Одно из интернет изданий сообщает о том, что от общественного источника в Татарстане поступила неподтвержденная на данный момент информация о возрождении тоталитарной традиции устного инструктирования чиновников исполнительной власти на местах. Речь идет о реализации административных директив, вступающих в конфликт с законом.
По существу, это напоминает принцип "телефонного права" или "звонок сверху", использование которого в управленческих актах как во времена СССР, так и в настоящее время, позволяет донести до местных администраций, отдельных чиновников, представителей правоохранительных органов и судей обязательные для выполнения "пожелания" вышестоящего руководства без подтверждения их официально.
В данном случае, сообщение источника касается распоряжения, подписанного, якобы, руководителем администрации Президента Республики Татарстан Ю.З. Камалтыновым, и адресованным главам муниципальных районов (городских округов) республики.
В тексте письма, указывается на необходимость недопущения проведения религиозных мероприятий вне культовых объектов, организация которых гарантируется действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с текстом, главам муниципальных районов предписывается "провести разъяснительную работу с руководителями расположенных на территории района (города) объектов социально-культурной, образовательной сферы о нецелесообразности предоставления данных учреждений для проведения религиозных мероприятий". Тогда как должностным лицам государственных учреждений, ответственным за взаимодействие с религиозными объединениями, в случаях появления заявок от религиозных учреждений предлагается об этом "стучать наверх", что формулируется в тексте, как "своевременно информировать кураторов территорий Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики о заявках религиозных организаций на проведение мероприятий вне культовых зданий".
В связи с этим нелишне напомнить, что "Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, проводимые вне культовых зданий и сооружений и относящихся к ним территорий, иных мест, предоставленных религиозным организациям для этих целей, вне мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, а также жилых помещений, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций". (из Постановления Конституционного Суда России (КС РФ) от 05 декабря 2012 г. №30-П).
Любопытно, что цитируемый акт ВС РФ был издан в связи с судебными нарушениями, имевшими место именно в Республике Татарстан. В документе специально для сведения представителей властей подтверждается законное право религиозных организаций на проведение "публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах".
При этом, разрешений власти на это не требуется, так как организация данных мероприятий носит уведомительный характер. Это означает, что по закону решение о том, предоставлять или не предоставлять стадион (дом культуры, зал, аудиторию итп) религиозным организациям, не располагающим помещениями для массовых богослужения (собраний, конференций итп), которые чаще всего оказываются протестантскими ( Свидетелями Иеговы и др.) принимает владелец или распорядитель объекта по собственному усмотрению, не нуждаясь в указаниях "свыше".
Таким образом, нетрудно заключить, что если сообщение источника из Татарстана о, якобы, организованной попытке чиновника наладить регулярность в нарушении действующего законодательства РФ сумеет подтвердиться, то у Генеральной прокуратуры РФ работы прибавится.