ПО СТОПАМ ПЕРВОГО "ВЕРБОВЩИКА"

Уголовное дело в отношении шестнадцати верующих россиян, которое рассматривается в Таганрогском городском суде, можно считать показательным. Правда, не в смысле процессуального эталона, которым стоило бы руководствоваться всем остальным, а в плане практикуемой в России квази-правовой "бдительности", ставшей в наши дни, увы, обычным делом.
В связи с тем, что обвинение выглядит тяжким, а отсутствие реальных основания для его возбуждения вызывают все больше и больше вопросов, присутствие в судебном заседании корреспондента RP было оправданным тем, что обещало помочь нахождению действительных причин возникновения прецедента. В конце концов, детальные сообщения о ходе процесса играют большую роль, но лучше увидеть все своими глазами
Напомним, что 16 Свидетелей Иеговы в Таганроге местная прокуратура обвинила в уголовном преступлении по ст.282 УК РФ. При этом, четверо подозреваются в "организации деятельности экстремистской организации" и "вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления", а остальные 12 человек – в "участии в деятельности экстремистской организации". Если у кого-то, при этом, возникнут ассоциации с такими явлениями, как "заговор против" кого бы то ни было с "вынашиванием замыслов" или организацией силового сопротивления - ну, хотя бы коррупции, - то он крепко ошибется. Верующие обвиняются в том, что они ..."незаконно" собираются для обсуждения Священного писания – Библии, и усердно стараются претворять в собственной жизни заповеди Иисуса Христа.
Абсурдность ситуации усугубляется тем, что после запрета местной религиозной организации* в городе, представители государственного органа, призванного охранять законность в РФ, странным образом "забыли" о праве религиозного сообщества продолжать духовное общение между собой – в том числе, совершать свои богослужения без образования юридического лица. То есть, в форме религиозной группы.
Обвинение – причем, не в юридическом, а в принятом в определенных социальных группах смысле "наезда", - полностью выстроено на многочасовой скрытой съемке, которая осуществлялась внедренным в религиозное сообщество сексотом без ведома верующих. Не стоит говорить, что само по себе одно лишь это деяние грубо попирает гарантированный законодательством РФ принцип невмешательства государства во внутрирелигиозную жизнь. Спросите, что дает это видео? Ответ для тех, кто мог ознакомиться с фрагментами материала в суде однозначен: тайная видеосъемка позволяет людям узнать, как проходят богослужения у Свидетелей Иеговы. Однако, именно это и стало основанием для возбуждения уголовного дела, материалы разбирательства которого составляют на данный момент около 60-ти томов, где только обвинительное заключение на каждого подсудимого занимает по отдельному тому.
В судебном процессе, который длится с 20 мая 2013 года, признать по закону молитвенные собрания Свидетелей Иеговы уголовным преступлением оказалось невозможно. Но то, что очевидно правовым экспертам, да и любому мало-мальски вменяемому человеку, представителей прокуратуры до сих пор не убедило. От нелепых обвинений "охранители законности" не отказались, что, вероятно, и сподвигло одного из представителей защиты – адвоката Виктора Женкова, - обратиться к такому аргументу, как наука. Суд согласился с предложением адвоката выслушать мнение научного специалиста**, в качестве которого ему была рекомендована религиовед, доктор философских наук, профессор Екатерина Элбакян.
Е.Элбакян в зале суда, Таганрог, 25 марта 2014Допрос эксперта в суде стороной защиты состоялся 25 марта. Целью этого предполагалось прояснение некоторых малопонятных до сих пор позиций относительно религии, религиозного сообщества и религиозных организаций Свидетелей Иеговы.
