Бывший следователь КГБ откровенно рассказал о своей работе в качестве следователя КГБ в 50-60-е годы. Приводим отрывок из его воспоминаний в сокращении и с небольшими изменениями.
"Я прошел годичный курс подготовки в спецшколе МГБ СССР в Ленинграде, с 48-го находился в одном из оперативных подразделений в Москве, затем в Томске, а с 52-го — в следственном отделе УКГБ по Томской области. В 53-м окончил Всесоюзный юридический заочный институт в Новосибирске.
Действовал соответственно той общественно-политической обстановке, которая выпала на мою долю. Вины своей в проведении репрессивных действий по делам, которые мне довелось вести в 50-х годах, не вижу. Подход к квалификации состава преступления по антисоветской агитации в стране трактовался нам свыше, при Сталине — в одной плоскости, при Хрущеве — в другой. Обвинение строилось на основании имевшихся доказательств, и не было нужды измышлять те или иные факты обвинения. В практике следственной работы в мой период не применялись методы физического воздействия на обвиняемых.
- По отношению к сектантам-иеговистам, чувствую, что имели место перегибы в оценке их общественной опасности
- Морально я чувствую себя неловко, но осознаю, что иначе я тогда поступать не мог
В 1953-1956 годах внимание КГБ обратилось на Свидетелей Иеговы из числа спецпереселенцев из Молдавии, проживающих в районах Томской области. Оперативный отдел Управления КГБ вел разработки по этой категории людей.
С позиции того времени представлялось, что Свидетели Иеговы противодействовали общественно-политическим мероприятиям, проводимым в стране. Они отказывались от службы в Советской армии, от подписи на госзаем, от участия в выборах. Деятельность верующих действительно носила организованный, конспиративный характер. При арестах активных участников было изъято много литературы, издаваемой за рубежом, например, журнал «Башня Стражи», самодельная типография и другие доказательства.
Всего в течение трех-четырех лет было арестовано свыше 30 человек. Мне пришлось вести расследование по некоторым делам. Для того чтобы доказать реакционный и антисоветский характер их деятельности, по делам проводилась идеологическая экспертиза, которая делала свои выводы из анализа изъятой у верующих литературы и переписки.
Как правило, все обвиняемые не отрицали своей причастности к организации Бога Иеговы и работы по распространению своего вероучения. Для проведения экспертизы привлекались видные ученые томских вузов. Все дела рассматривались затем Томским областным судом, и, как правило, каждый из обвиняемых приговаривался к 25 годам лагерей.
- Рассматривая дела Свидетелей Иеговы с позиций сегодняшнего дня, конечно, принимаемые тогда к верующим меры можно считать слишком суровыми
https://tv2.today/