На уборку!

На уборку!



Оперативное совещание в понедельник было практически полностью посвящено проблеме благоустройства городских территорий. Говорили, в частности, и о первом общегородском субботнике.

Орехово-Зуево, отмеченный областным госадмтехнадзором как один из самых грязных городов Подмосковья, нуждается сейчас в уборке как никогда прежде. Период с 25 марта по 26 апреля назван у нас месячником чистоты. Благоустройству улиц, парков и скверов уделят особое внимание. Усиленная уборка пройдет повсеместно на протяжении всего месяца. Однако в это промежуток времени будут наблюдаться «всплески благоустраивающей активности» - общегородские субботники, первый из которых прошел 29 марта.

Своеобразным центром субботника стала улица Набережная, которую убирали работники администрации вместе со своими семьями. В этом им помогали представители большинства городских организаций, начиная «Водоканалом» и заканчивая членами общины «Свидетелей Иеговы». Убирались не только на Набережной, но и по всему Орехово-Зуеву. Ни одно учреждение не осталось в стороне. В общей сложности с улиц было вывезено более 1400 кубов мусора.

http://oz-on.ru/news/

Проявлении религиозной нетерпимости к Свидетелям Иеговы в России



О проявлении религиозной нетерпимости к Свидетелям Иеговы в России
в период с 1-го по 31 марта 2014 года
(по состоянию на 31 марта 2014 года)
Нами зафиксировано:
• Шесть полицейских задержаний во время проповеднического служения — пгт. Погар (Брянская обл.), г. Салаир (Кемеровская обл.), г. Ейск (Краснодарский кр.), г. Матвеев-Курган (Ростовская обл.), Москва, г. Гаврилов-Ям (Ярославская обл.).
• Один случай воспрепятствования религиозной деятельности, осуществленный должностными лицами, — с. Воробжа (Курская обл.).
• Один случай воспрепятствования религиозной деятельности, осуществленный агрессивно настроенными людьми, — г. Новоаннинский (Волгоградская обл.).
• Один приход полиции домой к верующим — г. Магдагачи (Амурская обл.).
• Один случай нападения с причинением вреда здоровью либо угрозой жизни, осуществленные агрессивно настроенными людьми, — г. Усть-Илимск (Иркутская обл.).
• Один случай вандализма — г. Кохма (Ивановская обл.).
• Две статьи в СМИ, порочащие религию Свидетелей Иеговы: 20 марта 2014 года, г. Трехгорный (Челябинская обл.). "Метро 74-Трехгорный" («В Трехгорном действует секта»); 18 марта 2014 года, г. Новоаннинский (Волгоградская обл.). Газета "Авангард" («С ними нам не по пути»).

Описание некоторых инцидентов:

1. 3 марта 2014 года, пгт. Погар (Брянская обл.). Свидетели Иеговы Р. К. и О. М. на улице были остановлены майором полиции А. Литвяком, который сначала накричал на верующих, а затем заставил сесть к себе в автомобиль. Литвяк пояснил, что причиной задержания послужила необходимость «профилактической беседы». В отделении полиции полицейский снял копии с паспортов верующих, а затем, несмотря на возражения, сфотографировал одного из них. Во время беседы Литвяк оскорблял религиозные чувства верующих и требовал от них прекратить проповедовать, так как, по его словам, Свидетели Иеговы нарушают «православные традиции».

2. 5 марта 2014 года, г. Ейск (Краснодарский кр.). Свидетели Иеговы В. Б. и М. Б были остановлены на улице сотрудниками полиции, когда делились с людьми своими религиозными убеждениями. Сотрудники полиции, узнав, что перед ними Свидетели Иеговы, доставили верующих в отделение, где их опросил старший оперуполномоченный С. Гулик. Вопросы касались как вероучения, так и организационной деятельности Свидетелей Иеговы. После опроса Гулик изъял у верующих религиозную литературу для проведения экспертизы на содержание в ней признаков экстремизма, а также сделал копии с паспортов верующих. Гулик потребовал не проповедовать в Ейске, а в случае неподчинения угрожал последствиями. После этого верующих отпустили, копии протоколов Гулик выдать отказался.

3. 8 марта 2014 года, г. Кохма (Ивановская обл.). Около часа ночи с 7-го на 8 марта неизвестный мужчина, сломав ворота, проник на территорию богослужебного здания Свидетелей Иеговы. В течение последующих 20 минут мужчина ходил по участку, стучал в стены здания, найдя куски тротуарной плитки, стал бросать ими в сигнализационную лампочку. Затем мужчина подошел к сломанным воротам и, сняв с них одну створку, унес ее и бросил на проезжую часть. После этого он уехал на попутной машине. Действия хулигана были зафиксированными камерами наружного наблюдения. Верующие обратились с заявлением в полицию по факту вандализма.

