Северский городской суд Томской области 7 сентября 2020 г. принял решение лишить верующего свободы, которое строится лишь на необоснованных предположениях следователя.
Еще в июле 2020 г. Судья Северского городского суда Томской области Чеботарева С.В. удовлетворила ходатайство следователя по особо важным делам следственного отдела по ЗАТО г. Северск СУ СК РФ по Томской области Вышегородцева А. Н. об избрании меры пресечения Евгению Коротун. Тогда верующего отправили под домашний арест почти на два месяца. Суд также установил запреты на использование любых средств связи, а также общение со всеми лицами, кроме близких родственников, адвоката и следователя. Евгению было разрешено лишь выходить из жилища для прогулок, оплаты коммунальных услуг и в магазин не более чем на 2 часа.
На следующем судебном заседании происходит нечто странное. Во первых верующего предупредили о судебном слушании всего лишь за полчаса до начала заседания. А во время самого судебного процесса суд без какой-либо аргументации и доказательств обвил верующего в давлении на свидетелей. Кроме того наличие загранпаспорта у обвиняемого по мнению следователя является серьезным основанием для ограничения свободы верующего. Поскольку у Евгения есть загранпаспорт, следователь утверждает, что верующий «может скрыться от следствия».
Судья посчитал такие аргументы значимыми и изменил меру пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу. Верующего отправили в СИЗО №1 Томска.
Стоит отметить, что Верховный суд уже обращал внимание, когда можно обойтись без СИЗО.
- Решение суда заключить под стражу возможно лишь при наличии очевидных свидетельств виновности лица. Суду недостаточно лишь согласиться со следственными органами в том, что подозрения обоснованы
Суд должен в судебном заседании исследовать все доказательства, а не предположения и сделать выводы основанные на них. Заключение под стражу не может основываться на преждевременных выводах о виновности, например, таких: "органы предварительного следствия установили, что лицо совершило преступление", "жестокость, с которой подозреваемый или обвиняемый совершил преступление", "судимости, при наличии которых он совершил новое преступление".
Верховный суд также подчеркнул, что тяжесть обвинения сама по себе не говорит о том, что лицо может скрыться, и не является единственным и достаточным основанием для заключения под стражу. Органы предварительного расследования чаще всего обосновывают свое решение о заключении обвиняемого под стражу отсутствием у него регистрации в том регионе, где он проживает или где совершено преступление, отсутствием работы, отсутствие у обвиняемого семьи и иждивенцев, тот факт, что у него уже имеется судимость, а также действующий загранпаспорт.
Но у Свидетелей Иеговы в большинстве случаев все ровно да наоборот. Они имеют прописку, работу, семью, детей, не имеют никакого уголовного прошлого, не совершали никаких тяжких преступлений и их все равно сажают в СИЗО. Как понять, что лицо может скрыться от следствия и суда? Одни имеют регистрацию и скрываются от следствия, а у других регистрация отсутствует и они никуда не бегут. У одних есть загран паспорт и они не прячутся, а другие не имея его подаются в бега.
Судебная практика последних лет показывает, что люди совершившие тяжкое преступление повлекшее собой даже смерть человека находятся под домашним арестом, а верующие люди исповедующие религию Свидетелей Иеговы не совершив никакого преступления помещаются в СИЗО и некоторые из них находятся там больше года.