Какова сегодня цена за веру? Суд в Орле оштрафовал Свидетеля Иеговы на 5 000 долларов

Железнодорожный районный суд г. Орла признал сегодня уже второго из местных Свидетелей Иеговы виновным по виртуальной статье «Экстремизм». Сергей Скрынников, школьный учитель физкультуры, участвовал в богослужениях, а раз так, то, по мнению суда, он виновен в «участии в деятельности экстремистской организации» (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ). Прокуратура просила для Скрынникова 3 года колонии плюс 1 год ограничения перемещения.

Подсудимый превратил свое последнее слово в 7-минутную проповедь, вызвавшую слезы на глазах присутствовавших в зале. Начав с истории гонений на Свидетелей Иеговы в СССР, он привел цитаты из Библии и заявил, что проповедь в тюрьме считает новым назначением от Бога, которое принимает с радостью. «Сегодня открывается новая дверь для служения в принципиально новых обстоятельствах и новых местах. Ведь для Свидетелей Иеговы благовествовать в новых местах – это большая честь», – сказал он.

Однако судья Глеб Носков, видимо, по-своему вспомнил о христианских добродетелях и удостоил верующего практически минимального наказания, возможного по данной статье. В отличие от Денниса Кристенсена, получившего 6 с половиной лет колонии, Скрынникову предстоит выплатить штраф в размере 350 000 рублей (если дело не будет пересмотрено). Это близко к нижней границе штрафа по данной статье (300-600 тысяч). Также по ней предусмотрено от 1 до 4 лет принудительных работ или от 2 до 6 лет лишения свободы. Но это более мягкая статья, чем у датчанина – часть 1 ст. 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации»).

Примечательно, что суд отклонил обвинения прокуратуры в том, что подсудимый призывал к разрушению семьи и свержению власти. Судья Носков нашел эти обвинения «надуманными», что довольно смело с его стороны. Популярный миф о том, что Свидетели Иеговы разрушают семьи, не нашел поддержки даже в российском суде образца 2019 года, максимально предвзятом по отношению к религиозным меньшинствам и уже имеющем опыт отправки их за решетку. В 2010 году Европейский суд по правам человека тоже пришел к выводу, что обвинения в разрушении Свидетелями Иеговы семей голословны.

В деле Скрынникова, как и Кристенсена, нет ни одного потерпевшего или жертвы. Не обнаружены ни разрушенные семьи, ни отобранные квартиры – ничего, о чем вещают антисектантские сайты. «Я никого не убил, никого не ограбил, ни у кого ничего не украл, ни с кем даже не поругался. Об этом свидетельствуют справки из сельской администрации и от участкового инспектора», – сказал верующий в своем последнем слове. Прокуратура не смогла этому возразить. Но сегодня эти обстоятельства при определенных условиях могут не помешать признать человека виновным по серьезной уголовной статье (а экстремизм относится к числу тяжких преступлений).

Дела Скрынникова и Кристенсена в очередной раз показывают, что защиты от государственной машины пропаганды экстремизма на ровном месте в России не существует. Если гражданину «не повезло» с религией, то государственная машина, вместо того чтобы защитить его доброе имя, сделает все, чтобы заклеймить его экстремистом. А гражданин должен будет радоваться и благодарить, что отделался штрафом в пять тысяч долларов. Такова, видимо, минимальная цена за право верить в Бога не по указке сверху.

Антон Чивчалов

https://credo.press/