Комиссия США по международной религиозной свободе (USCIRF) опубликовала доклад о влиянии антиэкстремистского законодательства РФ на ситуацию со свободой совести. В его подготовке участвовал российский аналитический центр «Сова», который получил статус иностранного агента во многом за то, что с 2011 года отслеживает факты неправомерного применения этого законодательства. В документе утверждается, что давление на свободу совести стало следствием борьбы властей против роста протестной активности россиян.
В докладе USCIRF сказано, что представителей религиозных меньшинств в России все чаще и порой несправедливо записывают в ряды экстремистов. Виной тому антиэкстремистское законодательство, которое противоречит самой идее борьбы с дискриминацией.
Более того, оно как раз и используется для преследований «нетрадиционных» религиозных убеждений. В очередной раз заявлено и о том, что определение экстремизма размыто настолько, что «позволяет властям не только вмешиваться в работу любых организаций, но и прекращать ее».
В документе подчеркивается, что хотя ряд правовых механизмов по борьбе с экстремизмом введен еще десяток лет назад, масштабные кампании начались после протестов 2011–2012 годов. Эксперты указали, что в первую очередь законодательство было использовано для подавления активизировавшейся оппозиции. Положение же нетрадиционных религиозных сообществ стало ухудшаться уже на общем фоне ужесточения антиэкстремистской политики. Кстати, в эту же воронку затянуло и пользователей Сети.
Как отмечается в докладе, никаких признаков улучшения ситуации нет, «власти не намерены отклоняться от избранного политического курса, в том числе и в отношении религиозных организаций». Наоборот, власти РФ заняты формированием тотального идеологического контроля над обществом. Причем и за этим они видят в основном социально-экономические причины – власть якобы опасается массового недовольства граждан.
Вторая причина, утверждается в докладе USCIRF, это усиление близости РПЦ к светским властям: «Расплывчатое антиэкстремистское законодательство оказалось очень удобным инструментом для перевода религиозных споров в юридическую плоскость». К примеру, уголовное дело против панк-коллектива Pussy Riot эксперты отнесли к категории политических преследований: «Тяжесть вынесенного против них приговора подчеркнула тот факт, что государство рассматривает защиту традиций церкви как приоритет».
В докладе перечислены и другие примеры плохого отношения властей к «нетрадиционным» для РФ религиозным организациям. «Свидетели Иеговы» еще с 90-х годов свободно вели свои проповеди в России, и власти не вмешивались в их дела. Все изменилось именно после ужесточения антиэкстремистского законодательства: в 2016-м, говорится в документе, было решено «перейти к полномасштабному запрету их деятельности».
Поскольку в подготовке доклада USCIRF участвовал центр «Сова», приведено и множество фактов абсурдных и противоречивых запретов. Например, решение о включении той или иной публикации в список запрещенных материалов принимают специалисты, аффилированные с правоохранительными структурами, а суды даже не тратят времени на изучение подобных экспертиз.
«Российское руководство стремится разрешить каждую проблему путем введения дополнительных репрессивных законодательных норм и новых тактик запугивания».
Комиссия США по международной религиозной свободе рекомендовала Госдепу призвать Россию к прекращению нынешней политики в отношении религиозных организаций. И наоборот, расширить их разрешенный круг, «чтобы отразить религиозное разнообразие в обществе», отменив для этого все излишне бюрократизированные процедуры. Есть и требование об отмене «антимиссионерских» норм «пакета Яровой».
Властям РФ USCIRF дала множество различных рекомендаций, а настаивает она жестко на том, что должны быть пересмотрены судебные решения о запрещении религиозных организаций за экстремизм. Необходимо убедиться, что запреты были вынесены на основе четкого и объективного изучения всех имеющихся доказательств.
http://www.ng.ru