Комитет ООН по правам человека: российский закон о противодействии экстремизму используется против Свидетелей Иеговы

В 2016 году исполняется 125 лет с тех пор, как по указу царских властей Симеон Козлицкий, один из первых Свидетелей Иеговы в России, был отправлен в ссылку за проповедь библейской вести. В 1891 году без суда и следствия он был закован в кандалы и сослан в Сибирь, где жил до своей смерти в 1935 году.

В течение последних ста лет отношение властей страны к Свидетелям Иеговы в основном не изменилось. Как отмечалось в последних докладах Комитета ООН по правам человека, многие источники указывают на то, что «Россия продолжает ограничивать свободу выражения мнений... и свободу вероисповедания, в том числе это касается Свидетелей Иеговы».







Комитет по правам человека уполномочен отслеживать соблюдение Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), участником которого является и Россия. Как заявил Хайнер Билефельдт, специальный докладчик ООН по вопросу о свободе религии и убеждений, «составители МПГПП считают право на свободу религии и вероисповедания настолько важным, что признали его — применительно ко всей области, охватывающей религиозные взгляды и убеждения,— неотъемлемым [оно не может быть отменено или ограничено] даже в период чрезвычайного положения (Статья 4.2)». Также Хайнер Билефельдт отметил: «Такой статус (неотъемлемые) присвоен лишь немногим категориям прав человека». Вслед за 113-й сессией (смотрите фото вверху) Комитет выпустил последний периодический доклад Российской Федерации, в котором он заключил, что, в то время как Россия, будучи участником Пакта, якобы защищает свободу религии, суды по всей Российской Федерации неправомерно применяют против Свидетелей Иеговы закон «О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 114-ФЗ) был принят в 2002 году и частично касался проблемы терроризма. Однако в 2006, 2007 и 2008 годах в него были внесены поправки, ввиду чего, по словам газеты «Москоу таймс», его применение стало выходить «за рамки борьбы с экстремизмом, связанным с терроризмом» (статья «Российский закон об экстремизме нарушает права человека»). Как говорит Дерек Дэвис, бывший директор Института изучения церкви и государства имени Дж. Доусона при Бэйлорском университете (США), теперь этот закон «использует лексику, связанную с террористической тематикой, которая стала употребляться во всем мире после нападения на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября, и применяет ее к нежелательным религиозным группам в России». Поэтому ярлык «экстремизм», по словам Дерека Дэвиса, «был несправедливо и необоснованно применен к Свидетелям Иеговы».

По мнению Комитета по правам человека, проблема заключается в том, что Закон дает расплывчатое определение понятия «экстремистская деятельность». Джеральдин Фейган, автор книги «Вера в России — религиозная политика после коммунизма», в своем интервью газете «Вашингтон пост» сказала, что благодаря размытым формулировкам закона местные суды могут легко «найти несколько так называемых экспертов, которые лично не любят Свидетелей Иеговы и готовы написать заключение, что литература Свидетелей экстремистская».

Именно так обстояло дело в начале этого года, когда на основании отрицательного заключения одного эксперта-лингвиста судья Выборгского городского суда признала два издания Свидетелей Иеговы экстремистскими. Тем же прокурором была подана жалоба о признании экстремистским «Перевода нового мира» — перевода Библии, изданного Свидетелями Иеговы. Судебные слушания по этому делу начались 15 марта 2016 года.


Библейская литература, предназначенная к ввозу в Россию, хранится в центральноевропейском филиале Свидетелей Иеговы в Зельтерсе (Германия). В марте 2015 года российская таможня остановила ввоз публикаций Свидетелей Иеговы
Трудности юридического характера, с которыми столкнулись Свидетели в 2016 году, стали логическим продолжением событий 2015 года. Как отмечает Роман Лункин, возглавляющий Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН (Москва, Россия), «в 2015 году гонения не только ужесточились, но и значительно увеличилось их количество». В марте российские власти остановили ввоз на территорию страны религиозной литературы Свидетелей Иеговы, причем даже той, которая прошла экспертизу и была признана российскими судами как не содержащая признаков экстремизма. В июле российская таможня стала препятствовать ввозу Библий на русском языке, изданных Свидетелями Иеговы. Также в июле Российская Федерация стала единственной в мире страной, запретившей официальный сайт Свидетелей Иеговы jw.org. В ноябре Свидетелям Иеговы было отказано в ввозе партии Синодального перевода Библии, широко используемого в России другими христианскими конфессиями, в том числе Православной церковью. Год закончился тем, что в рамках уголовного дела 16 Свидетелям Иеговы из Таганрога был вынесен обвинительный приговор за проведение и посещение мирного богослужения. В газете «Вашингтон пост» отмечалось, что «на памяти россиян было немного судебных процессов подобного масштаба по делам, связанным с экстремизмом».