4. 15 марта 2014 года, г. Усть-Илимск (Иркутская обл.). Свидетели Иеговы Л. Г. и О. З. с целью ознакомить прохожих с религиозной литературой, установили на улице небольшой переносной стенд с публикациями. К ним подошли мужчина и женщина средних лет и, осмотрев стенд, стали оскорблять верующих, нецензурно выражаясь в адрес Свидетелей Иеговы. Затем мужчина начал пинать стенд ногами. Проходившие мимо две женщины также стали оскорблять верующих и угрожать им расправой. Одна из женщин схватила верующую за волосы и начала ее избивать. В этот момент мужчина схватил стенд с религиозной литературой и выбросил его в сугроб. Свидетели Иеговы вырвались из рук нападавших и покинули улицу, опасаясь за свое здоровье. Затем верующие обратились в полицию с заявлением по факту нападения на почве религиозной нетерпимости, а также повреждения имущества.

5. 21 марта 2014 года, Москва. Свидетели Иеговы Е. Б. и В. К. были задержаны сотрудником полиции А. Латышевым, когда делились с жителями многоквартирного дома своими религиозными убеждениями. Латышев в грубой форме потребовал показать содержимое сумок и, осмотрев их, изъял паспорта верующих, а также личные записи Е. Б. Затем Латышев доставил Свидетелей Иеговы в отделение полиции, обвинив их в приставании к гражданам с целью мошенничества. В отделении Латышев передал изъятые документы и записи старшему сержанту Р. Кузнецову и В. Артамонову, которые на служебном автомобиле доставили задержанных в ОМВД по району Северное Тушино. После 2 часов ожидания в коридоре Е. Б была вызвана в кабинет младшим лейтенантом А. Правкиным, который опросил ее, задав вопросы о деятельности Свидетелей Иеговы, а также личной жизни. Затем верующую подвергли процедуре дактилоскопирования. После этого документы и записи были возвращены, а верующие были отпущены.

6. 22 марта 2014 года, г. Гаврилов-Ям (Ярославская обл.). Свидетели Иеговы Л. Шевелева и Г. Посланиченко были задержаны сотрудниками полиции М. Бурлиным и А. Карповским в тот момент, когда предлагали на улице прохожим ознакомиться с религиозной литературой. Верующих доставили в Гаврилов-Ямский ОМВД, где с них взяли письменные объяснения и в принудительном порядке подвергли процедуре дактилоскопирования и фотографирования. Затем сотрудник полиции С. Агаширинов изъял всю религиозную литературу и без понятых самостоятельно произвел досмотр сумок. На вопрос о причине задержания женщинам объяснили, что к начальнику отделения полиции обратился священник РПЦ и после этого начальник дал распоряжение задерживать Свидетелей Иеговы и доставлять в ОМВД. Через три часа верующих отпустили, пригрозив, что задержания продолжатся, если Свидетели не прекратят проповедовать.

7. 25 марта 2014 года, с. Воробжа (Курская обл.). Четыре Свидетеля Иеговы были задержаны В. Гусевым, главой Воробжанского сельсовета, в тот момент, когда верующие делились с жителями села своими религиозными убеждениями. Гусев обвинил верующих в призывах местных жителей к «Майдану» и требовал от верующих проехать в администрацию села для разбирательства. Затем Гусев вызвал наряд полиции. Прибывшие на место сотрудники полиции опросили верующих, переписали их паспортные данные и данные автотранспорта, а затем произвели осмотр багажника. После этого Свидетели Иеговы были отпущены.

http://religiopolis.org/

ПО СТОПАМ ПЕРВОГО "ВЕРБОВЩИКА"

