Методы и способы направленные на запрет Свидетелей Иеговы в России

Председателю Руководящего комитета «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» (УЦ СИ) Василию Калину торжественно вручили предупреждение Генпрокуратуры Российской Федерации “о недопустимости осуществления экстремистской деятельности” данной организацией. Обычная религиозная деятельность СИ, известная по всему миру, в предупреждении прокуратуры объявлена «экстремистской».







В документе говорится: «Несмотря на принимаемые превентивные меры, в деятельности структурных подразделений Управленческого центра продолжают выявляться признаки экстремизма… Надлежащие меры к устранению причин и условий, способствующих их экстремистской деятельности, длительное время не принимаются».

Это предупреждение стало первым в истории, и УЦ планирует обжаловать его как необснованное. До этого такие меры применялись только по отношению к местным религиозным организациям (МРО) Свидетелей Иеговы. Предупреждение в адрес УЦ стало следствием того, что ранее были признаны “экстремистскими” и ликвидированы МРО СИ в разных городах России, а именно в Таганроге (2009), Самаре (2014) и Абинске (2015).

Казалось бы, предупреждение – что тут такого? Собака зарыта в деталях. В конце документа сказано: «Если предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным, а также в случае неустранения в установленный срок [2 месяца] допущенных нарушений, либо выявления в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения новых фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма, религиозное объединение подлежит ликвидации в судебном порядке…».

Как видим, есть целых два способа ликвидировать УЦ уже в этом году (либо подать иск об этом). Для этого прокуратуре достаточно решить, что либо «нарушения» не устранены в 2-месячный срок, либо появились новые факты «нарушений» в 12-месячный срок. О каких нарушениях речь? Это не убийства и не грабежи – в предупреждении фигурирует только расплывчатая «экстремистская деятельность» и «распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения». Упоминаются 88 материалов, попавших в список запрещенной литературы. Другими словами, вся проблема – в неправильной религиозной литературе (а также сайте), что с недавних пор в России приравнивается к экстремизму. Подробнее об этом – ниже.

Закрытие УЦ, если оно состоится, автоматически приведет к закрытию всех 400 с лишним МРО Свидетелей Иеговы в России, входящих в его структуру, с автоматической конфискацией всех богослужебных зданий и другого имущества и возбуждением десятков, если не сотен и тысяч, уголовных дел по типу таганрогского просто за то, что верующие где-то собрались и помолились.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон объясняет, к чему может привести ликвидация УЦ: «Если же Генпрокуратура осуществит заявленное, а суд поддержит эти безумные требования, то любое публичное исповедание Свидетелями Иеговы их веры, будь то собрания, проповедь, распространение литературы, материальная взаимопомощь, – все это станет уголовным преступлением по целому блоку антиэкстремистских статей Уголовного кодекса и поставит верующих в такое же положение, в каком Свидетели Иеговы находились в гитлеровской Германии. А там они находились в том же положении, что и евреи».

Труды на благо Церкви

 Последний шаг Генпрокуратуры – это второй блин после того, как вышел комом первый. Она уже не первый раз изыскивают способы, как «подкопаться» к УЦ СИ и закрыть его. 1 апреля 2013 года в УЦ нагрянула целая армия различных контролеров и проверяющих: МЧС, ГИБДД, прокуратура, Санэпидемнадзор, УФНС. Весь день искали любые нарушения, сколь угодно малые: ошибки в документах, нарушения техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных норм, людей без регистрации, гастарбайтеров – что угодно. Были даже проверки со стороны Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Результат? Не было найдено ничего компрометирующего.

Затем прокуратура взяла паузу. Начался 2015 год, и по всей стране начали неожиданно находить «экстремистскую» литературу аккурат в богослужебных зданиях СИ – и это при том, что верующие данной конфессии всегда тщательно следят, чтобы такой литературы нигде не было. Наступил 2016 год, Генпрокуратура выносит предупреждение, и буквально сразу, как по команде, подбросы литературы резко активизировались по всей стране. Только за март произошло семь инцидентов: Абакан, Калуга, Томск, Ставрополь, Прохладный, Петропавловск-Камчатский, Саранск. Все упомянутые инциденты произошли буквально один за другим с 18 по 31 марта, и это пока без учета апрельской статистики.

Можно сделать вывод, что Генпрокуратура играет не последнюю роль в подготовке репрессий в отношении сотен тысяч мирных граждан СИ – она трудится ради этой цели не один год. Возникает резонный вопрос: зачем? Свидетели Иеговы не угрожают государству и обществу. В последнее время они вообще малозаметны в России.

