Денис Тимошин - один из шести горожан Пензы, который из-за своей веры обвиняется в экстремизме. Выступая еще в декабре в своем последнем слове он рассказал о вере, истории репрессий и своем взгляде на причины и организаторов гонений. Приводим стенограмму его выступления
Уважаемый суд, уважаемые участники процесса, друзья! Очень приятно перед вами выступать и снова, можно сказать, подытожить этот процесс.
Ваша честь, представьте, что из утренних новостей вы узнаете, что в вашем районе орудует опасный преступник. Вы слушаете и недоумеваете, кто же может быть таким бесчеловечным. Но, слушая этот выпуск дальше, вы осознаете, что речь идет о вас. Кто-то вас оклеветал, ваша репутация растоптана и вашей семье угрожает расправа. Сможете ли вы после этого спокойно позавтракать и заняться какими-то своими запланированными делами? Какие у вас будут чувства?
Этот пример помогает в некоторой степени представить, что чувствуют десятки тысяч законопослушных граждан России, исповедующих религию Свидетелей Иеговы, на которых навесили ярлык человеконенавистников, экстремистов только за то, что они молятся «не тому» Богу и читают «не ту» Библию. Является ли эта ситуация уникальной, какой-то единственной в своем роде в истории? Это, конечно, риторический вопрос. Такие ситуации были, потому что религиозные преследования — понятие старо как мир.
Но, однако возникает несколько нериторических вопросов. Если иметь достоверные ответы на эти вопросы, то возможно остаться достойным человеком, сохранить веру в Бога и людей. В противном случае есть опасность озлобиться и впасть в уныние. И эти вопросы звучат так: видит ли Бог, когда совершается несправедливость? И как лучше всего реагировать на несправедливость? Как себя вести? Если человек не найдет ответов на эти вопросы, то он может разочароваться в Боге, начать винить его во всем, потерять свои нравственные устои, и со временем даже, возможно, прибегнуть к насилию — о чем мы и говорим то есть возможно, без ответов на эти вопросы стать экстремистом. Я хочу поговорить об этих вопросах в своем последнем слове.
Прежде чем отвечать на эти вопросы, хочу отметить, что первым, кто столкнулся с обвинением в человеконенавистничестве (или как мы сегодня бы сказали экстремизме) был не человек. Впервые подобные обвинения были высказаны в адрес Творца. В первых главах Библии при описании событий, которые привели к грехопадению, мы видим, что Сатана убедил первых людей в том, что Бог слишком ограничивает их свободу. Вот как он это сделал. Он сказал: «Нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло». Эти слова записаны в Бытии, 3 главе, 5 стихе. Таким образом Сатана намекнул, что Иегова утаивает от них какие-то важные сведения. То есть он знает что-то важное, но им не говорит. И что они станут намного счастливее, если не послушаются Бога. Другими словами, Сатана утверждал, что правление Творца не содействует благу его творений, и осуществляет он свое правление без любви, то есть является таким человеконенавистником.
То, как повел себя Создатель, когда его разумные создания бессовестно извратили его слова и мотивы, дает ответ на вопрос, как лучше всего реагировать на несправедливость. Бог знал, что независимость от его главенства не принесет ни счастья, ни божественного озарения. Но в этом должны были убедиться все его разумные творения. И тогда Иегова принял самое мудрое решение: он дал время. А время дало увидеть плоды независимости от Бога. На протяжении тысячелетий у людей была возможность принимать решения, не учитывая волю Бога. И в итоге мы имеем мир, в котором разрушение окружающей среды и распространение оружия массового поражения уже угрожают существованию самого человечества и планеты.
Но как человеку лучше всего реагировать на несправедливые обвинения? Если реагировать бурно, то это только подтвердит подозрения. Если же подражать Богу и дать своим обвинителям время, то время само расставит всё по своим местам. Что время показало в отношении Свидетелей Иеговы в современной истории? Например, во время Второй мировой войны — это самая кровопролитная война 20-го века — ни один человек не погиб от руки Свидетеля Иеговы. То есть Свидетели Иеговы не брали в руки оружие и таким образом воздерживались от кровопролития. Дико звучат обвинения в экстремизме в отношении этих мирных людей, которые были готовы сами пострадать в концлагерях, чем причинять страдания другим.