Уголовное дело в отношении шестнадцати верующих россиян, которое рассматривается в Таганрогском городском суде, можно считать показательным. Правда, не в смысле процессуального эталона, которым стоило бы руководствоваться всем остальным, а в плане практикуемой в России квази-правовой "бдительности", ставшей в наши дни, увы, обычным делом.
В связи с тем, что обвинение выглядит тяжким, а отсутствие реальных основания для его возбуждения вызывают все больше и больше вопросов, присутствие в судебном заседании корреспондента RP было оправданным тем, что обещало помочь нахождению действительных причин возникновения прецедента. В конце концов, детальные сообщения о ходе процесса играют большую роль, но лучше увидеть все своими глазами
Напомним, что 16 Свидетелей Иеговы в Таганроге местная прокуратура обвинила в уголовном преступлении по ст.282 УК РФ. При этом, четверо подозреваются в "организации деятельности экстремистской организации" и "вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления", а остальные 12 человек – в "участии в деятельности экстремистской организации". Если у кого-то, при этом, возникнут ассоциации с такими явлениями, как "заговор против" кого бы то ни было с "вынашиванием замыслов" или организацией силового сопротивления - ну, хотя бы коррупции, - то он крепко ошибется. Верующие обвиняются в том, что они ..."незаконно" собираются для обсуждения Священного писания – Библии, и усердно стараются претворять в собственной жизни заповеди Иисуса Христа.
Абсурдность ситуации усугубляется тем, что после запрета местной религиозной организации* в городе, представители государственного органа, призванного охранять законность в РФ, странным образом "забыли" о праве религиозного сообщества продолжать духовное общение между собой – в том числе, совершать свои богослужения без образования юридического лица. То есть, в форме религиозной группы.
Обвинение – причем, не в юридическом, а в принятом в определенных социальных группах смысле "наезда", - полностью выстроено на многочасовой скрытой съемке, которая осуществлялась внедренным в религиозное сообщество сексотом без ведома верующих. Не стоит говорить, что само по себе одно лишь это деяние грубо попирает гарантированный законодательством РФ принцип невмешательства государства во внутрирелигиозную жизнь. Спросите, что дает это видео? Ответ для тех, кто мог ознакомиться с фрагментами материала в суде однозначен: тайная видеосъемка позволяет людям узнать, как проходят богослужения у Свидетелей Иеговы. Однако, именно это и стало основанием для возбуждения уголовного дела, материалы разбирательства которого составляют на данный момент около 60-ти томов, где только обвинительное заключение на каждого подсудимого занимает по отдельному тому.
В судебном процессе, который длится с 20 мая 2013 года, признать по закону молитвенные собрания Свидетелей Иеговы уголовным преступлением оказалось невозможно. Но то, что очевидно правовым экспертам, да и любому мало-мальски вменяемому человеку, представителей прокуратуры до сих пор не убедило. От нелепых обвинений "охранители законности" не отказались, что, вероятно, и сподвигло одного из представителей защиты – адвоката Виктора Женкова, - обратиться к такому аргументу, как наука. Суд согласился с предложением адвоката выслушать мнение научного специалиста**, в качестве которого ему была рекомендована религиовед, доктор философских наук, профессор Екатерина Элбакян.
Е.Элбакян в зале суда, Таганрог, 25 марта 2014Допрос эксперта в суде стороной защиты состоялся 25 марта. Целью этого предполагалось прояснение некоторых малопонятных до сих пор позиций относительно религии, религиозного сообщества и религиозных организаций Свидетелей Иеговы.
Так, например, в связи с вопросом о понятии иерархии в этом религиозном сообществе выяснилось, что главой своей религии верующие считают Иисуса Христа. Отношения с ним у всех верующих одинаковы, независимо от того, как называют они себя в общине – "старейшины" или "пионеры". Это свойственно Свидетелям, как христианам-протестантам, строго следующим принципу коллегиальности. Свойственно при богослужении или в процессе принятия решений, где наличие "старейшин" в общине вовсе не означает того, что их сообщество "преступно", как отчего-то понимает это прокуратура. Не означает это и того, что если верующего считают старейшиной или проповедником, то по убеждению обвинителей он обязан быть "юридическим лицом".
Религиовед пояснила суду, что наименования духовного статуса у Свидетелей Иеговы – это не должность в религиозной структуре, а лишь признание верующими уровня соответствия кого-либо из них тем или иным библейским моральным нормам и христианским добродетелям, где у каждого имеется различный духовный опыт. Однако, объяснение того, что такой духовный уровень определяется не директивно какой-либо местной религиозной организацией, а воспринимается верующими "духовной аттестацией", судя по всему, так и осталось для представителей государственного обвинения не до конца понятным. При этом, такое непонимание никак не могло быть следствием неадекватности практически незнакомых с религией людей. Просто, реальный для верующих Христос воспринимается ими, как понятие, не заслуживающее серьезного внимания или отношения. То ли дело – назначение какого-то человека "на должность" начальством или вышестоящим органом, который и принимает решение – это любому понятно. А здесь какой-то "мифический Христос". Поэтому даже приведенный ученым пример того, что не боязнь неприятностей, а именно религиозная вера регулирует в сообществе Свидетелей Иеговы нравственность, что так похоже на раннехристианскую этику, мало чему помогло.
