Появляются новые факты нарушений, допущенных силовиками при проведении спецоперации в Сургуте


События произошедшие в Сургуте 15 февраля 2019 года со Свидетелями Иеговы на сегодняшний день открывают все новые и новые нарушения допущенные силовиками и спецслужбами при проведении спецоперации.



Как уже сообщалось следователи СКР и сотрудники ФСБ 15 февраля задержали и допросили около 40 Свидетелей Иеговы. Некоторые верующие заявили, что при допросе их избивали и пытали электрошокером. В СКР постоянно меняя свои заявления о случившемся, отрицают применение пыток. Адвокаты провели независимую судмедэкспертизу, которая зафиксировала у семерых верующих следы издевательств со множественными кровоподтеками и ожогами от электротока, «характерные для мучений и истязаний»

Стало также известно, что после проведения обысков у Свидетелей Иеговы сотрудники ФСБ перевозили задержанных верующих не в служебном транспорте, а в микроавтобусах посторонних организаций. Для этого спецслужбы использовали автобусы с символикой «Сургутнефтегаза», «Северавтодора» и Сургутского политехнического колледжа. Адвокаты заявляют о необходимости тщательной проверки законности действий силовиков. 

Впервые об использовании ФСБ гражданских автомобилей заявил в интервью Тимофей Жуков, бывший помощник прокурора Сургута, который в свое время отказался от карьеры в правоохранительных органах и стал Свидетелем Иеговы. Он рассказал, что сотрудники ФСБ и Следственного комитета России (СКР) после многочасового обыска повезли его на допрос в микроавтобусе госкомпании «Северавтодор». По его словам, другие задержанные верующие также упоминали, что их перевозили в микроавтобусах с символикой различных гражданских организаций на кузове.

«Мы насчитали минимум одиннадцать микроавтобусов с символикой "Сургутнефтегаза", три автобуса "Северавтодора", два автобуса Сургутского политехнического колледжа и еще три — без символики,— рассказал адвокат Егиазар Черников о том, какие транспортные средства использовали сотрудники СКР и ФСБ.— Один из моих доверителей слышал, как водитель автобуса пожаловался, что его "с рейса сдернули"».

Издание "Коммерсантъ" обратилось в упомянутые организации за комментарием. В результате были получены ответы вызывающие многие вопросы. Например в пресс-службе «Сургутнефтегаза» поначалу заявили, что у компании «вообще нет микроавтобусов с корпоративной символикой». Однако на одном из сайтов поклонников автобусного транспорта журналисты обнаружили несколько свежих фотографий микроавтобусов Iveco Daily с логотипом «Сургутнефтегаза» — авторы снимков указывали, что съемка была сделана в Сургуте. После озвучивания данного факта пресс-служба признала, что у компании есть такие микроавтобусы, но заявила, что их «совершенно точно» не передавали силовым структурам. Можно ли после подобного разоблачения доверять "совершенно точной информации?"

Заместитель директора по техническим вопросам Сургутского политехнического колледжа Тимофей Гурин заявил: «Мы отказываемся давать комментарии про автобусы. Я рекомендую вам обратиться за ними в эти силовые структуры. Что касается остального, вы и так все знаете». Из этого заявления можно предположить, что очевидно автобусы предоставлялись силовым структур, только замдиректора боится в этом признаться.

Заместитель гендиректора по безопасности «Северавтодора» Ринат Кунсбаев ответил, что руководство компании «не вправе комментировать действия и решения следственных органов и органов ФСБ». Господин Кунсбаев в ответе процитировал ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности», где говорится, что органы ФСБ «имеют право в случаях, не терпящих отлагательства, использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям». Данный ответ также наводит на мысль, что транспортные средства очевидно были предоставлены по требованию ФСБ. Неизвестным остается только факт, официально или неофициально это было сделано.

В управлении СКР по Ханты-Мансийскому АО ответили, что не использовали «автотранспорт указанных компаний». Данный ответ не вызывает удивления. В СКР отрицают все кроме проведенных обысков и задержаний Свидетелей Иеговы. Отрицают избиение, отрицают пытки, унижение человеческого достоинства, угрозы об изнасиловании мужчин и их жен, о психологическом давлении и моральном унижении и многое другое. Все дескать было в рамках закона.  

В УФСБ по Тюменской области заявили, что запрошенная информация «составляет государственную тайну».

Адвокат Егиазар Черников сообщил: «Реальной необходимости доставлять людей насильно не было. Верующие законопослушные люди и сами пришли бы по повестке». По его мнению, законность использования автотранспорта силовиками нуждается в проверке.

Глава судебной практики Института права и публичной политики Григорий Вайпан считает подобную практику незаконной: «В законе "О Федеральной службе безопасности" действительно говорится про использование частных транспортных средств "в случаях, не терпящих отлагательства". Но оно допускается только "для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия"». Эксперт указал также, что по закону ФСБ должна по требованию владельца возместить расходы за использование автомобиля. «Если упомянутые компании таких требований не предъявляли, уместно задаться вопросом, почему они безвозмездно субсидируют чекистов»,— уточнил господин Вайпан.

https://www.kommersant.ru/