Так, например, в связи с вопросом о понятии иерархии в этом религиозном сообществе выяснилось, что главой своей религии верующие считают Иисуса Христа. Отношения с ним у всех верующих одинаковы, независимо от того, как называют они себя в общине – "старейшины" или "пионеры". Это свойственно Свидетелям, как христианам-протестантам, строго следующим принципу коллегиальности. Свойственно при богослужении или в процессе принятия решений, где наличие "старейшин" в общине вовсе не означает того, что их сообщество "преступно", как отчего-то понимает это прокуратура. Не означает это и того, что если верующего считают старейшиной или проповедником, то по убеждению обвинителей он обязан быть "юридическим лицом".
Религиовед пояснила суду, что наименования духовного статуса у Свидетелей Иеговы – это не должность в религиозной структуре, а лишь признание верующими уровня соответствия кого-либо из них тем или иным библейским моральным нормам и христианским добродетелям, где у каждого имеется различный духовный опыт. Однако, объяснение того, что такой духовный уровень определяется не директивно какой-либо местной религиозной организацией, а воспринимается верующими "духовной аттестацией", судя по всему, так и осталось для представителей государственного обвинения не до конца понятным. При этом, такое непонимание никак не могло быть следствием неадекватности практически незнакомых с религией людей. Просто, реальный для верующих Христос воспринимается ими, как понятие, не заслуживающее серьезного внимания или отношения. То ли дело – назначение какого-то человека "на должность" начальством или вышестоящим органом, который и принимает решение – это любому понятно. А здесь какой-то "мифический Христос". Поэтому даже приведенный ученым пример того, что не боязнь неприятностей, а именно религиозная вера регулирует в сообществе Свидетелей Иеговы нравственность, что так похоже на раннехристианскую этику, мало чему помогло.
Тем не менее, кое-что в результате "разжевывания" религиоведом некоторых понятий было все же усвоено. Например, с обвинением прокуратурой верующих в том, что они "вербуют" Христу последователей. Представитель науки обратила внимание суда на значения понятия "вербовки", где оно всегда подразумевает соблазн. Решение завербоваться на работу в стройотряд на Крайний Север в советские времена, в результате оборачивалось не только романтикой, но и весьма неплохим заработком, что считалось даже почетным. Во времена "холодной войны" понятию настойчиво придавался крайне негативный оттенок – "враги" с помощью денег и шантажа вербовали "шпионов", которыми было принято считать и диссидентов, и просто вольнодумцев. Но оба непохожие варианта одинаково подразумевают получение в результате "вербовок" материальной выгоды. А какие деньги могут "обещать" миссионеры, если они всего лишь рассказывают об основах своей веры? Или, может быть, они шантажируют людей, используют угрозы, чтобы те уверовали? Элементарная логика на таком уровне, по впечатлению корреспондента RP воспринималась достаточно убедительно и стороной обвинения.
В вину Свидетелям Иеговы, кстати, ставилось и такое обстоятельство, как добровольные пожертвования верующих. Надо сказать, что логика пригодилась и здесь. Хотя, понимание того, что все религиозные организации за исключением государственных существуют именно на добровольные пожертвования, подозрений представителя прокуратуры насчет того, что здесь что-то все же не так, не развеяло. Зато, в плане еще одного обвинения Свидетелей Иеговы - а именно, обвинения в том, что они считают свою веру истинной, приглашение прокурору подумать принесло успех: "было бы по меньшей мере очень странно, - упростила Екатерина Элбакян общеизвестный признак всех религий, - если бы называя себя, например, православным, человек говорил, что на самом-то деле истинна какая-то другая религия".
В вину Свидетелям ставится и воспитание родителями своих детей в собственной религиозной традиции, и то, что некоторые из них трудятся неполный рабочий день, чтобы больше времени посвящать своей религиозной практике. Здесь религиовед помогла стороне обвинения вспомнить о том, что и неполная занятость, и гарантия прав (при обязанности) родителей воспитывать потомство в соответствии со своими убеждениями, лишь бы не во вред детям и обществу, определяется нормами закона...
