Суд пришел к заключению, что следователи относились с явным предубеждением к верующим и допустили многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства

Киргизия. 29 октября 2015 года коллегия из трех судей Ошского областного суда оставила в силе оправдательный приговор, вынесенный двум Свидетелям Иеговы: Оксане Корякиной и ее матери, Надежде Сергиенко. Прокурор необоснованно обвинял женщин в мошеннических действиях в отношении жителей города Ош. Преступление было якобы совершено во время проповеднического служения.




На фото:  Оксана Корякина с мужем  и ее мама.









Необъективное расследование — следствие религиозной дискриминации
В марте 2013 года сотрудники милиции арестовали Оксану Корякину и Надежду Сергиенко на основании сфабрикованных обвинений. У женщин были убедительные доказательства их невиновности, подкрепленные свидетельством очевидцев. Несмотря на это, на Оксану и Надежду завели уголовное дело, и по решению Ошского городского суда их поместили под домашний арест.

Впоследствии Ошский городской суд пришел к заключению, что на этапе предварительного следствия к Оксане и Надежде относились с явным предубеждением и что следователи допустили «многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства». В одном случае осмотр места происшествия был произведен лишь четыре месяца спустя после упомянутых событий, при этом следователи не собрали никаких вещественных доказательств, относящихся к делу. Также они допустили вопиющие нарушения процедуры опознания подозреваемых, результаты которого позднее были признаны недействительными. В ходе следствия и судебных слушаний так называемые потерпевшие неоднократно меняли свои показания.

Суд первой инстанции пришел к заключению, что у потерпевших было предвзятое отношение к Свидетелям Иеговы и что следователи обращались с обвиняемыми ненадлежащим образом «из-за их принадлежности к религиозной организации Свидетелей Иеговы». Так, хотя женщин обвиняли в мошенничестве, в протоколе обыска, который прошел в их домах несколько месяцев спустя, было указано, что предметом поиска была некая запрещенная религиозная литература. Во время обыска следователи не обнаружили ничего незаконного.

Тяжелые условия домашнего ареста
Из-за того что до суда Оксана и Надежда находились под домашним арестом, им было запрещено покидать город Ош без разрешения местных властей. Женщинам запрещалось выходить из дома в определенные часы, что создавало для них значительные неудобства. Все это продолжалось более двух лет и препятствовало выполнению ими повседневных дел и их участию в религиозной деятельности.

Кроме того, у Надежды возникли трудности при устройстве на работу, поскольку власти изъяли ее паспорт. Когда у нее возникли серьезные проблемы со здоровьем, она не могла выйти из дома, чтобы обратиться в медицинское учреждение за помощью. Чтобы выехать с мужем за пределы Оша, Оксане приходилось обращаться за разрешением в суд. Они с мужем пережили сильный стресс и провели немало бессонных ночей, беспокоясь об исходе дела.

Справедливость восторжествовала
7 октября 2014 года Ошский городской суд оправдал Оксану и Надежду «в связи с отсутствием доказательств их вины». Однако из-за неоднократных жалоб со стороны прокурора судебное разбирательство затянулось еще на один год. Таким образом, домашний арест продлился до октября 2015 года, когда состоялись апелляционные слушания.

«Прокурор не предоставил фактов, опровергающих показания подсудимых (алиби), и доказательств того, что О. Корякина и Н. Сергиенко виновны в совершении преступления» (судья апелляционного суда).
29 октября 2015 года коллегия из трех судей Ошского областного суда оставила в силе оправдательный приговор, вынесенный судом первой инстанции. Коллегия постановила, что «доводы, приведенные в жалобе [прокурора], не нашли подтверждения в ходе судебных слушаний». Суд апелляционной инстанции подтвердил невиновность Оксаны и Надежды и распорядился об их немедленном освобождении из-под домашнего ареста. Кроме того, оба суда пришли к заключению, что Оксана и Надежда имеют право на получение денежной компенсации за материальный ущерб, нанесенный им в ходе неправомерного преследования и суда.

Оксана делится: «Мы с мамой рады, что суд оправдал нас и что нам больше не нужно находиться под домашним арестом. Нам так хочется вновь почувствовать свободу, жить полной жизнью, общаться с друзьями и родственниками и в полной мере участвовать в религиозной деятельности».

Оксана, Надежда и все Свидетели Иеговы в Киргизии благодарны за то, что судьи действовали в рамках закона и не поддались религиозной предвзятости, которую проявили некоторые должностные лица в Оше. Свидетели Иеговы надеются, что это решение посодействует соблюдению права на свободу вероисповедания, закрепленного конституцией Киргизии, и что местные власти предоставят им официальную регистрацию на юге страны.