Можно ли быть экстремистом в одном месте цивилизованного мира и не быть – в другом?

Популярное ныне в России слово «экстремизм», по крайней мере, для меня, звучит как что-то режущее, нарушающее целостность и гармонию.

Будучи человеком, высоко ценящим объективность, мне очень трудно согласовать обвинения, выдвигаемые в адрес российских Свидетелей Иеговы, с тем, какими людьми они являются и о чём стараются говорить другим на основании Библии - книги, которую они, как и другие христиане, считают Священным Писанием. Будучи Свидетелем Иеговы с почти двадцатилетним стажем, я знаком со многими своими соверующими, проживающими в России и не только. Скажу прямо, если бы для обвинений, предъявляемых к Свидетелям, имелись серьёзные основания, я бы не задумываясь прекратил своё членство в этой организации.


Возникает вопрос: можно ли быть экстремистом в одном месте цивилизованного мира и не быть – в другом? На мой взгляд, экстремизм – это, так сказать, «состояние души», т.е. такой преобладающий внутренний настрой мышления человека, который мотивирует его на целенаправленные деструктивные действия по отношению к тем, чьи жизненные ценности, взгляды, убеждения не вписываются в систему ценностей этого человека. Часто такой человек не считает, что делает зло, а если и допускает это, то оправдывает его противодействием ещё большему, на его взгляд, злу.

Разумеется, это патология и крайне опасная.

Отталкиваясь от такого определения того, кто есть экстремист, можно сказать, что признавать человека экстремистом в одном месте и не признавать в другом, это приблизительно то же самое, что рассматривать человека, имеющего открытую форму туберкулёза, как угрожающего здоровью окружающих в одном месте, и считать, что он безопасен, – в другом.

Но ведь именно такая ситуация сложилась в отношении Свидетелей Иеговы в России. Свидетели Иеговы – это всемирная семья единоверцев, и не может быть так, что в одной стране Свидетели Иеговы занимаются экстремистской деятельностью, а в другой ведут себя как законопослушные граждане. Они изучают Библию по единой программе и руководствуются теми же самыми библейскими принципами, независимо от того, где они проживают.

Действительно, в ряде стран введён запрет на деятельность Свидетелей Иеговы, да и других религиозных организаций, главным образом по причине неприятия идеи прозелитизма и из-за угроз государственной или религиозно-государственной идеологии (Ливия, Сомали, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Китай и др.). Однако Россия, насколько мне известно, единственная в мире страна, где Свидетели Иеговы запрещены именно за экстремизм! Понятие «экстремизм» подходит к Свидетелям Иеговы не больше, чем понятие «силовик» к пацифисту.

Но, как бы там ни было, оказывается, формально можно стать экстремистом в один миг. Это утверждение стоит понимать буквально. Для меня, например, это означает просто пересечь границу Харьковской и Белгородской областей (благо – недалеко, всего каких-то 45 километров) и вот, с точки зрения законодательства Российской Федерации, я уже представляю угрозу российской государственности.

Внимательный читатель, дойдя до этого места, возможно, обратит внимание на несоответствие названия статьи предыдущему её содержанию. И отчасти будет прав. Действительно, где же, собственно, исповедь? Посему к ней и перехожу.

Хотя в моей стране можно беспрепятственно исповедовать свои религиозные убеждения, потенциально я настроен:

1. Последовательно придерживаться библейских норм нравственности и оберегать себя и свою семью от духовного и морального осквернения. Изучая в своё время Библию со Свидетелями Иеговы, а затем присоединившись к ним, я убедился в том, что библейские принципы, если ими пользоваться, приносят несомненную пользу. У меня замечательная семья: супруга и две дочери, старшая из которых сама уже имеет семью и также самостоятельно убедилась в том, насколько полезными являются принципы Библии. Уверен, что подобное о себе и своих семьях могут сказать многие Свидетели Иеговы не только в России, но и по всему миру.

2. Говорить о своей вере с другими, как призывал к тому Иисус Христос.

3. В меру своих сил и возможностей проявлять заботу о других людях во исполнение слов Библии: «Пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Письмо апостола Павла Галатам, глава  6, текст 10, Современный русский перевод Библии).

Я преподаю в одном из ведущих технических вузов Украины, являюсь кандидатом технических наук с 1996 года и доцентом с 2003 года. В моей профессиональной деятельности, подразумевающей контакт с десятками людей разного возраста и разных взглядов, очень пригождается  основанное на требовании Бога любить ближних умение ладить с людьми, уважать чувство их собственного достоинства, точку зрения и право на своё мнение. В результате, у меня отличные отношения с коллегами по работе и студентами, хотя, конечно, далеко не все согласны с моими религиозными убеждениями.

4. Держаться в стороне от всего, что вносит дисгармонию в человеческие отношения и разделяет людей, в том числе - политических баталий, националистических и патриотических акций, призванных подчёркивать преимущество той или иной социальной группы или нации над другими.

5. Целенаправленно избегать всего того, что прямо или косвенно вредит всему живому, в том числе брать в руки оружие и участвовать в военных конфликтах, - следуя Божьей заповеди «Не убивай».

Всемирно известный психолог, психиатр и социолог Эрих Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» приводит цитату из книги психолога Бруно Беттельхайма относительно Свидетелей Иеговы времён нацистской Германии: «Свидетели Иеговы все оказались в концлагере за отказ служить в армии. Они держались едва ли не еще более стойко, чем политические. Благодаря сильным религиозным убеждениям, они не утратили своей личности, поскольку единственная их вина в глазах СС состояла в нежелании служить с оружием в руках, им часто предлагали свободу, если они все-таки согласятся служить вопреки своим убеждениям, но они стойко отвергали такие предложения. Иеговисты, как правило, были людьми достаточно ограниченными и стремились только к одному – обратить других в свою веру. В остальном же они были хорошими товарищами, надежными, воспитанными и всегда готовыми прийти на помощь. Они почти не вступали в споры и ссоры, были примерными работниками, и потому из них нередко выбирали надзирателей, и тогда они добросовестно подгоняли заключенных и настаивали, чтобы те выполняли работу качественно и в срок. Они никогда не оскорбляли других заключенных, всегда были вежливы, и все равно эсэсовцы предпочитали их в качестве старших за трудолюбие, ловкость и сдержанность».

В принципе, с тех пор ничего не изменилось. Многие вынуждены признать, что в основной своей массе Свидетели Иеговы являются добропорядочными гражданами, трудолюбивыми, ответственными, доброжелательными и вежливыми людьми с активной жизненной позицией, готовыми прийти на помощь.

Как по мне, любое государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы иметь таких граждан. Но на практике, к сожалению, всё происходит иначе. И это неудивительно, поскольку, как утверждает Библия, «всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом Иисусом, ждут гонения» (2-е Письмо апостола Павла Тимофею, глава 3, текст 12, Современный русский перевод Библии).

И пусть заинтересованный читатель самостоятельно придёт к выводу о том, насколько экстремистским является мой «экстремизм».

http://credo.press/