Допрос специалиста продолжался весь день, заседание прерывалось лишь на обед. Отвечая на вопросы защиты, профессору Элбакян, по существу, пришлось проанализировать все позиции обвинения шестнадцати верующих, так и не обнаружив в претензиях к ним прокуратуры каких-либо намеков на нарушение закона или морали.
В соответствии с регламентом судебного процесса, после ответов специалиста на вопросы защиты, в заседании предусмотрены вопросы и со стороны обвинения. Шестнадцать томов уголовного дела позволяли предположить, что вопросов у прокуратуры может быть немало. Поэтому, отказ от допроса со стороны представителя прокуратуры - старшего помощника прокурора Таганрога младшего советника юстиции Анны Логвиновой, когда это предложил судья, мог лишь показаться неожиданным. На вопрос председательствующего – Федерального судьи Олега Кубанцева о том, имеются ли у нее вопросы к специалисту, помпрокурора заявила, что ей надо подготовиться и ходатайствовала о перенесении процедуры на следующий день. Поэтому, исходя из серьезности ситуации, где формулирование обвинения оказалось, по всей видимости, результатом незнания, никого не удивило.
Однако, на следующий день, то есть 26 марта, прокуроров явилось двое – это упомянутая уже помпрокурора Логвинова и прокурор управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами областной прокуратуры из Ростова-на-Дону Денис Вовченко. Далее события развивались, мягко выражаясь, несколько непристойно.
Допрос специалиста прокурор Вовченко начал с выяснения того, каков уровень квалификации ученого, хотя именно с приложенных к делу документированных свидетельств об этом и началось накануне участие профессора Екатерины Элбакян в судебном заседании в качестве специалиста. Приехавший из Ростова-на-Дону представитель вышестоящей (областной) прокуратуры интересовался тем, когда и где работал и работает специалист в данное время, какое она получила образование, имеет ли второе высшее образование, "обучалась ли на курсах повышения квалификации" и знает ли она "что такое преступное сообщество". Протесты адвокатов на предмет того, что задавая подобные не относящиеся к делу вопросы, прокурор демонстрирует оскорбительное отношение к ученому, судья Кубанцев отклонял один за другим. Тем временем, вопросы разошедшегося прокурора стали вызывать у присутствующих и возмущение, и едва сдерживаемый смех.
Но Элбакян, которой ввиду происходящего было явно не до смеха, терпеливо объясняла странному прокурору, что юридического образования она не имеет, но имеет ученую степень доктора наук, выше которой в России не существует. Что ей приходится самой читать лекции на курсах повышения квалификации для приезжающих в Москву из разных регионов, в том числе и с Юга России. Что ответы на вопросы, которые он задает, уже присутствуют в деле, для чего достаточно поинтересоваться протоколом, хотя по причине отсутствия прокурора на предыдущем заседании, она готова объяснить ему то, что его интересует. Это продолжалось до тех пор, пока в ответ на отказ эксперта отвечать на вопрос, не относящийся к его компетенции, прокурор не выдал профессору Элбакян: "Нет, вы будете отвечать!"...
Прямое хамство со стороны обвинения, разбавленное слишком откровенным игнорированием процессуального права, суд не заметить не мог. Поэтому прокурору было объявлено замечание, после которого он принципиально замолк до окончания допроса. Помощник прокурора Таганрога Логвинова подстраховала начальство, попытавшись выяснить, каким образом Святой Дух руководит жизнью и религиозными мероприятиями верующих. А заодно поинтересовалась разницей между "организацией", как "учреждением" и "духовной организацией Свидетелей Иеговы", как добровольным сообществом людей, объединенных одной верой, о чем ученый уже говорила накануне. Ну, а комментируя в очередной раз обвинение верующих в "вербовке", ученому пришлось обратиться к авторитету образа "самого первого "вербовщика" такого рода - Иисуса из Назарета с "организованной преступной группой" первых апостолов христианства...