Тем не менее, кое-что в результате "разжевывания" религиоведом некоторых понятий было все же усвоено. Например, с обвинением прокуратурой верующих в том, что они "вербуют" Христу последователей. Представитель науки обратила внимание суда на значения понятия "вербовки", где оно всегда подразумевает соблазн. Решение завербоваться на работу в стройотряд на Крайний Север в советские времена, в результате оборачивалось не только романтикой, но и весьма неплохим заработком, что считалось даже почетным. Во времена "холодной войны" понятию настойчиво придавался крайне негативный оттенок – "враги" с помощью денег и шантажа вербовали "шпионов", которыми было принято считать и диссидентов, и просто вольнодумцев. Но оба непохожие варианта одинаково подразумевают получение в результате "вербовок" материальной выгоды. А какие деньги могут "обещать" миссионеры, если они всего лишь рассказывают об основах своей веры? Или, может быть, они шантажируют людей, используют угрозы, чтобы те уверовали? Элементарная логика на таком уровне, по впечатлению корреспондента RP воспринималась достаточно убедительно и стороной обвинения.
В вину Свидетелям Иеговы, кстати, ставилось и такое обстоятельство, как добровольные пожертвования верующих. Надо сказать, что логика пригодилась и здесь. Хотя, понимание того, что все религиозные организации за исключением государственных существуют именно на добровольные пожертвования, подозрений представителя прокуратуры насчет того, что здесь что-то все же не так, не развеяло. Зато, в плане еще одного обвинения Свидетелей Иеговы - а именно, обвинения в том, что они считают свою веру истинной, приглашение прокурору подумать принесло успех: "было бы по меньшей мере очень странно, - упростила Екатерина Элбакян общеизвестный признак всех религий, - если бы называя себя, например, православным, человек говорил, что на самом-то деле истинна какая-то другая религия".
В вину Свидетелям ставится и воспитание родителями своих детей в собственной религиозной традиции, и то, что некоторые из них трудятся неполный рабочий день, чтобы больше времени посвящать своей религиозной практике. Здесь религиовед помогла стороне обвинения вспомнить о том, что и неполная занятость, и гарантия прав (при обязанности) родителей воспитывать потомство в соответствии со своими убеждениями, лишь бы не во вред детям и обществу, определяется нормами закона...
Допрос специалиста продолжался весь день, заседание прерывалось лишь на обед. Отвечая на вопросы защиты, профессору Элбакян, по существу, пришлось проанализировать все позиции обвинения шестнадцати верующих, так и не обнаружив в претензиях к ним прокуратуры каких-либо намеков на нарушение закона или морали.
В соответствии с регламентом судебного процесса, после ответов специалиста на вопросы защиты, в заседании предусмотрены вопросы и со стороны обвинения. Шестнадцать томов уголовного дела позволяли предположить, что вопросов у прокуратуры может быть немало. Поэтому, отказ от допроса со стороны представителя прокуратуры - старшего помощника прокурора Таганрога младшего советника юстиции Анны Логвиновой, когда это предложил судья, мог лишь показаться неожиданным. На вопрос председательствующего – Федерального судьи Олега Кубанцева о том, имеются ли у нее вопросы к специалисту, помпрокурора заявила, что ей надо подготовиться и ходатайствовала о перенесении процедуры на следующий день. Поэтому, исходя из серьезности ситуации, где формулирование обвинения оказалось, по всей видимости, результатом незнания, никого не удивило.
Однако, на следующий день, то есть 26 марта, прокуроров явилось двое – это упомянутая уже помпрокурора Логвинова и прокурор управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами областной прокуратуры из Ростова-на-Дону Денис Вовченко. Далее события развивались, мягко выражаясь, несколько непристойно.
Допрос специалиста прокурор Вовченко начал с выяснения того, каков уровень квалификации ученого, хотя именно с приложенных к делу документированных свидетельств об этом и началось накануне участие профессора Екатерины Элбакян в судебном заседании в качестве специалиста. Приехавший из Ростова-на-Дону представитель вышестоящей (областной) прокуратуры интересовался тем, когда и где работал и работает специалист в данное время, какое она получила образование, имеет ли второе высшее образование, "обучалась ли на курсах повышения квалификации" и знает ли она "что такое преступное сообщество". Протесты адвокатов на предмет того, что задавая подобные не относящиеся к делу вопросы, прокурор демонстрирует оскорбительное отношение к ученому, судья Кубанцев отклонял один за другим. Тем временем, вопросы разошедшегося прокурора стали вызывать у присутствующих и возмущение, и едва сдерживаемый смех.
Но Элбакян, которой ввиду происходящего было явно не до смеха, терпеливо объясняла странному прокурору, что юридического образования она не имеет, но имеет ученую степень доктора наук, выше которой в России не существует. Что ей приходится самой читать лекции на курсах повышения квалификации для приезжающих в Москву из разных регионов, в том числе и с Юга России. Что ответы на вопросы, которые он задает, уже присутствуют в деле, для чего достаточно поинтересоваться протоколом, хотя по причине отсутствия прокурора на предыдущем заседании, она готова объяснить ему то, что его интересует. Это продолжалось до тех пор, пока в ответ на отказ эксперта отвечать на вопрос, не относящийся к его компетенции, прокурор не выдал профессору Элбакян: "Нет, вы будете отвечать!"...
Прямое хамство со стороны обвинения, разбавленное слишком откровенным игнорированием процессуального права, суд не заметить не мог. Поэтому прокурору было объявлено замечание, после которого он принципиально замолк до окончания допроса. Помощник прокурора Таганрога Логвинова подстраховала начальство, попытавшись выяснить, каким образом Святой Дух руководит жизнью и религиозными мероприятиями верующих. А заодно поинтересовалась разницей между "организацией", как "учреждением" и "духовной организацией Свидетелей Иеговы", как добровольным сообществом людей, объединенных одной верой, о чем ученый уже говорила накануне. Ну, а комментируя в очередной раз обвинение верующих в "вербовке", ученому пришлось обратиться к авторитету образа "самого первого "вербовщика" такого рода - Иисуса из Назарета с "организованной преступной группой" первых апостолов христианства...


