Новая религиозная политика в России вызывает ли доверие к власти

Мнение специалистов и экспертов Владимир Ряховский, адвокат, член Совета по правам человека при Президенте РФ.
Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
(приводится в сокращении).

Контролировать целый мир верующих, в котором ни полиция, ни прокуратура не разбираются, невозможно. Вместе с тем, можно создать видимость такого контроля.

В качестве такого рода акции устрашения был воспринят запрет Свидетелей Иеговы Верховным судом РФ 20 апреля 2017 года. Формально суд ликвидировал все их подразделения, но само религиозное мировоззрение Свидетелей Иеговы не было признано экстремистским и не было запрещено.


Многие российские граждане,... о самом запрете Управленческого центра скоро бы забыли. Но у подобных решений всегда есть правовые последствия: уже существуют уголовные дела против российских граждан за проведение молитвенных собраний и чтение Библии в их переводе. Психологическое воздействие подобной советской практики дел против верующих на другие конфессии и движения – депрессивное (аналогичные проблемы возникали у мусульман, а теперь и у некоторых групп протестантов).

Кульминацией регулирования миссионерской деятельности стало принятия Закона Яровой и его широкое применение с 2016 года – несколько сотен дел, около 4 млн рублей штрафов собраны государством с верующих и с религиозных объединений.

Практика по Закону Яровой разрушила фундаментальный принцип, заложенный в Конституции РФ: право граждан собираться вместе, исповедовать и распространять свои убеждения беспрепятственно. Теперь любую встречу с молитвой и чтением Писания силовые структуры и суды считают «религиозной группой», которая обязана доложить о себе органам власти и получить документ. Под угрозой право верующих проводить богослужения в частных домах, к чему многие группы верующих привыкли еще со страшных советских времен.

Проверки разных силовых и несиловых структур, особенно бесцеремонные в неправославных церквях, подорвали всякое доверие к органам власти, которые воспринимаются верующими как угроза для религиозной жизни. Простые примеры – в десятках случаев дел, возбужденных по «Закону Яровой», после богослужений появлялся неверующий незнакомец, обычно, с видеокамерой, и вдруг заявлял о том, что он подвергся «незаконному миссионерству».  Совершенно очевидно, что такого рода политику трудно назвать «регулированием», так как она приводит к прямо противоположному эффекту.

http://www.sclj.ru/