История запрета Свидетелей Иеговы не уникальна в том смысле, что у нас можно де-факто запретить исповедовать любые взгляды. Сперва запрещали их брошюрки по нелепому применительно к религиозным текстам обвинению в утверждении своего религиозного превосходства. Потом запрещали местные организации — просто потому, что находили там эти брошюрки. Наконец, запретили головную организацию за то, что в ней были эти «экстремисты». А все местные — как подразделения головной организации.
Результат таков:
- по Конституции люди в России могут коллективно исповедовать свою веру. Вера-то не может быть запрещена. Но стоит Свидетелям Иеговы это практически сделать — и это можно квалифицировать как собрание запрещенной организации, ст.282.2 УК.
Техника не уникальна, а вот масштаб уникален: в постсоветское время ни к какой другой группе уголовные дела не умножались у нас с такой скоростью. Мы видим, что механика антиэкстремистской политики приводит к фундаментальному и масштабному подрыву одной из ключевых свобод — свободы совести.
https://novayagazeta.ru/