Светлана Солодовник обозреватель «Ежедневного журнала» |
Ведущая религиозной рубрики «Ежедневного журнала» Светлана Солодовник сказала, что сказанная В.Путиным фраза ничего особенного не обещала. Как ей представляется, неизвестно, что он вообще имел ввиду, и какой смысл вкладывал в свои слова. «Ему нужно было отреагировать в тот момент, вот он и отреагировал, – предположила она. Правда, прозвучало это все-таки неожиданно, и многие начали надеяться, что вдруг да ситуация изменится к лучшему. Однако пока надежды никак не оправдываются».
По словам журналистки, когда карательная машина набрала темп и разогналась, затормозить ее очень трудно: «Против Свидетелей Иеговы ведь заведено не одно какое-то уголовное дело, их множество, причем в разных городах России. Даже если на верху неожиданно пришло желание привести в чувство чрезмерно ретивых правоохранителей, сделать это в одночасье совсем не просто. Машина не терпит простоя». У религиоведа есть ощущение, что правая рука власти сегодня не ведает, что творит левая. По ее оценкам, гонения на верующих – в большой степени инициатива Генпрокуратуры.
«В ведомстве поняли, что это удобный и относительно безобидный способ добиваться улучшения показателей в работе, и стали раскручивать спираль, –констатировала она. – А поскольку гонения на Свидетелей Иеговы проводились в основном на периферии, то федеральный центр смотрел на это сквозь прищуренные глаза. Теперь вроде бы решили спохватиться, но это вопрос спорный». Светлана Солодовник не исключила, что власти предпримут какие-то шаги по исправлению ситуации. Однако это далеко не факт, подчеркнула она.
Напомним, президент Владимир Путин в ходе встречи с членами президентского Совета по правам человека в декабре прошлого года высказал недоумение в связи с репрессивной кампанией в отношении последователей этой конфессии и заявил: «Свидетели Иеговы тоже христиане, за что их преследуют, я тоже не очень понимаю». При этом президент назвал ситуацию полной «чушью» и призвал внимательно разобраться с происходящим.
Накануне пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что президент даст поручение по итогам встречи с правозащитниками. Вместе с тем Песков сказал: «Мы не можем оперировать в государственных целях понятиями здравого смысла. В первую очередь мы оперируем понятиями законности или незаконности».
После этих слов в российских соцсетях по этому случаю развернулась дискуссия, можно ли о чем-то договариваться с властями, которые закон ставят выше здравого смысла, а закон, в свою очередь, не сообразуется ни со здравым смыслом, ни тем более, с нравственным императивом?