Проблемы защиты свободы совести

Только совсем недавно общество начало понимать, что конфликты на религиозной почве не менее опасны, чем конфликты национальные. Вопрос о религиозном образовании в школе с целью воспитания толерантности встал в Совете Европы и только потом, слава Богу, зашевелилась Россия.
Говорить-то об этом начали, но нужно еще преодолеть извечные российские идеологические стереотипы и понять, что страна наша – многоконфессиональная и в ней живут не только православные и мусульмане, но и последователи еще порядка сорока конфессий..............
Пока же идет процесс осознания, скрипучая телега мировоззренческих предрассудков катится дальше. Недавно жизнь подбросила автору пример «антитолерантности».

 В государственном СМИ – официозе Администрации Чистопольского района Республики Татарстан была опубликована статья по многообещающим названием «Осторожно: секты!» (Чистопольские известия, № 42 (13562) от 6 апреля 2006 г.), где анонимный (!) автор в самых возвышенных выражениях превознеся Православную Церковь, всю остальную часть статью посвятил стандартному обливанию грязью представителей различных религиозных  общин в том числе и Свидетелей Иеговы, называя их «коварными оккупантами», которым свойственна «враждебность Православию» и т.п. Верующие одной из конфессий подали иск о защите чести и достоинства в суд. Судья, по ходатайству ответчика (редакции газеты), для большей объективности назначил текстологическую экспертизу и поручил ее … зав. кафедрой журналистики университета. Экспертиза, конечно, заслуживает отдельного рассмотрения, но (за недостатком времени) отметим только, что эксперт определил публикацию не как журналистский текст, а выполненный «согласно нормативности жанра проповеди». Ну и, естественно, им были «не найдены критические высказывания, которые бы носили оскорбительный характер».

Попав в затруднительное положение вследствие необходимости принять решение, являются ли слова «коварные оккупанты» оскорбительными, или нужно безоговорочно принять заключение экспертизы о том, что в тексте таковые оскорбительными «не найдены», судья принял истинно «соломоново решение»: прекратить судебное производство на основании того, что дела данной категории должен рассматривать арбитражный суд. Не сомневаясь в правильности такого решения и стесняясь своей некомпетентности, верующие подали иск в арбитражный суд, который к их удивлению 13 апреля 2007 года прекратил дело по… тем же самым основаниям: рассматривать должен суд общей юрисдикции! Куда деваться бедному христианину?

Сейчас идет процесс выяснения, какому же суду подведомственны такие дела. Похоже – Божьему…
Приведенное дело – просто клад для иллюстрации сегодняшней ситуации с религиозным вопросом в России.
Во-первых, автор статьи пишет от том, чего не знает. 
Во-вторых, сами подобные статьи показывают, что не «сектанты» (читай — протестанты) испытывают «враждебность к Православию», а, скорее, наоборот.
В третьих, превознося одну религию над другой очерняя другую, да еще и в СМИ, автор нарушает п.2 ст.29 Конституции РФ: «Не допускается пропаганда или агитация возбуждающая… религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда …религиозного превосходства».
В-четвертых, отказывая по надуманным основаниям религиозным меньшинствам в справедливом разбирательстве, особенно если истцами являются представители традиционных религий (а таких случаев достаточно), суды проявляют тенденциозность и конъюктурность, что явно не способствует нормализации обстановки в обществе.
В-пятых, суд, поручив проведение экспертизы по журналистской публикации журналисту же, еще раз продемонстрировал нежелание объективно решить дело.
В-шестых, даже не заостряя внимание на том, что эксперт ничтоже сумняшеся называет черное белым, он, как уже говорилось, расценил статью не как журналистский текст, а как проповедь. Тем самым, сам того не желая, эксперт фактически обвинил редакцию в том, что она на своих страницах публикует православную апологетику, что недопустимо для официального государственного издания.
В качестве последнего штриха в данной истории следует добавить, что оскорбленные верующие в отчаянии написали жалобу в районную прокуратуру с требованием разобраться и привлечь к ответственности виновных в разжигании межрелигиозной вражды. Как и следовало ожидать, им было отказано и в этом, поскольку в действиях автора не усмотрели признаков преступления, так как им при подготовке данной статьи «не преследовалась цель разжигания религиозной вражды, а была попытка обратиться к православной части населения, чтобы они могли ориентироваться в сложном современном мире и не отрываться от национальных и культурных корней».

Не забегая вперед, хочется сказать, что то или иное решение этого вопроса будет показателем уровня зрелости и политической мудрости гражданских властей.

Другим таким «экспонатом» могут служить формы отчетности о деятельности некоммерческих организаций, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212. Причины появления этих форм тоже понятны: обеспокоенность государства деятельностью нескольких (!) некоммерческих организаций, финансирующихся из-за рубежа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на бланки форм – явно выраженная презумпция виновности по отношению ко всем без исключения некоммерческим организациям, включая, разумеется, и религиозные (и в первую очередь – протестантские, те, которые в чиновничьем обиходе именуются «сектами» со всеми полагающимися прилагательными: «тоталитарные» и т.д.). Почему? Жизненный опыт подсказывает: вряд ли особое внимание будут уделять РПЦ (хотя она уже показала, как можно распоряжаться зарубежной гуманитарной помощью). Скорее всего, в поле зрения попадут «коварные оккупанты» (см. выше).

Подобная ситуация весьма характерна для России: сгорел дом престарелых – срочно начали проверку всех таких домов. Чтобы навести порядок в детских домах – нужно чтобы, не дай Бог, сгорел один из них?
Узнали, что какая-то некоммерческая структура финансируется из сомнительного источника – началась кампания по тотальному контролю над всеми остальными. Судя по всему, в скором будущем мир потрясет очередной фарс в стиле «а ля Березовский» в «некоммерческом» формате.

Цитировано с сокращением из http://www.sclj.ru/