Вот другой пример. По данным Всемирной организации здравоохранения, где-то примерно за последние 20 лет, каждый год во всем мире делается более 50 миллионов абортов. Но ни один ребенок не погиб от руки Свидетеля Иеговы, будь то это родители или врач. Свидетели Иеговы воздерживаются от убийства даже нерожденных детей. Если Свидетели Иеговы так дорожат жизнью даже нерожденных детей, то насколько абсурдны обвинения в том, что они якобы отказываются от медицинской помощи для себя и для своих детей. Напротив, благодаря тому, что Свидетели Иеговы выбирали современные, высококлассные по качеству, но при этом доступные по стоимости бескровные методы лечения, эти методы стали золотым стандартом лечения пациентов с кровопотерей, как суд мог убедиться из российского государственного стандарта о донорской крови, на который мы в ходе процесса ссылались на него.
А что время показало в отношении того, как Свидетели Иеговы относятся к государственным властям, в том числе к властям, от которых сами Свидетели страдают?
В мае этого года, 19 года, исполнилось 65 лет самому крупному восстанию в сталинском ГУЛАГе. Это было Кенгирское восстание. В лагере находилось 80 Свидетелей Иеговы: 46 мужчин и 34 женщины. Все они, согласно воспоминаниям заключенных, отказались принимать участие в восстании.
Узник Степлага, в прошлом военный инженер Владимир Николаевский, пишет: «Разница между Свидетелями Иеговы и остальными стала особенно очевидна во время Кенгирского восстания в 1954 году. Свидетели Иеговы не участвовали ни в самом восстании, ни даже в подготовке к нему. Они сохраняли поразительное спокойствие и старались объяснить свою позицию другим заключенным». В третьем томе «Архипелага ГУЛАГ», части 5-й, главе «Сорок дней Кенгира» Солженицын утверждает, что Свидетели Иеговы только мыли посуду в столовой. Не всем заключенным нравилась такая позиция Свидетелей Иеговы и поэтому их согнали в крайний барак рядом с проходной, чтобы при штурме их убили первыми. В июне состоялся штурм, в ходе которого сотни заключенных были убиты и ранены. Но какая участь постигла Свидетелей Иеговы? Осталась ли их позиция незамеченной властями?
Вот как развивались события, согласно воспоминаниям Николая Гуцуляка, одного из заключенных Свидетелей Иеговы: «Внезапно в наш барак ворвались солдаты. „Святые, быстро выходите из барака и выбегайте за забор!“ — кричали они. Солдатам было приказано не стрелять по нам, а сопровождать и охранять нас, пока бой не закончился. Пока бой не закончился, мы находились в степи за территорией лагеря».
Власти знали, что происходит в лагере, и видели миролюбивую позицию Свидетелей Иеговы и поэтому не применили к ним силу. Никто из Свидетелей Иеговы не погиб. Позднее, в 91-м году, они и тысячи других Свидетелей Иеговы были реабилитированы как жертвы политических репрессий, как сегодня уже говорилось. Тем самым государство признало, что эта религиозная конфессия никогда не была виновной в преступлении против государства.
Но что можно сказать о втором вопросе? Замечает ли Бог, когда совершается несправедливость? Видит ли он, что происходит? Реагирует ли он как-то? Несомненно, да. В Слове Бога об этом говорится прямо. В Иов 34 главе, 21, 22 стихах говорится: «Ибо очи Его над путями человека, Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие». Таким образом от Бога невозможно спрятаться, никто не может его обмануть, даже самая беспросветная тьма не может скрыть злые дела от Бога. От его взора не ускользает ничто.
Ваша честь, Бог — тоже судья. И он не просто видит, что происходит на земле, но и приведет на суд все дела людей. В Откровении 11 главе, 18 стихе об этом говорится так: «Пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим... и погубить губивших землю». В этом отрывке интересно и примечательно, что нынешнее плачевное состояние земли отмечается, и это один из признаков приближающегося суда Бога и того, что время, отведенное для решения этих спорных вопросов правления Бога, истекает.
