Силовики явно поторопились с уголовным преследованием Свидетелей Иеговы

Адвокат Сергея Климова Артур Леонтьев считает, что силовики слишком поторопились с уголовным преследованием Свидетелей Иеговы. Его подзащитный уверен, что судят его за веру, и готов за нее пострадать.

Артур Леонтьев рассказал: 

– Сергею Климову вменяют организацию деятельности юридического лица — религиозного объединения Свидетелей Иеговы «Северная, Томск», которое было ликвидировано Верховным судом от 20 апреля 2017 года. Оно было ликвидировано совместно с другими организациями, которые входили в «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России». Его обычную деятельность как верующего человека интерпретируют как продолжение деятельности организации, которой уже нет. И это главная проблема, которая возникла то ли от недопонимания, то ли от намеренного смешения понятий, жонглирования такими выражениями, как «организация «Свидетели Иеговы», местная религиозная организация «Свидетели Иеговы» и так далее.

Силовики по сути смешивают два разных понятия. Юридические лица учреждает ограниченное количество людей, чтобы иметь возможность ввозить или печатать литературу. Чтобы получать разрешение на строительство и содержание религиозных сооружений и так далее. И раньше, собственно говоря, подобные организации этим и занимались. А религиозная деятельность как таковая проводилась независимо от юрлиц. Сейчас получается, что эту особенность то ли не знали и не понимали, то ли решили воспользоваться ситуацией и выдать желаемое за действительное.

Но если подходить строго по закону, то получается, что Верховный суд ликвидировал только конкретные юридические лица. Запрета на деятельность других организаций Свидетелей Иеговы, которые не имеют статуса юрлица, не было.
  • Запрета на вероучение не было. Сейчас пытаются представить, будто запрет был  наложен на все. 
— Сергей Климов мне объяснял, что был уверен, что ничего не нарушал. Он говорил: я ничего не нарушаю, согласно 28-й статье Конституции я могу исповедовать свою веру вне зависимости от запрета какого-либо юрлица. Индивидуально или совместно с другими. Вот я это и делал. Я и раньше не был ни учредителем, ни членом этих юрлиц. Конечно, все это было неожиданно. И задержание, и уголовное преследование. И предъявленное обвинение. Он до сих пор недоумевает: а почему все это мне приписывают? Я же этого не делал.

По факту его судят за то, что он выступал с речами на библейскую тему, общался с единоверцами и обсуждал общие темы и вопросы. Мы с вами любим футбол, мы с вами собираемся и обсуждаем футбол. Люди любят Библию и Бога, они собираются и обсуждают эти темы. Мне кажется, что силовики несколько поторопились с развернутым уголовным преследованием. А сейчас просто не могут остановиться. Потому что не было наложено запрета на вероучение.

Забавная ситуация складывается с тем, что Сергею Климову вменяют, что он использовал запрещенный сайт. На этом сайте содержатся все публикации, в том числе и те, которые были запрещены Минюстом России. Но Сергей не пользовался этим сайтом. У них и так было достаточно разного рода публикаций в электронном виде. И если нужны были какие-то песни, которые они используют на своих встречах, то они есть в свободном доступе в YouTube. И доказательств в деле, что именно он пользовался этим сайтом, нет. Это и не доказывает, что Сергей Климов продолжал деятельность запрещенной организации, так как этот сайт не принадлежал ни одной из ликвидируемых организаций.

Также в обвинительном заключении сказано, что МРО «Свидетели Иеговы. Северная, Томск» якобы объединяло всех верующих на этой территории. Как это может быть? Это все равно, что утверждать, что какое-то юрлицо Русской православной церкви, которое состоит из ограниченного списка лиц и имеет определенные органы по уставу, объединяет всех православных на этой территории. И что все православные или люди, считающие себя православными, несут ответственность за ошибки этого юрлица. Но это правовой нонсенс.

 «Остальные свидетели обвинения говорили, что видели, как приходили какие-то люди, проповедовали, разговаривали о Боге.Была какая-то женщина, которая какое-то время изучала Библию со Свидетелями Иеговы. Но потом перестала посещать встречи. Я считаю, что нет оснований для возбуждения уголовного дела и для вынесения обвинительного приговора. Может быть, расчет еще и на то, что верующие испугаются и начнут соглашаться на все. Ну, как бывает иногда: парень, давай признай свою вину, получишь меньше. А если не признаешь, получишь по полной. Климова продавить не смогли. Он не пошел на попятную, вину не признал, показаний никаких не давал. А на него давили. Например, долго не давали свидания с женой. Думали, что через пару месяцев в СИЗО он, как и многие, сломается. Но он получает очень много поддержки. Ему присылают то ли в месяц, то ли в неделю 60-70 писем. А он сидит уже 15 месяцев в СИЗО. Жена, родственники, соверующие, друзья, знакомые продолжают его поддерживать.

Позиция Сергея такова: если надо пострадать за веру, то я готов. И приводит в пример апостола Павла. Когда того судили, он сказал, что меня судят за веру. Если вы считаете, что это заслуживает смерти, то я, не отрекаясь, готов умереть. Но моя совесть будет чиста. И перед Богом, и перед людьми. Он понимает, что рано или поздно будет реабилитирован. Вопрос в том, сколько времени пройдет. Есть примеры соверующих в гитлеровской Германии, в Советском Союзе. Они все были оправданы и реабилитированы. Они все были признаны жертвами политических репрессий. Поэтому Сергей Климов и говорил, что не может признать вину. Он не чувствует, что что-то нарушил, и считает, что вероисповедание — это его частная жизнь.

Сергей Климов уже подал жалобу в Европейский суд по правам человека и готов пройти все судебные инстанции и ждать столько, сколько понадобится.