Рабочий из Бреста отстаивает свое право не брать в руки оружие

Виктор — парень серьезный и по-хорошему добродушный. Сразу выдает краткую биографическую справку, из которой становится ясно, что жизнь у него непростая с детства.

— Отец? Отец пьет… Он вообще мне никогда ничего не говорит. В курсе ли он, что происходит? Ему не до этого… Такая жизнь у многих людей. А мама меня поддерживает: она тоже считает, что я не должен служить в армии.









Виктор после школы поступил в политехнический колледж, отучился там и по распределению попал на предприятие, где и сегодня трудится фрезеровщиком. Примерно в промежутке между торжественным вручением выпускнику диплома и трудоустройством его на завод начался традиционный для этой поры период повесток. Присылали их регулярно, а Виктор так же регулярно приходил в военкомат. Правда, попутно сообщал, что служить не может по религиозным убеждениям. Но прохождение медкомиссии взглядам парня не противоречило, поэтому вскоре он имел на руках заключение.

— Годен я оказался с 6-й по 12-ю степень из-за пролапса митрального клапана и варикоза, — говорит парень. 

Виктора направили служить в Слуцк в железнодорожные войска, хотя парень настаивал на том, что хочет пройти альтернативную службу в соответствии с конституционным правом. Однако в военкомате посчитали, что железнодорожные войска в слуцкой части — это подходящий для парня вариант: часть утверждена Министерством обороны в качестве специализированной, там создан отдельный батальон для призывников, которые не могут брать в руки оружие по религиозным убеждениям. Виктор приехал в  военкомат, но прямо перед отправкой поставил его на уши одной фразой: «Я не могу сесть в автобус, так как это противоречит моим религиозным убеждениям».

— Понимаете, я в Библии прочитал такую фразу: «Народ, угодный богу, не будет учиться воевать», — объясняет свой поступок молодой челоаек. — Этому принципу я хочу следовать: не брать в руки оружие и никаким образом не касаться военных организаций. Отдать долг родине я готов, но только альтернативным способом. В военкомате, конечно, переполошились. Завели в кабинет и начали проводить воспитательную работу. Говорили, чтобы не морочил голову и быстрее садился в автобус, что я должен служить. Но я не мог этого сделать. Автобус поехал в часть без меня, а меня забрали в Малориту. Там задавали уже другие вопросы. Мол, понимаю ли я, что сделал? Да, говорю, понимаю.

Реакция со стороны военкомата не заставила долго ждать. Личное дело Виктора было передано в прокуратуру, в отношении парня было возбуждено и направлено в суд уголовное дело.

Суд Московского района Бреста изучил доказательства, представленные Виктором, опросил свидетелей и вынес решение: Верующий молодой человек невиновен.

«Оценив все доказательства в совокупности, проанализировав их, суд приходит к выводу, что в действиях  Виктора отсутствует состав преступления, предусмотренного части 1 статьи 435 УК. В части 2 статьи 57 Конституции Республики Беларусь указано, что порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом. Также в статье 31 закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» указано, что от призыва на военную службу, службу в резерве освобождаются граждане, проходящие или прошедшие альтернативную службу», — сказано в приговоре суда.

С альтернативной службой, правда, все гораздо сложнее: конституционное право действительно позволяет гражданину Беларуси в соответствии с религиозными убеждениями отказаться от службы в армии в пользу альтернативной службы, однако закон, регулирующий это, еще не вступил в силу.

— В суде были разные вопросы, — рассказывает Виктор. — Почему я это сделал, какие у меня религиозные убеждения? Я все подробно объяснил: рассказал, что являюсь Свидетелем Иеговы, привел цитаты из Библии. Отметил, что не уклонялся от службы, а хотел на альтернативную. Ничего страшного, что в Беларуси она будет продолжаться три года, я готов отдать свой долг родине. У меня на заводе даже некоторые плечами пожимали. Говорят, отслужил бы полтора года и забыл, а то придется 36 месяцев на альтернативной службе маяться. Но я согласен на любую работу, лишь бы быть чистым перед Богом.

Вскоре прокуратура обжаловала решение в областном суде. Все началось сначала. Виктор говорит, что спрашивали то же самое, но уточняли некоторые моменты.

— Уточнили. Сказали, что все вроде бы сходится. И снова признали меня невиновным.

«Сторона обвинения не предоставила убедительных, бесспорных доказательств в подтверждение наличия в действиях обвиняемого уклонения от мероприятий призыва на воинскую службу при его отказе от отправки к месту службы, несмотря на то, что именно это обстоятельство является обязательным условием наступления уголовной ответственности по статье 435 УК РБ.

Доводы обвиняемого . о том, что он желает исполнить конституционную обязанность по защите государства в иной (невоенной) форме в связи с религиозными воззрениями, что его отказ от отправки к месту службы обусловлен уважительными причинами, стороной обвинения не опровергнуты», — сказано в определении судебной коллегии.

На полгода дело затихло, и Виктор сосредоточился на своих непосредственных заводских обязанностях. Зарплата на заводе небольшая, но парню работа нравится. Он готов оставаться здесь после распределения. Правда, жить приходится у друзей: самому съемную квартиру не потянуть, потому что придется отдавать бо́льшую часть заработанных денег.

— Долгое время меня никто не трогал — примерно полгода я работал спокойно, — говорит Виктор. — Затем Генеральная прокуратура подала протест в Верховный суд. Из Минска материалы дела направили на новое рассмотрение…

В итоге Виктора признали виновным в уклонении от мероприятий призыва на воинскую службу. Уголовная ответственность за это правонарушение предполагает штраф в размере 21 млн рублей. Кроме того, Калина не имеет права выезжать за пределы страны.

«Калине было разъяснено, что его желание пройти альтернативную службу исполнить невозможно, поскольку законом прохождение альтернативной службы не закреплено. Такая возможность появится не ранее 1 июля 2016 года.

Его доводы о том, что он не уклонялся от мероприятия призыва, а желал пройти альтернативную службу, суд почему то считает несостоятельными, поскольку, несмотря на принадлежность к религиозному объединению Свидетелей Иеговы, волеизъявление Виктора не могло быть реализовано в связи с тем, что порядок и условия такой службы на дату его направления в воинскую часть законодательно не были регламентированы, так как закон «Об альтернативной службе» вступает в силу только 1 июля 2016 года», — сказано в приговоре суда.


Виктор только разводит руками.

— Два суда признали меня невиновным, а в третий раз по той же самой статье привлекли к уголовной ответственности, — говорит парень. — Очевидно, что скоро закон вступит в силу, это лишь вопрос времени. Но от меня ли это зависит? Почему я должен отвечать за то, что альтернативную службу в стране не создали раньше? Я ведь не отказывался от службы, я хотел пройти ее. И не полтора года, а три. Это и есть мой долг родине, но в таком виде.

Виктор подал апелляционный протест в Брестский областной суд. Его апелляция будет рассмотрена 24 июня. Если приговор останется прежним, Виктор обязан будет выплатить 21 млн рублей. Вопрос о том, где и как будет служить парень, тоже остается открытым.

— Зарплата у меня небольшая, но в случае, если суд оставит приговор без изменений, деньги я как-нибудь выплачу, — говорит Виктор. — Не всю сумму сразу, но из зарплаты каждый месяц буду отдавать. Просто не понимаю: почему мне не хотят дать немного времени до вступления закона в силу?

https://people.onliner.by/