Я уверен, что нападение на мирную религию в России тоже не ускользает от внимания Иеговы. Я уверен, что он следит за каждым судебным процессом, который проходит по всей стране над его свидетелями так же, как он следил за судебным процессом над своим сыном в первом веке нашей эры. Я уверен, что как раньше, так и сейчас он видит даже больше того, что происходит в залах судебных заседаний. Я уверен, что он видит тех, кто стоит за религиозными репрессиями, которые проходят по одной схеме по всей стране. Он видит даже больше и глубже — он видит подлинные мотивы в сердцах и умах этих людей (то есть тех, которые стоят за религиозными преследованиями), какими бы искусными словами они ни пытались скрыть свои цели и обосновать преследование ни в чем не повинных верующих мифической борьбой с экстремизмом.
Хотелось бы сказать пару слов об этих людях, о тех, кто руководит преследованиями Свидетелей Иеговы в России. Я лично их не знаю. Они открыто о себе не говорят. Очевидно, их совесть все же работает, и они понимают, что совершают подлость, и здесь нечем гордиться, это никакое не геройство. Бог также заботится и о таких людях, и он хочет, чтобы они оставили злые пути. В Библии записаны слова одного мудрого царя. Это Притчи, 3 глава, 29 и 30 стихи. Там говорится: «Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе».
Сегодня судебное заседание проходит в День Конституции. Несколько дней позавчера назад был международный День прав человека, принятый ассамблеей ООН. Об этом упоминал президент на встрече с Советом по правам человека. Почему такая ценность этой темы? Почему права человека представляют такую ценность? Интересно, что в Конституции самая большая глава — это вторая глава. По сравнению со всеми остальными главами она посвящена именно правам и свободам человека, гражданина. И президент также говорит о важности прав. Дело в том, что есть в юриспруденции такой проверенный временем закон, или принцип. Он звучит примерно так: либо права и свободы есть для каждого, либо их нет ни для кого. Поэтому, если слова о ценности прав человека останутся лишь словами, то история может повториться, то есть история с репрессиями может повториться.
Мы уже знаем, что в истории России были репрессии, и они — то есть те, кто раскручивал маховик репрессий — часто попадали сами в этот маховик. И наверное, никто не думает, что этот маховик, если сейчас он раскручивается в отношение Свидетелей Иеговы, остановится, что когда Свидетели Иеговы закончатся, то и маховик остановится. То есть, скорее всего, и это видно из истории, такого не произойдет.
Кажется, что события, которые мы наблюдаем своими глазами, противоречат логике. В 21-м веке просвещенные люди, которым известны принципы прав человека и уважения к достоинству личности, с упоением проводят религиозные гонения в одной из передовых стран мира, обладающей развитой наукой, техникой, информационными технологиями. Эти гонения характерны больше для мрачного, мракобесного, невежественного Средневековья. Эти гонения, которые никто не мог предположить в современной истории, ( происходят - прим. ред) в современной России.
Меня этот факт, конечно, огорчает, но в нем есть и плюс. В Библии предсказывалось, что служители Бога будут сталкиваться с преследованиями. И Иисус говорил, что прежде всего: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Будет же это вам для свидетельства». И то, что я вижу сейчас своими глазами, укрепляет мою веру, что раз это обещание, вернее это пророчество исполняется в наше время, то и остальные обещания Бога непременно станут реальностью. Например, мое сердце согревает обещание Бога восстановить на земле рай, который был потерян первой человеческой парой в результате мятежа, и обещание Бога исцелить все раны, нанесенные человечеству и нашей планете в результате этого мятежа.
Но означает ли тот факт, что мы полагаемся на Бога, верим в то, что он видит наши беды, и также даем время нашим обвинителям доказывать эти обвинения. Значит ли это, что мы игнорируем светский суд и закон, и что наше выступление перед вами — это пустота? Это не так. В Римлянам 13 главе, с 1 по 7 стих — он часто цитировался во время судебного процесса, я не буду его зачитывать, потому что часто к нему обращались — в этом отрывке говорится, что Бог доверяет светским властям поддерживать порядок. Власти названы даже Божьим слугой. Поэтому служители Иеговы обращаются за защитой к властям и имеют полное право рассчитывать на защиту, так как мы не противопоставляем себя власти. Мы признаем и уважаем обличенных властью людей как тех, кто занимает положение, отведенное им Богом.
