Последний звоночек?


Наверняка кому-то может показаться странным, что в последние недели материалы ресурса РП посвящены, в основном, системной кампании по ликвидации религиозной организации в постсоветской России начала 21 века. Однако общественный рассудок настолько переполнен громадным количеством нелепостей и откровенных безобразий последних лет, что не способен вместить всю меру аморализма, стоящего за новым диким фактом. Речь здесь даже не о ходе судебного процесса, который выглядит пока сравнительно пристойно. Дикость в циничной реализации чьей-то безумной воли в отношении всего курса пусть и кризисной, но пока еще не окончательно оскопленной страны.

Отчетливый сигнал, которым для религиозного сообщества россиян выглядит попытка волевой ликвидации религиозной организации с объявлением вне закона целого вероисповедания без каких-либо к тому оснований, говорит о кардинальном развороте в сторону, противоположную декларациям Конституции РФ и звучащим отовсюду обещаниям власти. В этом отношении, значимость ситуации со Свидетелями Иеговы в эти дни мало чем отличается для самих россиян от значимости других радикальных проблем страны. То обстоятельство, что сигнал подан с использованием в роли объекта религиозного субъекта, не означает, что это не касается сегодня всех остальных – других религий и светского пространства. Нацистский марш по Европе тоже начинался с евреев и геев, воодушевляя массы оптимистично теряющих рассудок немцев. Остается лишь сожалеть, что как и в Германии 30-х, уразумевает сегодня это пусть и неуклонно растущее, но ничтожное еще меньшинство.

Развитие истории с попыткой запрета вероисповедания Свидетелей Иеговы, в отличие от всевозможных казенных деклараций и празднеств под фанфары, представляет собой едва ли не главное, но несомненно знаковое событие в религиозной жизни всей страны. А заодно, если учитывать связанные с ним обстоятельства, еще и уникальное явление в истории религии 21 века в плане взаимоотношений религиозных организаций с государством и светским обществом. Следовательно, не придавать этому должного значения, было бы непростительным легкомыслием.

Время, когда высококвалифицированные эксперты – юристы, религиоведы, историки, представители ряда общественных, в том числе религиозных организаций и т.д. пытались донести свои доводы о деструктивности такой инициативы, сегодня позади. Подобным имеет смысл заниматься теперь разве что адвокатам Свидетелей Иеговы в ходе процесса в Верховном суде, в чем пока они заметно преуспевают. Все прочее во многом зависит ныне от выдвижения реальной альтернативы той безумной воле, согласно которой вся страна, не замечая того, делает один из последних шагов, после которого от падения всего общества в пропасть сумело бы спасти уже только чудо.

При этом, особых надежд в этом на культурные, религиозные, национальные, научные, образовательные, молодежные и любые другие институции и корпорации питать не стоит: все они подчинены здесь единой инерции, согласно которой воля большинства состоящих в них людей парализована реализацией той самой безумной волей, что давно миновала известную авиаторам «точку невозврата». Сравнительно реальной остается надежда только на то невидимое и непостижимое, что, несомненно, присутствует в Человеке, независимо от его национальности, религиозности или неверия – это внезапное прозрение, нередко происходящее в период зрелости, но чаще, увы, на краю гибели.

Для любого религиозного сообщества – православных, католиков, мусульман, буддистов и множества иных, как и для Свидетелей Иеговы гонения и политические репрессии, закончившиеся запретом веры, ни в коей мере не означали бы поражения. Но ясный урок в этом отношении, который дан в первую очередь историей христианства, оказался не впрок лишь для нескольких стран мира, и среди которых (не дай Бог!), вскоре может снова оказаться и наша.

Возвращаясь к понятию упомянутой альтернативы, остается отметить, что она уже есть и общеизвестна, так как громко озвучивается, прописана в той же Конституции и декларируется с высоких трибун, хотя и используется в основном в лицемерных целях. Она требует лишь осознания, с которым приходит и прозрение.

Декларированные категории «светское, правовое государство», «равенство перед законом», «свобода мировоззрений» известны всем. Остается обратиться к очевидной действительности и, вопреки ее реалиям, следовать этим категориям и государственным чиновникам сверху донизу, и всем остальным.

Общепринятые категории общественной морали, сформулированные в современной цивилизации как «не лги», «не воруй», «не убивай», «не насилуй», «не предавай» и др., тоже общеизвестны. Каждому – сверху донизу остается лишь осмыслить происходящее вопреки ним, и стараться следовать им, а не инстинктам страха, низкопоклонства, лживости и лицемерия, привитым десятилетиями ветхих режимов.

Нет сомнений, что все это касается в наши дни, наверное, всех государств и социальных культур. Но в данном случае стоит вспомнить популярную сентенцию с советом: «Хочешь изменить все к лучшему – начни с себя». Как известно, советом трудновыполнимым, но отчего–то в разных формах настоятельно повторявшимся наиболее ясными умами человечества во все времена. Поэтому, стоит ли нам судить о проблемах американцев или норвежцев, французов или итальянцев, где, вероятно, главные риски представляются людям другими? «Врачу, исцелися сам!», указывает христианам Евангелие от Луки (4, 23), с разумностью чего не станут спорить и принципиальные атеисты.

Вот и встает вопрос: от кого, кроме всех нас самих зависит обязанность скорее прозреть, чтобы не оказаться вновь ввергнутой в очередную катастрофу?..

http://religiopolis.org/