По словам религиоведа, на Свидетелях Иеговы обкатываются механизмы ликвидации неугодных религиозных движений.

Религиовед Станислав Панин, который уже выступал в суде по делу о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы» в России, объяснил «Телеграфу» попытки уничтожить эту религиозную организацию.

Незадолго до этого редакция получила официальный ответ из Минюста, в котором ведомство сообщило, что деятельность организации «Свидетели Иеговы» осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Именно по этой причине ее и хотят признать экстремистской. Детали претензий там не пояснили.



«Минюст в данной ситуации действует не сам по себе, а по требованию Генпрокуратуры - именно у нее и возникли претензии. Конкретные обвинения в адрес "Свидетелей Иеговы" обычно упираются в распространение ими литературы, признанной экстремистской, в то время как сами члены организации утверждают, что систематически проводят работу по изъятию из обращения такой литературы и что сотрудники силовых служб намеренно подбрасывают её для того, чтобы дискредитировать организацию. Справедливости ради, некоторые брошюры движения так часто меняли свой статус с запрещенного на разрешенный и обратно, что было бы неудивительно, если отдельные экземпляры "экстремистских" брошюр могли случайно оказаться в помещениях "Свидетелей Иеговы"», — пояснил Станислав Панин.

По его словам, в брошюрах организации постулируется их исключительность, в чем может усматриваться разжигание вражды по отношению к представителям других религиозных групп. «Однако подобные настроения и высказывания в целом характерны для многих консервативных направлений христианства, не исключая Русскую Православную Церковь, которых, однако, не судят на основании этого за экстремизм», — отметил эксперт.

Другим проявлением экстремизма в литературе «Свидетелей» считаются истории о Дне Суда, то есть конце света. Согласно ему, после божественного вмешательства нынешние государства и весь мировой порядок будут уничтожены. «Некоторые комментаторы усматривают в этом призыв к деятельному изменению мирового порядка, разрушению современных государств, терроризму. Однако это никак не следует из литературы самих "Свидетелей", в которых разрушение мирового порядка представляется результатом божественного вмешательства, и за 200 лет существования организации "Свидетели" не были замечены в каких-либо агрессивных действиях», — пояснил Станислав Панин.

Он добавил, что за последний год мы наблюдаем несомненную активизацию «антисектантской» риторики сразу по нескольким направлениям, так что нынешний виток развития событий окрашен политически. Можно сказать, что «антисектантская» повестка становится одной из значимых частей активно формируемой сейчас российской государственной идеологии. «В этом смысле, "Свидетели Иеговы" представляют собой практически идеальную мишень, особенно в предвыборный год. На борьбе за "духовную безопасность" в России можно, не прилагая особых усилий, набрать дополнительные очки популярности у консервативно настроенного электората, а заодно и отвлечь людей от неприятных для власти тем вроде коррупции, плохих дорог и экономических проблем. Всё это делает прогноз неблагоприятным для "Свидетелей" — при этом складывается ощущение, что на них обкатываются механизмы ликвидации неугодных религиозных движений», — подчеркивает Станислав Панин.

Как пояснил эксперт, после ликвидации некоммерческой организации оставшееся имущество по закону направляется или на цели, в интересах которых ее создали, или на благотворительность. «При этом в уставе каждой религиозной организации прописывается, на какие конкретно цели будет направлено оставшееся имущество – на уставные или на благотворительные. Так что имущество, в случае ликвидации, будет использовано в соответствии с уставом», — добавил Станислав Панин.

Он отметил, что сама по себе ликвидация религиозной организации не означает запрет религиозного учения. Но в данном случае речь идет не просто о ликвидации религиозной организации, но о полном запрете деятельности объединений «Свидетелей Иеговы» на основе антиэкстремистского законодательства. «Это значит, что обвинительное решение суда позволит силовикам принудительно ликвидировать любые религиозные группы "Свидетелей Иеговы" и оказывать давление на отдельных верующих, обвиняя их в экстремизме», — резюмировал религиовед.

Вечером 23 марта появилась информация, что Минюст РФ приостановил деятельность «Свидетелей Иеговы» в России. На 5 апреля запланировали заседание суда, где решат судьбу этой организации. «Телеграф» ранее подробно писал о сложившейся ситуации.

http://rustelegraph.ru/