На гербе Российской Федерации, который висит над судейским местом, в центре изображена гербовая печать московского князя. На ней всадник в серебряном облачении поражает дракона. Этот образ основан на символическом описании противоборства Иисуса Христа и Сатаны из библейской книги Откровение (20 глава, 2 и 3 стихи). Там это описывается так: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ними печать, дабы не прельщал уже народы». Это пророческое видение заверяет, что конец несправедливости придет. И что рано или поздно мы будем реабилитированы, поскольку ни против Бога, ни против людей мы не сделали никакого зла.
Но уже сегодня, Ваша честь, Вы можете воспользоваться властью, которую Вам дали Бог и государство, и восстановить справедливость: вернуть нам наше доброе имя, которое было запятнано ложными обвинениями, и поставить точку в этом сфабрикованном деле. Оправдательный приговор в нашем деле также очистит от клеветы и имя Бога. Поскольку, обвиняя служителей Иеговы в экстремизме, противник Бога косвенно обвиняет и Творца в экстремизме. Как мы в начале говорили, он это делает не впервой, ему не впервой так поступать. Мы с вами увидели, что лучший способ реагировать на несправедливость — это не насилие, а время. Также Бог видит несправедливость, и она не будет существовать вечно. Эта библейская мысль даже выражена в гербе России. Знания из Библии, которые я обрел благодаря Свидетелям Иеговы, как мы видим, не только не содержат экстремизма, но и защищают мой ум от экстремистских чувств и идей. И я могу уверенно сказать, что все события последнего времени не заставили меня потерять веру в Бога и людей. Я не ожесточился и не унываю.
Поскольку наши последние слова начинались с благодарности, я хочу закончить благодарностями. Хочу в первую очередь Вас, Ваша честь, поблагодарить за то, как Вы вели этот процесс. Мои друзья уже говорили о том, что мы чувствовали мирную, хорошую атмосферу на судебных заседаниях. И нам было, несмотря на стресс, хорошо здесь находиться, мы не чувствовали напряжения излишнего. Также Вы были очень внимательны к состоянию здоровья друзей и позволяли переносить заседания из-за того, что кто-то чувствовал недомогание.
Также я хочу поблагодарить уважаемого Динара Рифатьевича ( прокурор Динар Алмакаев - прим. ред.) за то, что вы тоже следили за этим процессом, внимательно слушали нас, что-то отмечали в своих записях. Хотя мы являемся в процессе процессуальными противниками, но я не чувствую к вам враждебности. Как сегодня Галя ( Галия Ольхова - еще одна фигурантка этого уголовного дела - прим. ред. ) говорила, по сути, мы делаем одно дело. То есть Вы боретесь с преступностью, наказывая людей, то есть ловя преступников. Мы в какой-то мере предотвращаем преступления, когда помогаем людям узнать, что Бог ожидает от людей. По сути дела, у нас с Вами тоже одна работа.
Также Хотел поблагодарить следователей, потому что, хотя они вначале настороженно к нам относились — их можно в принципе понять, потому что нам предъявлялись серьезные обвинения и, очевидно, они ожидали увидеть каких-то очень страшных людей, — но со временем они смягчились, и мы даже могли ходить в столовую в Следственном Комитете со всеми следователями.
Хочу поблагодарить инспекторов из уголовно-исполнительной инспекции. Они тоже проявляли чел кач, тоже вначале были насторожены, но потом, можно сказать, у нас были даже дружеские были отношения.
Хочу также поблагодарить судебных приставов. В самом суде у них проходило всё очень слажено, организованно. Они несмотря на то, что к нам много приходило на заседания людей, они старались быстро всех проверить и пропустить к началу судебного заседания.
Хочу поблагодарить Нику, секретаря наших заседаний, Вас тоже можно понять: нас много и поэтому нужно было организовать нас, чтобы заседания проходили организованно. Также хочу поблагодарить наших адвокатов: «Вы проделали большую работу […]. Вы проделали большую работу и можно сказать, что независимо от того, какой будет исход этого дела, вы в истории юриспруденции, адвокатского дела, написали такую красивую страницу. Ваша работа достойна похвалы».