* * *


Одно лишь непосредственное присутствие на судебных заседаниях само по себе, конечно, не может заменить знания существа дела, ознакомления с обстоятельствами его возникновения, документами. Но оно предоставляет возможность видеть участвующих в процессе людей, быть свидетелем тех неуловимых реакций, которые не просто дополняют, но и в своем роде оживляют реальность происходящего действа в целом. Так нельзя было не отметить светлого спокойствия подсудимых, совесть которых независимо от предъявленных им абсурдных обвинений чиста перед Богом и людьми. Нельзя было не заметить откровенного интереса судьи к разворачивающейся перед ним коллизии, где ему доводится воочию прикоснуться к столкновению лжи и правды. Не укрылось от внимания и то, что представители стороны обвинения воспринимают происходящее всего лишь "рабочим моментом", а заодно убедиться лишний раз насколько далеки оказываются "винтики государственного механизма" от живого человеческого бытия.
Увы, но все знакомые нам с детства простые истины о том, что лукавить, а тем более творить или поддерживать дела неправые – означает разрушать самих себя, а прислушиваться к голосу совести – значит созидать собственное достоинство, по мере прожитых лет либо становятся яснее, либо погружаются в беспросветный туман. Применительно к ситуации с системным преследованием Свидетелей Иеговы это наблюдается сегодня очень отчетливо. Ведь, лишь принципиально не желая знать действительного положения вещей и прилагая неимоверные усилия к тому, чтобы "ничего не видеть и не слышать", можно не понимать того, что происходит с религиозным сообществом этих христиан в России.
Всем известно, кто в России является инициатором такого позорного явления, как антикультизм. Но разложение, набравшее обороты в структурах привилегированной религиозной организации, отчетливее заметно на фоне тех религиозных тенденций, которые ориентированы на духовный поиск, а не на обслуживание нужд "кесаря". При этом, нельзя отрицать, что пресловутое "духовное возрождение", о необходимости которого продолжают громко кричать с высоких трибун, в самом деле. Правда, не там и не так, как было запланировано это клерикальными и режимными идеологами. Реальное возрождение представляет собой не "готовое изделие", упавшее с неба или спущенное директивой властей. Это долгий, связанный с трудностями и вызывающий сопротивление процесс, который происходит в душах и умах многих и многих людей. Пытаться управлять этим процессом извне – силой или хитростью, - совершенно бесполезно, потому что его движитель – это миллионы отдельных, ищущих опоры человеческих сознаний. Понимают это не все. Но те, кто понимает и находит свою опору в вере, продолжают и будут продолжать пополнять религиозные сообщества независимо от того, как может реагировать на них временный официоз.
Разумеется, не только этим, но в значительной мере и такой закономерностью может объясняться наблюдаемый нами ныне парадокс. Преследуемые в России религиозные сообщества не политизированных, а сугубо духовных движений – новых религий или христианского протестантизма, к одному из направлений которого принадлежат и Свидетели Иеговы, - для ищущих духовную опору людей, оказываются несоизмеримо привлекательнее, чем "бряцающие кимвалы" пропагандируемого официоза.
Судя по имеющимся историческим сведениям, это очень похоже на ситуацию, в условиях которой начинали свой долгий путь в будущее первохристиане...

