Религия без ответов – религия без смысла



На днях с удивлением прочитал, что в православии нет ответа на вопрос, почему Бог допускает зло и страдания. Протоиерей В. Чаплин написал на эту тему длинную и пространную статью, но в самом конце пишет:

Ответа на вопрос, который я сегодня перед вами ставлю, у меня, конечно же, нет – как, наверное, нет его и у большинства людей, живущих в Церкви и вне Церкви.








Я нередко слышал о том, что в православии такая глубина, такая широта, такая красота. Но надо же, нет ответа на такой важный вопрос. К чему тогда вся глубина? Остальное содержание статьи сводится примерно к следующему: если вам не нравятся зло и страдания, это ваши проблемы.

Может быть, В. Чаплин плохо осведомлен о вопросе? Я немного поискал в Интернете на эту тему. Вот на этот вопрос отвечает некий архиепископ. Здесь тоже нет ответа. Сначала архиепископ говорит, что Бог лично не несет ответственность за зло (что правильно), в конце призывает верить в загробную жизнь, но так и не объясняет, почему, собственно, Бог допускает зло, как совместить доброту Бога со злом мира.

Вот еще одна, очень длинная статья одного епископа. Самая длинная из всех. Здесь тоже есть здравые мысли (о греховности, переданной Адамом), однако собственно на вопрос, почему Бог допускает зло, ответ содержится только в одном абзаце. И посмотрите, какой это чудный ответ:

[Страдание] попущено Богом, чтобы очистить нас от греха. Наша душа, оскверненная грехом, иначе очиститься не может. Как нельзя без щетки вычистить въевшуюся грязь, так и страдание очищает въевшуюся в душу грязь греха, оно имеет для нас очистительный смысл, оно делает человека совершенным. Ведь когда человек страдает, он являет свою любовь, и это еще один смысл страдания.

Итак, невинные люди гибнут в войнах, падающих самолетах и стихийных бедствиях потому, что иначе их душа не очистится. Что подумает любой человек, скорбящий о гибели близкого человека, если услышит такой ответ? Что сделает родитель погибшего ребенка, когда услышит от батюшки, что это было необходимо для очищения его души? Правильно, развернется и уйдет из такой церкви, потому что останется полностью разочарован в ней. Многие именно это и делают.

Православная церковь в этом не одинока. Недавно глава Англиканской церкви заявил, что ему трудно верить в Бога… угадайте, почему. «Из-за несправедливости, господствующей в мире». Это слова архиепископа, руководителя целой церкви. Что остается говорить о ее прихожанах?

«На днях я молился о чем-то во время пробежки и пришёл к вопросу, адресованному Всевышнему: посмотри, все это очень хорошо, но не пора ли сделать что-нибудь, если ты здесь?» – рассказал архиепископ. Также глава Англиканской церкви поделился, что в различных жизненных ситуациях он не раз задавался вопросом: если Бог есть, где он?

Зло и страдания – это не праздный теоретический вопрос для тренировки ума. Это самый жизненный и животрепещущий вопрос, что только может быть. Он напрямую связан со смыслом жизни, со всем миром вокруг и местом в нем человека. Если религия не может дать ясный и удовлетворяющий ответ на него, то что она тогда может сделать для человека? Зачем вызывать батюшку на поминки и платить несколько тысяч за отпевание, если он не может объяснить, почему этот человек умер и как Бог на это смотрит? Чем он занимается на своей работе?

Это также не изолированный вопрос, он напрямую связан со всеми остальными важнейшими учениями Библии. Они нанизаны друг на друга, как гирлянда. Если мы не понимаем один, мы не сможем понять и все остальные. Если мы не понимаем, почему Бог допускает зло, это значит, что мы не понимаем события, произошедшие в Эдемском саду на заре истории. Если мы не понимаем события в Эдемском саду, то мы не понимаем другой конец цепочки – учение о Царстве Бога, которое напрямую вытекает из проблемы зла, потому что является ответом Бога на эту проблему. Итого, мы не понимаем вообще ничего. Мы пролетаем мимо всего важного в Библии и приземляемся в пустом ритуализме, который занимается миллионом неважных дел и ни одним важным. 

Многие церкви сегодня активно борются с атеизмом, материализмом, гей-парадами, однополыми браками, абортами, вседозволенностью, секуляризацией западного общества и т.п. У всех этих проблем название одно: безбожие. Или атеизм, на греческий манер. Люди начинают заниматься всем упомянутым, когда начинают жить без Бога. Церкви это понимают. Но им следует понять и другое – почему это безбожие возникло, почему, начиная с позднего Ренессанса, появились миллионы атеистов и во многих обществах атеизм практически вошел в норму. Вовсе не потому, что кто-то вдруг догадался, что человек мог появиться от обезьяны. Глубинные причины атеизма не научные, а духовно-нравственные. Массы людей разочаровались в церквях, которые утратили способность удовлетворять их духовно-нравственные потребности. Обезьяны здесь глубоко вторичны.

Если церкви хотят успешно бороться с мировым злом, они должны посмотреть в зеркало. Нужно не обличать с трибун, а самим стать добрыми пастырями – давать людям удовлетворяющие ответы, действенное утешение и ясное руководство. Тогда церкви снова исполнятся утраченным смыслом и все их блудные сыны вернутся. Кстати, проблема ненавистных «сект» тоже отпадет.

Но увы, этот поезд давно ушел. 

http://chivchalov.blogspot