Хочу поблагодарить всех друзей, кто приходил, кто здесь сегодня, за то, что вы поддерживали. Мы всегда чувствовали вашу теплоту, иногда вы буквально нас кормили, спасибо вам большое.
Хочу поблагодарить своих друзей, с которыми мы на одной скамье подсудимых сегодня находимся, на вас исполняются такие слова из Библии: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за вас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».
Да, вы страдаете несправедливо, но стойко переносите эти скорби и подражаете нашему Царю, Иисусу Христу, потому что в подобных обстоятельствах он тоже страдал, не злословил, не угрожал. И здесь говорится: «Предавал всё Судии Праведному». Вы поступаете так же. Я тоже беру с вас пример в это время.
Хочу поблагодарить свою семью, свою супругу. Это было непростое время нашей жизни, но о тебе можно сказать такие слова: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов». У тебя прекрасные качества, ты очень любишь Бога, у тебя крепкая вера. И благодаря тебе какие-то моменты я пересмотрел в своей жизни и посмотрел на эту ситуацию иначе. Благодаря тебе было легче выстаивать в этом испытании.
Ну, и самую большую благодарность хочу выразить своему Богу Иегове, он — Создатель, и когда я в это поверил, еще больше стал ценить жизнь. Я знаю, что он тоже ценит жизнь. Он ценит жизнь и нерожденного ребенка и, как мы в процессе говорили, даже грешных людей. Он не хочет, чтобы кто-либо погиб. Он создал землю прекрасной. И здесь приятно находиться, даже если ты сталкиваешься с трудностями, если у тебя какая-то болезнь или что-то происходит в жизни. Всё равно на земле очень красиво — всё, что окружает, все творения Бога очень радуют сердце. Мое сердце согревает обещание Бога восстановить рай, и он это обязательно сделает. Он не просто восстановит его в материальном отношении — что у нас будет хорошее здоровье или что у нас будет материальное благополучие — он обещает восстановить, то есть исцелить человеческое общество от болезней. Он обещает устранить такие явления, как войны, преступность. У детей, которые родятся в то время, возможно, даже не будет понятия, что такое вражда. Они будут спрашивать у родителей: «Объясни, это что такое?»
Я уверен, что это обещание исполнится, потому что я своими глазами вижу, как Иегова уже сейчас заложил фундамент нового общества. Я вижу среди своих соверующих, которые являются международным братством, что любовь не проходит. В каких бы обстоятельствах кто-либо ни оказывался, любовь не проходит! И нет среди Свидетелей Иеговы ни войн, ни конфликтов. Например, невозможно представить, чтобы у Свидетелей Иеговы, которые являются русскими, и Свидетелей Иеговы, которые являются цыганами, был какой-то конфликт наподобие того, что произошел в Чемодановке. Это просто невозможно. [...] На конгрессах явно видно, что у Свидетелей Иеговы нет экстремизма. После конгресса всё остается чистым, остаются лавочки целыми, нет битого стекла.
На конгрессе в Израиле на стадионе вместе собираются Свидетели Иеговы из арабов и Свидетели Иеговы из евреев, они сидят в одних секторах и не конфликтуют. Между ними не стоит вооруженная полиция и не натянута сетка, они сидят вместе. Казалось бы, вот уж где можно искать экстремизм. Но даже там нет экстремизма у Свидетелей Иеговы. А откуда он здесь возьмется? Это (отсутствие вражды среди Свидетелей Иеговы разных национальностей - прим. ред.) происходит уже сейчас, в нашем несовершенном мире […]. Я уверен, как бы Сатана ни пытался разрушить этот фундамент, Иегова исполнит свое обещание. Он восстановит рай, человеческое общество, на земле воцарится подлинный мир. И никто не сможет этому помешать, потому что Иегова это сделает ради своих любимых детей на земле и ради своего собственного имени, потому что он — Всемогущий Бог, и он докажет это тем, что исполнит своё обещание.
Поэтому, Ваша честь, я прошу полностью оправдать меня, моих друзей и остановить этот маховик репрессий.
https://www.jw-russia.org/