Сарыаркинский районный суд № 2 Астаны приговорил 60-летнего приверженца религиозного объединения «Христианская община Свидетелей Иеговы» Теймура Ахмедова к пяти годам тюрьмы по обвинению в возбуждении религиозной розни. Адвокаты Ахмедова с приговором не согласны и считают, что их подзащитный стал жертвой провокации спецслужб.
Адвокат Теймура Ахмедова Наталья Кононенко сказала Азаттыку, что защита считает приговор незаконным и намерена обжаловать его. Кононенко отметила, что судебное разбирательство, по ее мнению, носило обвинительный уклон. Адвокат заявила, что ее подзащитный настаивает на своей невиновности и отвергает обвинения в свой адрес. Она уверена, что в приобщенных к делу записях бесед Ахмедова обвинение выбрало «удобные» для себя моменты. Адвокат считает, что Теймура Ахмедова судили за критические высказывания, которые не запрещены законом.
— По сути, по рассмотрению дела у нас не было председательствующего, а судья и прокурор занимали обвинительную позицию. Суд отказал обозреть записи, где есть оправдательные моменты в отношении Ахмедова. Также на этих 19 дисках [с записями] были записаны провоцирующие вопросы студентов, их тоже не смотрели в суде. Они записывали Ахмедова с 9 мая прошлого года до 4 ноября. Критика не запрещена, но здесь она ставится в вину человеку, — говорит Наталья Кононенко.
Сам Теймур Ахмедов, содержащийся под арестом больше трех месяцев, встретил приговор спокойно. На прошлой неделе в последнем слове Теймур Ахмедов благодарил всех, начиная от сотрудников СИЗО до конвоя в суде, в том числе прокурора, друзей, семью и адвокатов, за то, что уважительно с ним обращались, помогали и поддерживали его. Он сказал, что не чувствует себя виновным, и просил судью быть справедливым и проявить к нему милосердие.
Представитель религиозного объединения «Христианская община Свидетелей Иеговы» Евгений Плачента сказал после оглашения приговора, что члены общины «возмущены и в шоке», потому что «доказательства защиты все проигнорированы были, и просто была установка у прокурора и судьи обвинить человека».
— Обычные разговоры на религиозные темы, ничего не сделал, никого не ударил, ни к чему жестокому не призывал, вот такой приговор непонятный. Вызывает недоумение, что с одной стороны мы читаем в Конституции, что у нас толерантная страна. Толерантность подразумевает терпимость, уважение, понимание к мнению разных людей. Например, кому-то может не нравиться, что в церкви колокола звонят, что в мечети рано утром намаз звучит, но мы уважаем людей, мы понимаем, что это их религия, их взгляды, мы терпимо относимся, не возмущаемся, я имею в виду не «Свидетелей Иеговы», а вообще общество. Это же толерантность. Если кто-то выражает свое мнение, не призывая ни к чему, как это делал Теймур, без всяких оскорблений... <…> Тогда становится непонятно, что означает закон о свободе совести, о свободе религии и слова, где эти рамки, где у нас есть свобода, а где нет, они четко не описаны и возникает чувство, что это на самом деле — это иллюзия свободы в таком случае, а не право ей пользоваться, — говорит Евгений Плачента.
Во время прений сторон старший прокурор Сарыаркинской районной прокуратуры Астаны Бауржан Кулмаганбетов попросил суд дать Ахмедову шесть лет и восемь месяцев тюрьмы.
«ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ»
По версии обвинения, Теймур Ахметов совершил «тяжкое преступление против мира и безопасности»: допустил негативные высказывания в отношении ислама и православия во время так называемых бесед, которые проходили в квартире студентов, фигурирующих в деле в качестве свидетелей, в квартире бывшего соверующего, жителя Астаны Асафа Гулиева, и в доме Ахмедова за просмотром телевизора. Во всех этих трех местах слушателями были несколько молодых мужчин, которые называют себя студентами Евразийского национального университета в Астане. Некоторые из них заявили в суде, что изучают там культурологию. Ключевого свидетеля по делу суд допрашивал в закрытом режиме, мотивировав это тем, что тот опасается за свою безопасность. Во время допроса этого свидетеля судья распорядился вывести из зала заседаний даже подсудимого, оставив лишь его адвокатов и государственного обвинителя.