В таганрогском деле, как и в других, есть горькая ирония. «Старшее поколение Свидетелей Иеговы, которых преследуют сейчас, имеет на руках удостоверения жертв сталинских репрессий»,— пишет Роман Лункин. В советское время тысячи Свидетелей Иеговы были заключены в тюрьмы. Последние из заключенных Свидетелей получили свободу в 1990 году. Бывших узников реабилитировали как невинных жертв репрессий, сняв с них клеймо «враги народа». Каждому из них вручили официальный документ — свидетельство о реабилитации. Таким образом, по словам Романа Лункина, применяя антиэкстремистское законодательство, «власть, получается, де-факто отменяет эту реабилитацию».

И все же 27 мая 2015 года Свидетели Иеговы в России одержали знаменательную юридическую победу — Министерство юстиции Российской Федерации вновь зарегистрировало местную религиозную организацию (МРО) Свидетелей Иеговы в Москве. Прежней регистрации Свидетели лишились 26 марта 2004 года, когда их юридическое лицо в Москве было ликвидировано. Свидетели Иеговы подали жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), и 10 июня 2010 года ЕСПЧ обязал Россию восстановить регистрацию организации Свидетелей в Москве и выплатить им компенсацию за моральный ущерб.


Любовь и Алексей Коптевы, Свидетели Иеговы, у своего дома в Таганроге 11 ноября 2015 года. 30 ноября 2015 года Таганрогский городской суд вынес Алексею Коптеву и еще 15 Свидетелям Иеговы обвинительный приговор за участие в экстремистской деятельности, то есть за проведение и посещение мирного богослужения. У Алексея Коптева есть внуки. Он пенсионер и имеет заслуги перед государством — в течение 38 лет он добросовестно трудился на легендарном заводе «Красный котельщик»
«Я согласен с решением ЕСПЧ,— говорит вышеупомянутый специальный докладчик ООН. — Лишение Свидетелей Иеговы права на проведение религиозной деятельности было радикальной и необоснованной мерой и нарушением свободы вероисповедания». В согласии с решением ЕСПЧ, Российское правительство выплатило штраф, но при этом почти пять лет не восстанавливало юридическое лицо Свидетелей Иеговы, сделав это лишь в мае прошлого года.


Свидетельства о реабилитации. Тысячи Свидетелей Иеговы, которые в советский период были заключены в тюрьмы за свою веру, после освобождения получили эти документы, официально подтверждающие их реабилитацию и снимающие с них клеймо «враги народа»
Представитель Свидетелей Иеговы в России Ярослав Сивульский сказал: «В Москве более 9 600 Свидетелей Иеговы, а во всей Российской Федерации их около 175 000. Все Свидетели Иеговы в России, а также наше всемирное братство, насчитывающее более 8 миллионов человек, надеются, что регистрация, выданная властями Москвы, окажется предвестником истинной религиозной свободы во всей стране». Однако такие эксперты, как Дерек Дэвис, полагают, что шаг, предпринятый Россией по восстановлению МРО Свидетелей Иеговы, «хотя и был необходим для формального соблюдения религиозной свободы, главным образом был сделан для того, чтобы успокоить мировую общественность».

В 2015 году Комитет по правам человека повторил свои рекомендации, данные в 2003 и 2009 годах, обязывающие Россию «незамедлительно пересмотреть Федеральный закон „О противодействии экстремистской деятельности“» с целью дать четкое определение понятия «экстремистская деятельность». В этом определении должно быть ясно указано, что экстремистская деятельность подразумевает элемент насилия или ненависти, и объяснено, по каким критериям материал может быть признан экстремистским. Кроме того, Комитет настоятельно просил российские власти «принять все необходимые меры для предотвращения произвольного применения этого закона и для пересмотра Федерального списка экстремистских материалов».


Николай Троцюк (второй справа) в советское время был заключен в тюрьму на три года за отказ от военной службы по убеждениям. 30 ноября 2015 года ему вновь было предъявлено уголовное обвинение. Такое же обвинение было предъявлено его зятю Андрею Гончарову (крайний слева), дочери Оксане Гончаровой (третья слева), сыну Сергею Троцюку (крайний справа) и еще двенадцати другим Свидетелям Иеговы в Таганроге
Роман Лункин пишет: «Фактически дискриминация общин Свидетелей Иеговы является гонениями по религиозному признаку в чистом виде». Также он отмечает, что «другим признанным религиям можно заниматься той же религиозной деятельностью, какую ведут Свидетели Иеговы, безнаказанно». Однако, несмотря на все обвинения со стороны властей, часто сопровождаемые агрессивной пропагандой в СМИ, Свидетели Иеговы, по словам Романа Лункина, остаются «общероссийской организацией, а численность их стабильно растет».