С весны 2015 г. власти Туркменистана не преследуют Свидетелей Иеговы. Однако Бахрам Хемдемов все еще находится в тюрьме лишь за то, что исповедует свою веру


19 мая 2015 года суд в Туркменистане приговорил 52-летнего Свидетеля Иеговы Бахрама Хемдемова к четырем годам тюремного заключения. Полиция арестовала его двумя месяцами ранее за проведение мирной религиозной встречи у него дома в Туркменабаде. В настоящее время он содержится в трудовом лагере в городе Сейди.







14 марта 2015 года полиция вторглась в дом Бахрама Хемдемова, где проходила религиозная встреча. Все 38 присутствовавших подверглись жестокому обращению, их обвинили в незаконной религиозной деятельности. Бахрам был заключен под стражу до начала судебного процесса, его неоднократно допрашивали и избивали. Личное имущество Бахрама Хемдемова, в том числе автомобиль, компьютер и наличные деньги, были конфискованы.

Позднее Сердарабатский районный суд наложил штрафы на 30 Свидетелей Иеговы и приговорил восьмерых из них к 15 суткам административного ареста. Сын Бахрама Хемдемова, Сердар, был приговорен к двум срокам заключения по 15 суток. При этом он находился в полной изоляции, подвергался допросам, жестоким избиениям и пыткам. Другой Свидетель Иеговы, Эмирджан Джумназаров, также был приговорен к двум срокам заключения по 15 суток и подвергался избиениям, кроме того, ему угрожали пытками.

19 мая 2015 года судья Лебапского велаята Гочмурад Чарыев приговорил Бахрама Хемдемова к четырем годам тюремного заключения по сфабрикованным обвинениям в «разжигании религиозной ненависти». 10 июня 2015 года Бахрама перевели из Туркменабада в трудовой лагерь в Сейди.

Начальник лагеря не позволял никому, в том числе и близким родственникам, видеться с Бахрамом Хемдемовым, пока не истек срок, отведенный на обжалование приговора. Из-за этого ни Бахрам, ни его представитель не могли обжаловать обвинительный приговор. Находившегося под арестом Бахрама Хемдемова пытались заставить дать признательные показания по сфабрикованным обвинениям, принуждали к тяжелому физическому труду и жестоко избивали в отместку за официальные жалобы, которые от имени Бахрама подавала его жена Гульзира.

Гульзира Хемдемова подала жалобу в Верховный суд Туркменистана. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было доказательств совершения преступления, заместитель председателя Верховного суда не нашел оснований для удовлетворения этой жалобы. В начале августа адвокат Бахрама Хемдемова подал надзорную жалобу. 25 августа 2015 года Верховный суд отклонил эту жалобу ввиду того, что Бахрам «распространяет религиозные взгляды Свидетелей Иеговы».

Ближе к концу 2014 года власти Туркменистана стали проявлять терпимость в отношении религиозной деятельности Свидетелей Иеговы. В сентябре 2014 года из тюрьмы была освобождена Биби Рахманова, которую арестовали в августе того же года по сфабрикованным обвинениям. Восемь других Свидетелей, находившихся в тюрьме за свою веру, в октябре 2014 года были освобождены по президентской амнистии. Несмотря на эти положительные перемены, некоторые представители власти в Туркменабаде продолжают проявлять религиозную нетерпимость: в отдельных случаях Свидетелей Иеговы подвергают задержанию, аресту и жестокому обращению.

6 февраля 2015 года полиция задержала четырех Свидетелей Иеговы, Виктора Ярыгина, Рустама Назарова, Чарыгельды Джумаева и Джамилю Адылову. Их обвинили в «мелком хулиганстве» за хранение религиозной литературы. Сотрудники Министерства государственной безопасности избили трех из них, в том числе Джамилю Адылову. Чарыгельды Джумаева избивали так сильно, что он несколько раз терял сознание. Городской суд Туркменабада наложил штраф на Виктора Ярыгина, приговорил Рустама Назарова к 30 суткам ареста, а Чарыгельды Джумаева и Джамилю Адылову — в общей сложности к 45 суткам ареста каждого. Четверо Свидетелей направили официальные жалобы в Администрацию президента и Генеральную прокуратуру в Ашхабаде.

Через две недели после этого полиция устроила облаву в доме Зейнеп Хусаиновой с целью поиска «незаконной» литературы. Ее личная религиозная литература была конфискована, и полиция пригрозила ей судебным преследованием и 15 сутками ареста.

Другого Свидетеля Иеговы, Довлета Кандымова, обвинили в незаконной религиозной деятельности и заключили под стражу на три срока подряд по 15 суток. Во время заключения его не раз избивали за то, что он отказывался свидетельствовать против своего единоверца Бахрама Хемдемова.

Будут ли власти Туркмении придерживаться своих обязательств по соблюдению свободы вероисповедания?

С весны 2015 года власти Туркменабада не преследуют Свидетелей Иеговы. Однако Бахрам Хемдемов все еще находится в тюрьме лишь за то, что исповедует свою веру.

Мирная религиозная деятельность в Туркменистане, в том числе деятельность Свидетелей Иеговы, должна быть защищена законом. Конституция страны гарантирует право «единолично или совместно с другими исповедовать любую религию», а также «право на свободу убеждений и их свободное выражение». Кроме того, Туркменистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, который тоже гарантирует свободу мысли, совести и вероисповедания.

Филип Брамли, главный юрисконсульт Свидетелей Иеговы, отметил:

«В Туркменистане все чаще можно столкнуться с несправедливостью со стороны властей, причем на всех уровнях. Полиция Туркменабада действовала незаконно и жестоко, устраивая облавы на мирных религиозных встречах, а судебные власти поощряли эти незаконные действия. Совершенно непонятно, почему Верховный суд Туркменистана не положил конец несправедливости, совершаемой в отношении Бахрама Хемдемова.

Свидетели Иеговы обращаются к правительству Туркменистана с просьбой зарегистрировать их организацию законным образом, разрешить их мирную религиозную деятельность и прекратить преследования верующих, которые наблюдались в начале этого года. Мы просим правительство страны позволить Бахраму Хемдемову вернуться к своей семье.

Свидетели Иеговы признательны правительству Туркменистана за то, что ранее оно освободило заключенных, тем самым восстановив справедливость. Таким же образом правительству страны стоит рассмотреть вопрос о скорейшем освобождении Бахрама Хемдемова и способствовать большей религиозной терпимости».