Подсудимый член общины «Свидетелей Иеговы» 60-летний Теймур Ахмедов (слева) и его адвокаты Наталья Кононенко и Виталий Кузнецов. Астана, 27 марта 2017 года.
Подсудимый член общины «Свидетелей Иеговы» 60-летний Теймур Ахмедов (слева) и его адвокаты Наталья Кононенко и Виталий Кузнецов. Астана, 27 марта 2017 года.
Ранее жена Теймура Ахмедова рассказывала в суде, что инициатором этих встреч были люди, представившиеся студентами, которые сами задавали провокационные вопросы, при этом вели записи всех бесед. 19 CD-дисков с записями этих разговоров легли в основу уголовного дела в отношении Теймура Ахмедова.
Читайте на эту тему: 19 дисков с записью бесед о религии в деле «свидетеля Иеговы»
Со студентами-слушателями Теймура Ахметова познакомил Асаф Гулиев, называвшийся соверующим Ахмедова. Первоначально дела Ахмедова и Гулиева расследовались вместе, но затем дело Гулиева было выделено в отдельное производство. Асафа Гулиева в феврале этого года приговорили к пяти годам ограничения свободы, когда он признал обвинение по 174-й статье уголовного кодекса («Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни»), заключив процессуальное соглашение.
«СХЕМА СО СТУДЕНТАМИ»
Адвокаты Теймура Ахмедова – его защищали Наталья Кононенко из Казахстана, Виталий Кузнецов из России и Шейн Брейди из Канады - указывают, что во время разбирательства в суде их ходатайства неоднократно отклонялись.
— Самое интересное, что суд в нарушение принципа полноты исследования обстоятельств дела отказал нам в исследовании приобщенных следователем вещественных доказательств не только в полном, но и даже в частичном объеме и видео обозрели только в части, в которой захотел прокурор. Мы заявляли о провокации со стороны студентов и просили в этой части обозреть видео, суд отказал; просили и в части, уличающей студентов во лжи, суд отказал; просили исследовать частично приобщенную к материалам дела литературу, суд отказал. Наши попытки приобщить оправдательные приговоры в России по аналогичной статье и замечания общего порядка КПЧ по Международному пакту о гражданских и политических правах суд вообще расценил как оказание давления на суд, — говорит Наталья Кононенко.
Член общины «Свидетелей Иеговы» Евгений Плачента (справа) и Агшин Ахмедов, сын подсудимого, члена общины «Свидетелей Иеговы», 60-летнего Теймура Ахмедова. Астана, 27 марта 2017 года.
Член общины «Свидетелей Иеговы» Евгений Плачента (справа) и Агшин Ахмедов, сын подсудимого, члена общины «Свидетелей Иеговы», 60-летнего Теймура Ахмедова. Астана, 27 марта 2017 года.
Теймур Ахмедов был взят под арест в январе этого года. В марте его дело передали в суд. Адвокаты и близкие Ахмедова выражали обеспокоенность состоянием его здоровья, говорили о том, что он страдает онкологическим заболеванием и нуждается в хирургической операции. Однако в КНБ ответили, что «угроз его здоровью в связи с пребыванием в следственном изоляторе не выявлено».
По версии адвокатов Ахмедова, спецслужбы в случае с их подзащитным обратились к обкатанной ими «схеме со студентами». По мнению адвокатов, аналогичный сценарий был использован в деле прихожанина церкви адвентистов седьмого дня Ыкыласа Кабдуакасова, которого в 2015 году приговорили к двум годам тюрьмы по обвинению в «разжигании религиозной розни». По материала следствия и обвинения, Кабдуакасов допускал «разжигающие рознь» высказывания во время лекций со студентами столичного университета. Кабдуакасов, как и Ахмедов, отверг обвинения.
http://rus.azattyq.org/