Идите, оштрафуйте все народы

В России начались аресты и штрафы по так называемому закону Яровой. Людей судят за изучение Библии у себя дома, за проведение крещения, за выступление на празднике, за детский лагерь. Выписываются штрафы до 40 тыс. рублей. В России может стать как в Узбекистане – люди будут работать только на штрафы, еще и кредиты брать. Это те, кто останется на свободе.







Все, что было раньше, весь «экстремизм», в сравнении с этим – цветочки. Раньше достаточно было избавиться от «экстремистской» литературы, и ты в относительной безопасности. Сегодня абсолютно непонятно, как вообще разговаривать о религии. Первый штраф по закону Яровой выписан за то, что человек просто обсуждал Библию у себя дома! Обсуждать Библию стало преступлением.

В Выборге идет суд о признании одного из переводов Библии экстремистским. Какой теперь смысл в этом процессе? Сейчас можно штрафовать за распространение любой Библии, в любом переводе, любом издании. Можно оштрафовать за распространение автобиографии патриарха. «Экстремизм» больше не актуален, появился куда более эффективный инструмент. Нет смысла копаться в литературе, когда можно судить за сам факт разговора о религии.

Год назад я переехал в Белоруссию, как мне тогда казалось, не навсегда. Теперь я начинаю переосмысливать этот вопрос. У меня просто нет денег на регулярные штрафы в таких суммах, какие хочет г-жа Яровая. Жизнь в России может стать слишком дорогим удовольствием. У меня семья, сын, которого я хочу воспитывать не из тюрьмы. Еще до принятия этого закона меня хотели вызвать на «беседу» в ФСБ. В этом блоге пытались публиковать явно провокационные комментарии. Были случаи, когда людей штрафовали за ссылки на мои статьи в социальных сетях. В начале этого года я удалил несколько статей, а сейчас стал думать о закрытии блога полностью. Но пока еще сохраняю надежду, что до этого не дойдет.

Тем не менее я буду гораздо осторожнее общаться с людьми в чатах, а голосом по Skype не буду разговаривать совсем. Извините, отложим это до лучших времен. Я не хочу, чтобы разговор со мной записали и отнесли, куда нужно. Сейчас становится опасным разговаривать вообще с кем угодно: если человек пойдет и напишет донос, да еще и с диктофоном в кармане, «миссионерская деятельность» со всеми вытекающими будет гарантирована.

Кто-то в Интернете метко охарактеризовал это явление: яровославие. Религия, репрессирующая всех, кто с ней не согласен, с помощью противоречивых и бездумно написанных законов. Но невозможно не задаться вопросом: кто же в этой ситуации «экстремист»? Кто действительно разжигает ненависть и вражду на религиозной почве? Тот, кто раздает религиозную литературу, или тот, кто борется с оппонентами с помощью массовых репрессий?

Закон разрабатывался с участием РПЦ, она предлагала для него поправки, причем все остальные религии были лишены этой возможности. Да, формально от закона могут пострадать любые верующие, включая православных. Но мне будет очень интересно увидеть, как по нему осудят православного батюшку или приход (хотя опальные православные личности вроде Андрея Кураева тоже в зоне риска). Сама Яровая тоже говорила, что закон направлен на защиту «традиционных религий».

Недавно патриарх Кирилл сказал, что миссия России – нести миру свет христианства. Теперь мы видим, какими методами это будет делаться. Патриарху стоило предупредить, что сначала весь мир придется как следует оштрафовать.

Я хочу спросить всех тех православных, которые доказывают мне Троицу и прочее: вы правда думаете, что можно заставить верить в Троицу такими способами? Вам не нравится моя религия – а вам самим нравится религия, которая борется с инакомыслящими полицейскими методами? Это хорошая, духовная такая религия? И вы правда думаете, что я перейду к вам и начну вместе с вами радоваться тому, что арестовывают моих бывших единоверцев?

Православные борцы с «сектами», которые сейчас ликуют, должны понимать: это ваша техническая победа, но ваше нравственное и духовное поражение. Христиане не прибегают к арестам, штрафам и угрозам для распространения своей веры. И это духовное поражение в перспективе может оказаться хуже, чем временная техническая победа. Как метко замечает библеист Андрей Десницкий: «Когда под видом торжества православия в одном формально светском государстве вводится административно-полицейское яровославие, это по своим дальним последствиям не менее разрушительно. И для традиционных религий – в первую очередь».

Нужно признать, что Россия просто возвращается к исторической норме. На этой территории никогда не было свободы вероисповедания – ни при князьях, ни при царях, ни при большевиках. В России всегда было яровославие, уже больше тысячи лет. Наивно ожидать, что ситуация в одночасье изменится. С чего вдруг?

Тем не менее, конечно, приятно, что пока только штрафуют, а не отправляют в Сибирь или расстреливают. Это явный прогресс.

http://chivchalov.blogspot.com