* * *


Одно лишь непосредственное присутствие на судебных заседаниях само по себе, конечно, не может заменить знания существа дела, ознакомления с обстоятельствами его возникновения, документами. Но оно предоставляет возможность видеть участвующих в процессе людей, быть свидетелем тех неуловимых реакций, которые не просто дополняют, но и в своем роде оживляют реальность происходящего действа в целом. Так нельзя было не отметить светлого спокойствия подсудимых, совесть которых независимо от предъявленных им абсурдных обвинений чиста перед Богом и людьми. Нельзя было не заметить откровенного интереса судьи к разворачивающейся перед ним коллизии, где ему доводится воочию прикоснуться к столкновению лжи и правды. Не укрылось от внимания и то, что представители стороны обвинения воспринимают происходящее всего лишь "рабочим моментом", а заодно убедиться лишний раз насколько далеки оказываются "винтики государственного механизма" от живого человеческого бытия.
Увы, но все знакомые нам с детства простые истины о том, что лукавить, а тем более творить или поддерживать дела неправые – означает разрушать самих себя, а прислушиваться к голосу совести – значит созидать собственное достоинство, по мере прожитых лет либо становятся яснее, либо погружаются в беспросветный туман. Применительно к ситуации с системным преследованием Свидетелей Иеговы это наблюдается сегодня очень отчетливо. Ведь, лишь принципиально не желая знать действительного положения вещей и прилагая неимоверные усилия к тому, чтобы "ничего не видеть и не слышать", можно не понимать того, что происходит с религиозным сообществом этих христиан в России.
Всем известно, кто в России является инициатором такого позорного явления, как антикультизм. Но разложение, набравшее обороты в структурах привилегированной религиозной организации, отчетливее заметно на фоне тех религиозных тенденций, которые ориентированы на духовный поиск, а не на обслуживание нужд "кесаря". При этом, нельзя отрицать, что пресловутое "духовное возрождение", о необходимости которого продолжают громко кричать с высоких трибун, в самом деле. Правда, не там и не так, как было запланировано это клерикальными и режимными идеологами. Реальное возрождение представляет собой не "готовое изделие", упавшее с неба или спущенное директивой властей. Это долгий, связанный с трудностями и вызывающий сопротивление процесс, который происходит в душах и умах многих и многих людей. Пытаться управлять этим процессом извне – силой или хитростью, - совершенно бесполезно, потому что его движитель – это миллионы отдельных, ищущих опоры человеческих сознаний. Понимают это не все. Но те, кто понимает и находит свою опору в вере, продолжают и будут продолжать пополнять религиозные сообщества независимо от того, как может реагировать на них временный официоз.
Разумеется, не только этим, но в значительной мере и такой закономерностью может объясняться наблюдаемый нами ныне парадокс. Преследуемые в России религиозные сообщества не политизированных, а сугубо духовных движений – новых религий или христианского протестантизма, к одному из направлений которого принадлежат и Свидетели Иеговы, - для ищущих духовную опору людей, оказываются несоизмеримо привлекательнее, чем "бряцающие кимвалы" пропагандируемого официоза.
Судя по имеющимся историческим сведениям, это очень похоже на ситуацию, в условиях которой начинали свой долгий путь в будущее первохристиане...

___________________________________________________

* 1 июня 2010 года организация Свидетелей Иеговы в России обжаловала в Европейском суде по правам человека определение Верховного суда РФ, признавшего 34 печатных издания организации экстремистскими и постановившего ликвидировать общину Свидетелей Иеговы в Таганроге. Не далее, как 6 марта 2014 года ЕСПЧ коммуницировал российским властям жалобы, касающиеся запрета деятельности Свидетелей Иеговы, разгона их встреч, изъятия их имущества, личных досмотров и задержаний, признания их литературы экстремистскими материалами, ее конфискации и запрета на распространение (жалобы касаются, в частности, 70 материалов из Федерального списка экстремистских материалов). ЕСПЧ коммуницировал сразу 22 жалобы, поданные почти полутора сотней заявителей - физических лиц и организаций. Объединенное производство получило в ЕСПЧ название "МРО "Таганрог" и другие против России" (Taganrog LRO and Others v. Russia).

** Ранее в суде был допрошен в качестве эксперта некий Владимир Сторчак, являющийся членом экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Минюста РФ по Ростовской области, представленный стороной обвинения. Согласившись с мнением прокуратуры насчет того, что в богослужении Свидетелей Иеговы "в общем-то присутствует момент, где превосходство по религиозному признаку по отношению ко всем окружающим людям", на следующий день после вопросов защитника, этот "эксперт" дезавуировал все свои "впечатления" по той причине, что "не религиовед" и вообще не понимает, зачем его вызвали. Как выяснилось, имея за плечами православную духовную семинарию, В.П. Сторчак является то ли помощником руководителя Миссионерского отдела, то ли главой регионального религиоведческого (?) информационно-консультативного центра, то ли сотрудником Таганрогского благочиния Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ МП.

http://religiopolis.org/publications/7503-taganrog-25-2603.html