю. Целую и обнимаю вас, дорогие папа и мама, 100 000 раз, любимый вами Герхард, который так жаждет быть с вами. До встречи в Царстве, где мы четверо снова соберемся все вместе. Не унывайте!

Миллион поцелуев.