Какие факторы будут влиять на религиозную политику российских властей в ближайшие месяцы?Лев Левинсон: Прежде всего, не останутся без последствий те решения, которые были приняты Верховным судом РФ в отношении Свидетелей Иеговы. Следующим шагом станет запрет их перевода Библии и включение его в список экстремистских материалов. Конечно, я не сомневаюсь, что Свидетели Иеговы останутся в России, и со временем эти репрессии будут признаны тем, чем они являются, но в ближайшем будущем силовые структуры, которые как мухи налетают на все запрещенное, будут устраивать охоту на верующих. К сожалению, не все факты такого рода проходят через информационную службу Свидетелей, которая действует сейчас как европейская организация.
Прямого запрета на нерелигиозную деятельность таких религиозных организаций в России нет. То, что они распространяют здесь информацию, формально не является нарушением какого-либо закона. Значит, эти сводки с поля боя мы можем получать, чтобы понимать уровень преследований, который существует сегодня.
- Кто может стать следующей жертвой репрессий против «нетрадиционно» верующих?- Аппетит приходит во время еды, как говорится. Но я не уверен, что преследования будут нарастать.
Что же касается других так называемых «тоталитарных сект», то часть из них уже растворилась, потому что не может существовать в таком политическом климате.
Конечно, теоретически религиозные преследования могут перекинуться прежде всего на пятидесятников. И известный епископ, член президентского Совета по кличке «Сектант», я думаю, не служит гарантом неприкосновенности этой конфессии. Но в реалистичности сценария преследований пятидесятников я не уверен.
При определенном изменении политической ситуации те основания, на которых были запрещены Свидетели, можно применить к РПЦ МП: накопать в ее текстах, литературе и в переводе Библии в том числе всякие элементы «экстремизма».
- Ждет ли нас очередная «предвыборная мобилизация конфессий» под президентские выборы?- На предстоящих президентских выборах религиозный фактор не будет особо заметен. Хоть народ тут весь православный, но он остается абсолютно невоцерковленным, и попов в принципе не любит. Даже те, кто ходят в церковь, ходят «не к священнику, а к Богу». Соответственно, политический вес духовенства совершенно ничтожен. Поведение руководства РПЦ МП только усугубляет это положение.
При этом большинство совершает в храмах требы, связанные с рождением, браком и смертью. Это довольно большой бизнес, доходы в городских храмах колоссальные. Это определяет образ жизни служителей культа и отталкивает от них людей. Поэтому ни к какой агитации на выборах их не допустят.
- Остался еще в России какой-то потенциал для усиления вмешательства РПЦ МП в культуру, образование и т.п.?- Тут перешли уже в ту стадию, когда над внешней цензурой превалирует самоцензура. Не всегда ведь угадаешь, на что могут накинуться – как стало, например, с «Матильдой». Сегодня уже нельзя себе представить, чтобы в Большом театре поставили «Детей Розенталя» Сорокина, хотя еще недавно это было.
Постепенно набирает силу культурно-политический проект по пересмотру критериев относения произведений к русской классике. Мы видим его на примере изменений школьной программы. И непонятно, как этому противодействовать.
- Меняется ли личное отношение Путина к Московской патриархии?- Некоторого охлаждения отношения Путина к РПЦ МП следовало ожидать. Слишком много там накопилось безобразий, а Путин привык на такие вещи реагировать средствами Уголовного кодекса. Когда безобразия совершает губернатор, прокурор или министр – его берут под стражу, отправляют на 15 лет куда-нибудь. Только так он умеет, но с РПЦ МП он так не может. Заменить их ему нечем, кроме как реальным конституционным принципом равенства, заложенной в Конституции национальной идеей, что человек – это высшая ценность.
Из российской жизни уже уходит неофитское отношение бюрократии, которая только поняла, что она православная, к РПЦ МП. Понятно, что со свечками они еще ходят и крестики носят, но бурный роман завершен. Вырастает поколение, которое воспитывалось на уроках «православной культуры», и привыкло относиться к Церкви как к завучам или охранникам в школе.
Беседовал Владимир Ойвин
http://credo.press/site/