___________________________________________________

* 1 июня 2010 года организация Свидетелей Иеговы в России обжаловала в Европейском суде по правам человека определение Верховного суда РФ, признавшего 34 печатных издания организации экстремистскими и постановившего ликвидировать общину Свидетелей Иеговы в Таганроге. Не далее, как 6 марта 2014 года ЕСПЧ коммуницировал российским властям жалобы, касающиеся запрета деятельности Свидетелей Иеговы, разгона их встреч, изъятия их имущества, личных досмотров и задержаний, признания их литературы экстремистскими материалами, ее конфискации и запрета на распространение (жалобы касаются, в частности, 70 материалов из Федерального списка экстремистских материалов). ЕСПЧ коммуницировал сразу 22 жалобы, поданные почти полутора сотней заявителей - физических лиц и организаций. Объединенное производство получило в ЕСПЧ название "МРО "Таганрог" и другие против России" (Taganrog LRO and Others v. Russia).

** Ранее в суде был допрошен в качестве эксперта некий Владимир Сторчак, являющийся членом экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Минюста РФ по Ростовской области, представленный стороной обвинения. Согласившись с мнением прокуратуры насчет того, что в богослужении Свидетелей Иеговы "в общем-то присутствует момент, где превосходство по религиозному признаку по отношению ко всем окружающим людям", на следующий день после вопросов защитника, этот "эксперт" дезавуировал все свои "впечатления" по той причине, что "не религиовед" и вообще не понимает, зачем его вызвали. Как выяснилось, имея за плечами православную духовную семинарию, В.П. Сторчак является то ли помощником руководителя Миссионерского отдела, то ли главой регионального религиоведческого (?) информационно-консультативного центра, то ли сотрудником Таганрогского благочиния Ростовской и Новочеркасской епархии РПЦ МП.

http://religiopolis.org/publications/7503-taganrog-25-2603.html

Таганрогский процесс против Свидетелей Иеговы: началось представление позиции защиты

Представление доказательств обвинения в судебном процессе по "Делу 16-ти" (уголовное преследование таганрогских Свидетелей Иеговы (СИ)) завершилось 24 марта. Как сообщает пресс-служба Управленческого центра СИ в России, теперь инициатива на процессе перешла в руки адвокатов, которые планируют доказать полную невиновность верующих и добиться оправдательного приговора.

Интересы подсудимых защищают семь адвокатов. Представление доказательств защиты началось с исследования Постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу московской общины СИ против России (2010 год, жалоба № 302/02). Адвокаты обратили внимание суда на то, что действия, вменяемые таганрогским верующим как преступление, Европейский суд считает реализацией прав, гарантированных статьями 8, 9, 11 Европейской конвенции.

Между тем, 24 марта стало известно, что ЕСПЧ направил властям России вопросы по жалобе со стороны, в том числе, таганрогских СИ — в связи с закрытием и ликвидацией местной религиозной организации и признанием ряда изданий "экстремистскими".

На 25 и 26 марта в Таганрогском суде запланирован допрос профессора Екатерины Элбакян, специалиста из Москвы, известного российского ученого-религиоведа.

http://www.portal-credo.ru 

В Ростовской области на суде по делу свидетелей Иеговы религиовед Элбакян отвергла доводы обвинения

На проходящем в Таганроге процессе шестнадцати свидетелей Иеговы, обвиняемых в экстремизме, религиовед Екатерина Элбакян выступила с критикой доводов, представленных прокуратурой. Обвинительное заключение лишено конкретики, заявил адвокат подсудимых Виктор Женков.

