«Не рой яму другому…» Запрет Свидетелей Иеговы в России стал символом бессмысленной дискриминации верующих

Российское государство впервые после советского времени полностью запретило конкретное религиозное движение и признало, что сотни тысяч верующих – граждан России – находятся вне закона. Запрет пришелся на весьма символичные даты. 17 июля (в день памяти убийства царской семьи) коллегия Верховного суда РФ оставила без удовлетворения апелляцию Свидетелей Иеговы и, таким образом, решение об их ликвидации в России вступило в силу полностью. После 20 апреля (день рождения Гитлера) Свидетелей Иеговы и так обязали приостановить деятельность. Теперь будут конфисковывать собственность организации по всей стране и выгонять верующих из молитвенных домов. 


Дело Свидетелей Иеговы на долгие годы стало поводом для обвинений в адрес России в нарушении свободы совести и просто здравого смысла. Верующие подготовили жалобу в Европейский суд по правам человека и совершенно понятно, что решение будет не в пользу России. 18 июля Европейская внешнеполитическая служба осудила решение Верховного суда РФ, отметив основное право, которым должны обладать религиозные группы. Это свобода собраний, которой верующие были лишены.

То, как власти обошлись с этим новым религиозным движением, к которому с раздражением относятся многие христианские конфессии, не пройдет бесследно для всех. Во-первых, представители власти воспользовались богословскими противоречиями между разными религиями и конфессиями, зная, что Свидетелей Иеговы особенно никто не поддержит, а официальные представители РПЦ их с радостью осудят. Во-вторых, Свидетели Иеговы стали ярким примером того, что преследования инаковерующих в России основаны на откровенной лжи. Такие православные активисты, как Роман Силантьев или Александр Дворкин, обосновывают дискриминацию (ведущую к разрыву отношений религии и государства, межрелигиозной вражде) мифами о «национальной безопасности» и о том, что везде существуют шпионы, а бедные граждане будто бы не знают, кто им проповедует. 

Примечателен также репортаж в программе «Вести-Москва» на канале «Россия» от 18 июля 2017 года о запрете Свидетелей Иеговы, где их обвинили в том, что они провозглашают истинность своей религии и собирают пожертвования, хотя это делает и Православная церковь . Кроме того, в вину Свидетелям Иеговы ставили также запрет переливания крови, хотя этот факт совсем не рассматривался в ходе каких-либо судебных процессов. И уже мало, кого интересует, что экспертизы, признававшие брошюры Свидетелей Иеговы экстремистскими, были не менее абсурдными и гротескными, с точки зрения науки. Верховный суд не обратил на это внимание.
  
Принятое решение о запрете Свидетелей Иеговы, по мнению члена Совета по правам человека при президенте РФ и адвоката Славянского правового центра Владимира Ряховского, можно назвать политическим. Надежды на то, что возобладает здравый смысл, не оправдались. По словам Владимира Ряховского, получается, что никто не просчитывал последствия принятого решения. После 17 июля неизбежны не только конфискация имущества, беспрецедентная с советских времен национализация церковного имущества, но и уголовные дела в отношении членов религиозных общин – верующие могут оказаться в заключении или получить условные сроки (к условным срокам уже были приговорены несколько семей Свидетелей Иеговы в Таганроге). 

Потенциальная возможность тюрьмы для верующих в стране напугала многих других представителей неправославных христианских конфессий, поскольку именно они наиболее активны в миссионерской сфере и наиболее многочисленны. Новые религиозные движения маргинальны и способны более легко менять форму своего существования в обществе. Баптисты, пятидесятники, харизматы, адвентисты сразу стали мишенями номер один для радикальных «борцов с сектами». В первую очередь, следуя логике еще советских безбожников, вся мощь прессы и правоохранительной системы должна обрушиться на харизматов-пятидесятников, так как у них самые эмоциональные богослужения и яркие богословские концепции исцеления. 

В сочетании с действием «Закона Яровой» по отношению к евангельским общинам (штрафы за незаконную миссионерскую деятельность) многие церкви оказались запуганы, ослаблены, а их отношения с обществом и местными властями оказываются под угрозой. Любое из положений «Закона Яровой» о контроле миссионерства и штрафы за распространение религиозной литературы могут коснуться не только протестантов и католиков, но и православных. В рамках Русской православной церкви много самых разных консервативных и либеральных групп, которые также хотят свободно проповедовать. Более того, они с полным правом будут делать это в будущем. Пока власть не применяет законы по отношению к православным, но это вполне возможно.

По иронии судьбы часть Русской православной церкви в Украине попала в аналогичную ситуацию, повторяющую ситуацию Свидетелей Иеговы в России. Верховная Рада рассматривает законопроекты №4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной Радой государством-агрессором». В пояснительной записке к этому проект говорится: «В Украине существует прямая угроза внешнего воздействия и деструктивной пропаганды с использованием религиозного фактора со стороны государства-агрессора. В условиях внешней военной агрессии это создает потенциальную опасность для возникновения новых очагов конфликтной, межконфессиональной напряженности и межрелигиозного противостояния, и как следствие, это означает возникновение реальных угроз национальным интересам, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности Украины». Примерно также в России говорят сектоборцы о Свидетелях Иеговы. 

В случае принятия этого законопроекта в Украине – Украинской православной церкви (УПЦ) как части Московского патриархата придется доказывать, что УПЦ существует самостоятельно от управленческого центра, то есть от РПЦ. А каноническое подчинение УПЦ Московскому патриархату – это внутреннее установление религиозной организации, в которое государство не должно вмешиваться. Это духовная связь Русской Церкви и УПЦ. Украинские депутаты, как и многие российские, думают, что они сами могут кроить религиозное поле, как хотят. УПЦ в случае признания организацией с центром в "стране-агрессоре" должна будет согласовывать свою кадровую политику с властями и подпадет под контроль чиновников, а тем, кто не будет подчиняться, видимо, будут грозить уголовные дела за "непатриотизм".
  
В ходе судебного процесса в Верховном суде РФ Управленческому центру Свидетелей Иеговы не удалось доказать, что с местными общинами у центра лишь духовная связь, а ликвидация центра не должна вести к ликвидации всех фактически самостоятельных организаций. И Свидетели Иеговы стали "непатриотами", которых можно сажать в тюрьму.

Независимо от ситуации вокруг Свидетелей Иеговы, государство в России в лице полиции и прокуроров получило после принятия "Закона Яровой" в свои руки наибольшую силу власти и контроля над религией безо всякого разумного объяснения – и это глубокая яма для всех проповедников, каждый из которых обязательно считает кого-то "еретиком", "раскольником" или "сектантом". Такова религиозная жизнь.
  
Роман Лункин 

http://www.sclj.ru/