Над следующим фактом каждый может поразмышлять самостоятельно. Юрий Чайка, бессменно возглавляющий Генпрокуратуру РФ с 2006 года, является обладателем церковного ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Он получил его 13 сентября 2011 года из рук лично Патриарха Кирилла (Гундяева) «за внимание к трудам на благо Святой Церкви». При этом, согласно официальному сайту РПЦ МП, Юрий Чайка «выразил готовность и впредь активно сотрудничать с Русской Православной Церковью».

 Ни разрушения семей, ни отбора квартир – все проще

Приходится констатировать, что мы находимся на финальном отрезке многолетней борьбы РПЦ МП за то, чтобы окончательно запретить религию СИ в России руками государства. Новый виток преследований начался примерно в 2009 году, а кульминации достиг в последние два года, когда почти одновременно был закрыт ввоз в страну всей литературы СИ (даже не запрещенной), заблокирован их сайт в Интернете, а скоро, весьма вероятно, будет запрещена их Библия решением суда в Выборге. Россия уже успела стать единственной страной, где запрещен сайт Свидетелей Иеговы, и скоро может стать единственной страной, где будет запрещена их Библия. Следующим шагом, очевидно, является ликвидация всех юридических лиц верующих.

Для решения этой задачи рассматривалось два сценария: более честный, но сложный, и более изворотливый, но осуществимый. Первый сценарий требовал судебного доказательства того, что СИ вредны, опасны и т.д. Но после таких дел, как московское в 2004-10 годах, которое полностью рассыпалось (да еще Евросуд обязал российские власти выплатить верующим компенсацию), стало ясно, что этот метод не работает. Как ни верти, не получается доказать, что СИ отбирают квартиры, разрушают семьи, склоняют к самоубийству и подобное в этом роде, что красиво выглядит в СМИ, но совсем не работает в судах, где нужно приводить доказательства. В 2010 году даже Евросуд отклонил обвинения российских «сектоведов» в адрес СИ как необоснованные. Но теперь все подобные обвинения – вчерашний день, необходимость в них отпала.

Был выбран более простой «план Б». Он начал реализовываться примерно в 2015 году, когда началась массовая кампания по подбросу «экстремистских материалов» в богослужебные здания СИ. В этом плане вообще необязательно доказывать, что верующие в чем-то виноваты. Простая, циничная, но уже хорошо работающая идея сводится к тому, что в результате неграмотных экспертиз местные суды объявляют «экстремистскими» различные информационные материалы, затем они подбрасываются самими же правоохранителями в богослужебные здания, на основе чего прокуратуры выносят организациям предупреждения, а суды – закрывают. Сейчас это массово происходит по всей стране, от Крыма до Дальнего Востока. Опротестовать подбросы практически невозможно.

Однако МРО СИ в России много – свыше 400, закрывать таким способом каждое – дело долгое и хлопотное (может даже не хватить литературы для подбросов). И тут есть простой обходной маневр. Наличие определенного числа нарушений в деятельности МРО достаточно для того, чтобы прокуратура вынесла предупреждение в адрес непосредственно УЦ, централизованной религиозной организации верующих. И достаточно лишь двух таких предупреждений, чтобы уже УЦ был ликвидирован без особых усилий – а с ней все 400 МРО разом.

Что дальше? Последние события в Таганроге – это репетиция того, что может начаться по всей стране после ликвидации УЦ по статье за экстремистскую деятельность. Одни верующие оштрафованы, другие получили вполне реальные, хотя и условные, уголовные приговоры с 5-летним тюремным сроком. Они пока не сидят в тюрьме, но этот вариант вполне возможен, если они нарушат условия. Например, встретятся где-нибудь (даже на опушке леса), чтобы почитать Библию (даже православную). Все это отдает временами не очень далекого советского прошлого.

Как запретить что угодно: просто запрещаем книжку

Что стоит хорошо понимать: все это происходит с обычными гражданами, которые никого не ограбили, не убили и даже не собирались это делать, но тем не менее объявлены “экстремистами”. Вот лишь один пример, как работает эта технология. 27 января 2010 года Верховный суд Республики Алтай объявил “экстремистской” брошюру, изданную Свидетелями Иеговы, за следующую фразу: «Люди поклоняются многому. Но в Библии говорится, что есть лишь один истинный Бог». Группа экспертов (Араева Л. А., Яницкий М. С., Осадчий М. А.) так охарактеризовала данные предложения: «Проводятся сравнения, невыгодно преподносящие религии, отличные от учения Свидетелей Иеговы». В этом суд и усмотрел “экстремизм”! Стать “экстремистом” сегодня в РФ необычайно легко.