Таганрогская религиозная община свидетелей Иеговы в сентябре 2009 года признана Ростовским облсудом экстремистской, ее деятельность запрещена. 16 верующих, по версии следствия продолжавших участвовать в жизни общины после запрета, обвиняются по статье "Организация деятельности экстремистской организации" (ст. 282.2) УК РФ. Им грозит до трех лет лишения свободы. Слушания по "делу шестнадцати" проходят в Таганрогском городском суде с 30 мая 2013 года. Защита заявляет об отсутствии в деле состава преступления. 24 марта на процессе закончилось представление доказательств обвинения, началось представление доказательств стороны защиты.
На заседании 26 марта в суде закончила давать показания директор центра религиоведческих исследований "Религиополис", доктор философских наук Екатерина Элбакян, приглашенная по адвокатскому запросу одного из защитников обвиняемых Виктора Женкова. Отметим, что эксперт начала давать показания днем ранее, на заседании 25 марта. Сторона обвинения допрашивать Екатерину Элбакян 25 марта отказалась, поскольку прокурор Вовченко отсутствовал, а его коллега Логвинова заявила, что "не готова".
Изначально суд постановил рассматривать дело в самой большой аудитории, но поскольку в здании начался ремонт, заседание перенесли в свободную комнату. Обвиняемые не вместились на скамью подсудимых, присев в зале. Некоторые адвокаты расположились там же. Из-за духоты и нехватки мест все желающие присутствовать на процессе не смогли – следить за процессом стоя суд запретил, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Екатерина Элбакян.
Планировалось, что заседание 25 марта начнется в 09.30, но из-за задержки представителей стороны обвинения было отложено на полчаса.
Элбакян рассказала, что адвокаты задавали вопросы в связи с представленными ранее в суде видеозаписями, сделанными оперативниками скрытой камерой на встречах религиозной общины. Видеозаписи были заявлены в суде стороной обвинения как доказательства. Обвинение посчитало, что если группа людей действует по схеме, то является организацией, деятельность которой запрещена. Кроме того, запись засвидетельствовала присутствие детей, интерпретированное обвинением как "вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий".
По словам Элбакян, представленная в суде видеозапись "очень плохого качества" и сделана из-под одежды человека, в связи с чем звук сильно искажен, при этом съемка запечатлела богослужение, затем обсуждались раздачи брошюр. В конце записи председательствующий на заседании заговорил о выборе помещения для следующего сбора. Защиту интересовало, видит ли Элбакян на записях что-то противозаконное, экстремистское. Религиовед же сделала вывод, что "люди собрались на богослужение".
"Помимо этого, решаются вопросы о проповеднической деятельности, обсуждаются организационные вопросы, и все. По Семейному кодексу, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать детей, заботиться о здоровье, духовном, психическом, психологическом состоянии в духе своего мировоззрения", - сказала Элбакян, приведя в пример православную церковь, куда "приходят с колясками" и "никто не говорит о вовлечении детей в религиозные обряды".
Следующий вопрос защиты касался доводов следствия относительно семейных отношений между матерью и сыном, которого исключили из общины за нарушение принятых там норм поведения. Прокуроры посчитали эту меру вмешательством в семейный устав и разрушением семьи, сообщила Элбакян.
По ее мнению, интерпретация обвинения неверная. "Речь идет об ограничении на общение на религиозные темы, но не значит, что нельзя говорить на бытовом уровне, о том, что на ужин, и как ты себя чувствуешь", - пояснила религиовед.
Элбакян прокомментировала словосочетание "истинные христиане", которым пользуются свидетели Иеговы. "Любой верующий считает свою религию истинной. Было бы странно, если бы он так не считал", - сказала религиовед.
Замечание защиты также вызвал термин "вербовка", используемый обвинением в негативном плане по отношению к проповеднической деятельности свидетелей Иеговы. Элбакян провела экскурс в историю, напомнив, что изначально термин значил "найм на работу", а в СССР приобрело позитивную коннотацию в смысле "пойти на тяжелую работу для высокого заработка". Во времена второй мировой и "холодной" войн слово приобрело негативное звучание и относилось, в основном, к завербованным сотрудниками спецслужб.
"В светской жизни "вербовка" подразумевает давление на человека - шантаж, подкуп, угроза расправой. В проповеднической же деятельности происходит рассказ о нравоучении, обращение к людям, которые могут и не слушать", - сказала Элбакян.
Ситников: обвинение не разбирается в религии
На следующий день, 26 марта, заседание началось без опозданий в той же аудитории и продлилось около трех часов.
"Вовченко интересовало, знаком ли мне термин "преступная группировка". Я отвечала, что не являюсь юристом и комментировать термин не буду. Вопросов было немного, и все они касались уже просмотренных видеозаписей. В основном, прокуроров интересовало слово "организация" - считаю ли я свидетелей Иеговы таковой. Нет, отвечала я. Видимо, обвинение считало, что если я скажу "организация" в то время как религиозная община ликвидирована, это означает, что ее члены подпольно встречаются, то есть нарушают закон", - рассказала религиовед.
Вместе с Элбакян в Таганрог приехал общественный деятель, главный редактор интернет-издания "Религиополис" Михаил Ситников. По его оценке, сторона обвинения не разбирается в религии, а задаваемые обвинением вопросы носят формальный характер. "Протестантские религиозные движения испытывают подъем, пользуясь популярностью среди населения, потому что ведут чистоплотный образ жизни, несмотря на свою религиозную закрытость, люди открыты", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Ситников.
Женков: в обвинительном заключении нет конкретики
По мнению адвоката Виктора Женкова, дело будет рассматриваться "как минимум до конца апреля". За это время защита планирует допросить свидетелей и всех обвиняемых. Что касается обвинительного заключения, то Женкову оно кажется "непонятным".
"Обвинительное заключение составлено так, что до сих пор непонятно, в чем конкретно обвиняют 16 верующих. Объем обвинительного заключения – 16 томов, но конкретики нет. Единственное, что более-менее ясно, это то, что, по мнению следователя, встречи бывших членов запрещенной местной организации свидетелей Иеговы свидетельствуют о продолжении преступной деятельности. В чем вина каждого подсудимого, не ясно", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" ход процесса Виктор Женков.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей обвинения в связи с ходом судебного процесса.

