Тайная манипуляция с новым законопроектом. Кто за этим стоит?

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин рассказывает о новом законопроекте.

«Настораживает тайная манипуляция с поправками. Ситуация схожа с той, когда принимался закон о свободе совести в 1997 году: тогда сначала обсуждался один законопроект, затем другой, а в результате был принят текст, отличающийся от обоих вариантов».







По мнению  Р.Лункина, экстренная разработка закона и его поспешное принятие вызваны ожидаемой критикой этого документа: «Методы принятия этих поправок похожи на методы спецслужб, которым, судя по всему, и выгоден этот документ». По его мнению, у протестантов есть минимальный шанс, что президент РФ наложит вето на документ: «Но, скорее всего, все останется как есть, так как эти поправки принимались пакетом, вместе с рядом других новелл, касающихся безопасности».

Напомним, в пятницу депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях пакет антитеррористических поправок, часть из которых касается ведения миссионерской деятельности. «Предлагаемые поправки сами по себе являются экстремистскими,— заявил накануне их принятия Сергей Ряховский.— Вводится жесточайшая цензура под угрозой крупных денежных штрафов на любые разговоры на религиозные темы (именуемые “миссионерская деятельность”) за пределами конфессиональных зданий и без специального разрешительного документа. Подобных запретов не содержало даже большевистское богоборческое законодательство образца 1929 года».

«28-я статья Конституции России каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания, “включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.  Принятый Госдумой в пятницу закон противоречит данной норме, принуждая человека либо скрывать свои религиозные убеждения, либо носить с собой разрешительный документ, подтверждающий его принадлежность к религиозному объединению и дающий право проповедовать. Это своего рода новое религиозное крепостное право». «Пункт 3 статьи 24, которым депутаты дополнили закон “О свободе совести”, не допускает “миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16 настоящего закона”. Часть 2 говорит о зданиях, строениях, помещениях и земельных участках, которые либо находятся в собственности у религиозных организаций, либо принадлежат им на ином имущественном праве. А что делать религиозным группам? Они не являются юридическим лицом и соответственно не могут быть собственником или арендатором помещения. Они как раз для богослужений используют жилые помещения, принадлежащие участникам группы. Теперь это запрещено. А мне как физическому лицу теперь в своей собственной квартире для того, чтобы за чаем с гостем разговаривать на религиозные темы, придется заключать договор аренды с религиозной организацией? То есть отныне государство диктует мне, о чем можно говорить на собственной кухне, а о чем нельзя» - высказал один из верующих К.Бендас


Проект поправок к закону о свободе совести возмутил религиозных деятелей даже так называемых традиционных религий главным образом тем, что разработчики не проконсультировались с ними. Консультации не проводились даже с профильным комитетом в государственной думе, занимающимся вопросами религиозных обединений.

И все же по мнению некоторых негласные консультации были проведены с представитлями рпц. Перед окончательным принятием законопроекта в части, касающейся миссионерской деятельности, депутаты внесли в закон определенные правки. Более того со слов руководителя юридической службы рпц, закон в первую очередь будет применяться против нетрадиционых религиозных объединений, в частности как высказались некоторые специалисты конкретно против Свидетелей Иеговы.

Вот что сообщила руководитель юридической службы рпц: «Новая редакция поправок к закону “О свободе совести и о религиозных объединениях”, которая была принята депутатами Госдумы, существенно доработана и улучшена. Поменялось определение миссионерской деятельности: теперь она представляет уже не любую форму распространения веры, а только форму, которая имеет своею целью вовлечение граждан в религиозное объединение. Кроме того, было уточнено, что понимается под словом “миссионер”». По ее словам, принятые поправки в части миссионерской деятельности РПЦ устраивают, и она их поддерживает. «Если новый закон будет ограничивать миссионерскую деятельность РПЦ, мы будем инициировать поправки,— пояснила игумения.— Но, по нашему мнению, данный закон будет применяться в отношении нетрадиционных религиозных объединений».