Итак, брошюра запрещена за самоочевидное утверждение, общее для всех монотеистических религий, которое является прямой отсылкой к Библии, под которым подпишется любой христианин, мусульманин и иудей любого толка. Более того, оба предложения являются простой констатацией фактов: люди действительно поклоняются многому, и в Библии действительно говорится, что есть лишь один истинный Бог. Это просто два факта. Но это неважно – важно лишь, чтобы эксперт поставил свою подпись под нужным заключением, а затем суд просто проштампует вердикт. Это может быть вердикт любого районного суда, и он будет распространяться на всю страну благодаря еще одному недавно изобретенному инструменту – «Федеральному списку экстремистских материалов».

Что дальше? Теперь можно признавать “экстремистами” всех, кто распространяет эту брошюру, будь то люди или организации. И достаточно всего нескольких подобных инцидентов (реальных или сфабрикованных), чтобы в судебном порядке закрыть все МРО в стране путем ликвидации централизованной организации – Управленческого центра. Сотни тысяч людей записаны в “экстремисты” только потому, что суду “не понравилась” одна фраза в одной книжке, которую эти «экстремисты» могли даже не читать.

Последний этап этого плана может осуществиться уже в ближайшее время, так как сейчас сразу несколько дел о запрете МРО СИ находятся на рассмотрении судов. Они грозно перечисляются в предупреждении прокуратуры: Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Белгородская и Тюменская области. Правда, апелляция по тюменскому делу в Верховном суде была выиграна верующими 15 апреля, что дает шансы надеяться на то, что здравый смысл восторжествует.

Ищут пожарные, ищет милиция

В предупреждении Генпрокуратуры предлагается «в двухмесячный срок принять конкретные организационные и практические меры, направленные на недопущение в дальнейшем нарушений Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ, а также устранение причин и условий, им способствовавших». Снова напомним, что речь идет не о реальных преступлениях, а только о «88 информационных материалах» – именно они являются камнем преткновения во всех упоминаемых в предупреждении судебных процессах.

Это своеобразный черный юмор. Свидетели Иеговы уже давно приняли меры, чтобы эти материалы не использовались. Хотя они считают запрет своей литературы незаконным и обжалуют в судах, тем не менее, стремясь не нарушать законы, они давно удалили эту литературу из своих помещений и перестали ее распространять. Даже оставшиеся разрешенные публикации были переизданы таким образом, чтобы в них не было ссылок на запрещенные материалы. Другими словами, была проделана колоссальная работа, чтобы удовлетворить претензии органов власти. В своих зданиях верующие очень строго следят за тем, чтобы ничто из запретного списка не оказалось внутри, вплоть до того, что обыскивают все щели перед каждым богослужением. Какие же еще меры требуются?

Но верующие бессильны что-либо сделать в ситуации, когда литературу им подбрасывают сами власти, словно наркотики или иной компромат. Когда верующие пытаются снимать полицейских на видео, их просто выгоняют из помещения (как было в Прохладном). Тщательно проверяют помещение на предмет отсутствия литературы – полицейские научилась подбрасывать ее в ходе обыска, когда сотрудник просто кладет литературу на полку и сразу же ее «находит» (как было в Архангельске). Другой способ: сотрудники в штатском просто заходят в зал под видом интересующихся, а когда начинается обыск, они встают и оставляют литературу на местах (как было в Саранске).

Как же, по мнению прокуратуры, устранить такого рода «нарушения»? Просто поражает цинизм ситуации, в которой власть угрожает гражданам за то, что делает сама, да еще и лишает возможности защищаться.

И вот анекдот на злобу дня: в Петропавловске-Камчатском литературу подбросили… пожарные. 30 марта 2016 года три сотрудника пожарной охраны пришли с проверкой в богослужебное здание. Почти сразу, спустя несколько часов, пришли полицейские и неожиданно нашли четыре брошюры из списка запрещенных материалов. Россия стала уникальной страной, в которой на борьбу с «еретиками» бросают пожарных. По принципу «все меры хороши». Увы, подобные меры по произвольному расклеиванию ярлыков «экстремист» могут привести к самым непредсказуемым последствиям для всего общества.

Антон Чивчалов


http://www.portal-credo.ru/