Выступление Максима Новакова перед Верховным судом России


26-минутное выступление юриста в прениях на историческом судебном процессе о запрете Свидетелей Иеговы. «Самая опасная форма экстремизма — это волна преследований верующих граждан только за то, что они поклоняются Богу»,— отметил Новаков.


Уважаемый суд! Уважаемые участники процесса!

Во-первых, мне бы хотелось выразить благодарность суду и аппарату суда за уважительное отношение не только к представителям Управленческого центра, но и к Свидетелям Иеговы, которые собирались в зале в течение всех шести дней судебных заседаний. И мы надеемся, что аппарат суда в ответ тоже увидел добрую реакцию Свидетелей Иеговы, которых Минюст пытается признать экстремистами.

Уважаемый суд, я хочу обратить внимание на четыре основных раздела в своих прениях.

Первый. К каким последствиям приведет ликвидация Управленческого центра?

Управленческому центру уже известны факты нарушения прав верующих, которые при этом не имеют никакого отношения ни к самому центру, ни к местным религиозным организациям. Это нарушения прав, с которыми верующие столкнулись уже после приостановления деятельности Управленческого центра, начиная от срывов мирных богослужений и заканчивая угрозами в адрес обычных верующих граждан — привлечь к уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они не прекратят вести любую религиозную деятельность. Эти угрозы выражены в форме актов прокурорского реагирования.

Возможное решение суда о ликвидации Управленческого центра — к каким последствиям оно приведет? Это породит еще более трагичные последствия для всех верующих граждан, Свидетелей Иеговы в России, вплоть до признания их экстремистами. И из этого статуса «экстремистов» будет вытекать повсеместное применение насилия по отношению к Свидетелям Иеговы. Начиная от срывов богослужений, что уже сейчас регулярно происходит, от порчи имущества, нападения толпы и заканчивая причинением тяжкого вреда здоровью и убийствами мирных верующих граждан. И все это прямое следствие обращения Министерства юстиции в Верховный суд Российской Федерации.

Мы убеждены, что на любом международном уровне такие действия органов государственной власти Российской Федерации, в первую очередь Министерства юстиции, вызовут отношение к этим органам как к преследующим верующих граждан по надуманным основаниям и как попустительствующим в применении насильственных действий в отношении верующих людей (это цитата Европейского суда по правам человека).

Министерство юстиции Российской Федерации сегодня пояснило, что есть разные формы экстремизма. Так вот, самая опасная форма экстремизма — это волна преследований верующих граждан только за то, что они поклоняются Богу. Проявление этой опасной формы экстремизма — это политические репрессии, которые вошли в новую стадию после обращения в суд Министерства юстиции с иском о ликвидации Управленческого центра.

Второй момент, на который хочу обратить внимание,— это вероучение Свидетелей Иеговы.

Содержит ли оно признаки экстремизма в соответствии с законом? Призывает ли оно к осуществлению экстремистских действий и имеет ли Управленческий центр своей целью осуществление экстремистских действий? Должны ли мы рассматривать эти вопросы?

Верховный суд 19 июня 2013 года по делу в отношении религиозной группы «Эллэ Аят» прямо указал на это. Он прямо указал, что само по себе вероучение, которое исповедуется определенной группой граждан на территории Новосибирской области, не содержит перечисленных с точки зрения закона признаков экстремизма, не призывает к осуществлению экстремистских действий. Такова позиция Верховного суда. Обязанность суда — проверить, на что направлено вероучение Свидетелей Иеговы, содержит ли оно подобные признаки экстремистской деятельности.

Уважаемый суд, также, исходя из законодательного определения понятия «экстремизм», из статьи первой закона «О противодействии экстремистской деятельности» и пункта седьмого Постановления Пленума № 11, следует вывод: необходимо проверять, на что же направлено вероучение Свидетелей Иеговы и содержит ли оно подобные признаки экстремистской деятельности? Поэтому мы хотим обратить внимание на эти учения, исходя из законодательного определения экстремистской деятельности. Итак, если Пленум Верховного суда рассматривает пункт седьмой и статью первую закона «О противодействии экстремистской деятельности», то следует вывод, что любая экстремистская деятельность имеет две составляющие: объективную — это призывы, побуждения и конкретные действия, и субъективную — умысел или цель на осуществление экстремистской деятельности.

В рамках настоящего дела мы установили, что нет ни того ни другого, ни объективной стороны экстремистской деятельности Управленческого центра, ни субъективной стороны, целей или умыслов на осуществление такой деятельности. Ни того ни другого нет. А что делает Минюст, осознавая, что нет ни того ни другого? А Минюст, выходя за пределы предмета доказывания, пытается незаконно подвергнуть сомнению легитимность вероучения Свидетелей Иеговы. И поэтому поднимает вопросы об образовании, крови, хотя многие юристы понимают, что эти вопросы никакого отношения к экстремистской деятельности не имеют. Но Минюст поднимает эти вопросы.

Причем это незаконно еще и потому что проверка Минюста в отношении Управленческого центра уже была завершена. Минюст по результатам проверки обратился в Верховный суд Российской Федерации, но незаконно продолжает проверку путем сбора новых доказательств.

