Предложенные меры — это минимальная уступка, и их явно недостаточно, чтобы решить проблему неправомерного преследования за экстремизм



Изменение 282-й статьи («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), безусловно, уменьшит количество уголовных дел. Однако административных станет гораздо больше. Поэтому совокупный эффект, который принесут эти правки, пока трудно оценить.

На первый взгляд, кажется, что предложение президента направлено на смягчение репрессивных мер, но на самом деле оно просто расширяет формы давления на общество. Теперь административная ответственность будет распространяться не только на физические, но и на юридические лица — начнут привлекать владельцев сайтов, редакции СМИ и так далее. В нашей стране все держится на балансе — если что-то смягчается, то что-то ужесточается. И сказать, куда повернет на этот раз, очень сложно.

Раньше по 282-й статье сажали редко, зато сейчас начнут часто штрафовать. Административные штрафы будут варьироваться от 10 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 250 до 500 тысяч рублей. Возможно, будут предусмотрены административный арест до 15 суток или обязательные работы до ста часов.

Сказать, прекратят ли оштрафованные делать «экстремистские» репосты, тоже очень сложно. Если человека оштрафовали, он фактически находится под условным наказанием. Но не может же он целый год воздерживаться от высказывания собственного мнения. Очевидно, он будет максимально осторожен в своих высказываниях, чтобы вновь не попасть под статью, на этот раз уже уголовную. В отличие от статьи о митингах (149 статья УК РФ), которая не ограничивает количество штрафов, поправки в 282-ю статью предполагают наказание штрафом не чаще одного раза в год. Если чаще — это уже уголовная ответственность.

В 2014 году в статью были внесены изменения, после которых появилась довольно странная формулировка о действиях, совершенных в отношении какой-либо социальной группы. Непонятно, почему ее не убирают. Наверное, законодателям представляется, что все в порядке, и все понимают смысл этой фразы, которой на самом деле не место в уголовном кодексе.

Самый главный на сегодняшний день вопрос — что будет с ранее вынесенными приговорами и уже заведенными делами по 282-й статье. Теоретически получается, что все приговоры, которые были вынесены по первой части этой статьи, должны быть отменены, за исключением тех, где судимости уже погашены. Там ведь не было такого предварительного административного наказания. Хотя я очень сомневаюсь, что российский Верховный суд одобрит такой подход. Ранее в действующие уголовные статьи никогда не внедряли такую административную предикцию. Она появлялась лишь в новых статьях. Возникает довольно странная ситуация и трудно поверить, что приговоры отменят.

Предложенные меры — это минимальная уступка, и их явно недостаточно, чтобы решить проблему неправомерного преследования за экстремизм, считает Верховский. Он обращает внимание, что поправки предполагают наказание за экстремистские высказывания для юрлиц; в действующем законодательстве их не предусмотрено. Это, по словам Верховского, ​ ставит под удар как редакции СМИ, так и любые организации, у которых есть сайт и страницы в соцсетях.