ВОЗ: В 2012 году от загрязнения воздуха умерли 7 млн человек
























В 2012 году от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, скончались около 7 млн человек - каждый восьмой из общего числа умерших в мире.
Этот показатель более чем в два раза превышает предшествующие оценки, сигнализируя о том, что грязный воздух сегодня - это крупнейшая в мире экологическая угроза здоровью человека, говорится в сообщении Всемирной организации здравоохранения.

Согласно выводам специалистов, хуже всего дела обстоят в странах Юго-Восточной Азии и западной части Тихоокеанского региона - на них приходится самый большой процент летальных исходов. По данным ВОЗ, в этих регионах 3,3 млн смертей были связаны с загрязнением воздуха в помещениях, а 2,6 млн смертей - с загрязнением атмосферного воздуха. Отмечается, что наиболее уязвимы оказались женщины и дети - они проводят большую часть времени дома, вдыхая дым и гарь от очагов, отапливаемых углем и дровами.

Какие же болезни связаны с загрязнением воздуха? В первую очередь, это сердечно-сосудистые заболевания. Так, если говорить о смертности, связанной с загрязнением воздуха на улице, то в этом случае 40 процентов смертей вызваны ишемической болезнью сердца и еще 40 - инсультом. В случае загрязнения воздуха в помещениях доля смертей по причине инсульта составляет 34 процента, а по причине ишемической болезни сердца - 26 процентов.
Кроме того, отравленный воздух способствует развитию хронической обструктивной болезни легких, рака легких и острых инфекций нижних дыхательных путей у детей.
"В настоящее время очевидно, что риски, связанные с загрязнением воздуха, значительно серьезнее, чем мы раньше думали или понимали, особенно в том, что касается сердечных заболеваний и инсультов", - считает Мария Нейра, директор Департамента ВОЗ по общественному здравоохранению, экологическим и социальным детерминантам здоровья.

http://www.rg.ru/

ЕСПЧ направил властям РФ вопросы по жалобе "Свидетелей Иеговы"

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил властям РФ вопросы в связи с подачей жалоб со стороны религиозной организации "Свидетели Иеговы", сообщается в опубликованных судебных материалах.
Жалобы поданы 22 представителями различных отделений организации в связи с заявленным закрытием и ликвидацией одного из отделений организации, запретом на распространение религиозной литературы, обысками в частных домах и изъятием религиозной литературы организации.
Согласно одной из жалоб, в частности, суд Горно-Алтайска по запросу прокурора, основанного на экспертном исследовании, и после проведенных полицией обысков в домах участников организации вынес решение о признании экстремистскими 18-ти изданий литературы "Свидетелей Иеговы" и их изъятии, что подтвердили позднее вышестоящие судебные инстанции.
Заявители обратились в ЕСПЧ, ссылаясь на статью 9 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции по правам человека, статью 10 (свобода выражения мнения), статью 14 (запрещение дискриминации). Часть заявителей жаловалась на нарушение статьи 1 протокола 1 (защита собственности) Конвенции, статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статьи 3 (запрет пыток) Конвенции.


http://www.rapsinews.ru/