Данное обстоятельство, мы убеждены, указывает на одно — на факт политических репрессий, на намерение Минюста под любым предлогом запретить религию Свидетелей Иеговы в России.

При этом, что касается легитимности вероучений — как раз второго раздела моих прений в отношении того, содержит ли вероучение признаки экстремистской деятельности,— здесь необходимо отметить следующее: легитимность вероучений Свидетелей Иеговы неоднократно, и на международном уровне, и внутри Российской Федерации уже подвергалась проверке, и эта легитимность признавалась.

Так вот, например в 2004 году община Свидетелей Иеговы в Москве была ликвидирована по надуманным, мнимым основаниям, как раз связанным с вероучением Свидетелей Иеговы. И это несмотря на то, что Свидетели Иеговы занимают правильную позицию в отношении выбора лучших методов лечения, несмотря на то что они применяют библейские принципы в семейной жизни, суть которых сводится к тому, что муж должен любить свою жену, а жена глубоко уважать мужа (Послание к Эфесянам, пятая глава). И в 2010 году Европейский суд по правам человека дал объективную оценку религиозным убеждениям Свидетелей Иеговы.

В 2015 году государство в лице Управления Министерства юстиции Российской Федерации признало это и официально зарегистрировало общину Свидетелей Иеговы в Москве, которую сейчас, спустя два года, Управление Министерства юстиции снова просит ликвидировать, но уже по еще более нелогичным основаниям.

Почему более нелогичным? Теперь Минюст не только подвергает сомнению легитимность вероучения Свидетелей Иеговы, но и, как написано в Священном Писании, «горе тем, кто называет добро злом и зло добром, кто выдает тьму за свет и свет за тьму, горькое за сладкое и сладкое за горькое». Более того, истец экстремистами называет миролюбивых, любящих своих ближних людей, чьи единоверцы за свой отказ брать в руки оружие сидели в нацистских концлагерях за отказ превозносить одну расу над другой или, например, признавать «спасителем» Гитлера. Их единоверцы сидели за эти убеждения в нацистских концлагерях, а теперь Министерство юстиции называет их экстремистами и требует привлекать к уголовной ответственности.

Мы полагаем, что ссылки на так называемые «новые факты» экстремистской деятельности унижают Свидетелей Иеговы, потому что обвиняют их во лжи. И в этом отношении хочется объяснить почему. У нас нет оснований не доверять Свидетелям Иеговы на местах, которые заявляют, что не хранят экстремистские материалы. Они пишут обращения, жалобы как раз на подбросы и заявляют, что в богослужебных помещениях нет экстремистских материалов.

Верить или не верить этим людям на местах — Свидетелям Иеговы? Кажется, что есть две причины, почему необходимо верить. Первая причина — это неопровержимые доказательства. Это [показывает суду объемную папку] далеко не все доказательства фальсификации. Минюст говорит, что это «отчаянная попытка» — назвать эти факты фальсификацией. Это не «отчаянная попытка», это факты! А Минюст отказался проверять эти факты, он просто ссылается на судебные акты, на эту «шкатулочку» с закрытой крышкой, и не хочет открывать, а там много грязи, грязных фальсификаций и провокаций.

Но не менее важная причина, чем эти доказательства, — это то, что Свидетели Иеговы следуют библейской заповеди «во всем хотим вести себя честно». Они высоконравственные люди. Если они говорят, что они не хранят экстремистских материалов и не распространяют, у нас нет оснований им не доверять.

Поэтому такие обвинения во лжи, на наш взгляд, являются унижающими человеческое достоинство всех Свидетелей Иеговы в России. В некоторых из дел, административных правонарушений, были проведены специальные психофизиологические исследования. И к чему эти психофизиологические исследования сводились? Результат этих исследований? Они установили, что Свидетели говорят правду, что для Свидетеля Иеговы говорить правду это совершенно естественно. В одном случае эксперт прямо сказал, что мы таких честных людей не встречали. «Честные ваши товарищи»,— сказали они о Свидетелях Иеговы. И детектор лжи, который они там проходят, указывает, что они реально ничего никому не распространяют и не хранят экстремистские материалы. И поэтому эта библейская заповедь «вести себя честно» — это, наверное, главное доказательство того, что они не хранят никаких экстремистских материалов и не распространяют.

Третий раздел в моих прениях, это основной раздел, в отношении так называемых «новых фактов». Отсутствие доказательств экстремистской деятельности, наличие доказательств провокации. И с точки зрения ответа на вопрос, являются ли меры, которые принимает Управленческий центр для противодействия экстремистской деятельности, эффективными?

Первое, что хочется сказать в этом разделе, что нет абсолютно никаких допустимых доказательств хранения и распространения местными религиозными организациями хотя бы одной публикации из «обнаруженных» в результате тех фальсификаций. Ни одного доказательства нет. Но учитывая суровость санкции, крайнюю степень ответственности в данном деле для Управленческого центра и законодательное определение экстремистской деятельности, которое включает в себя массовое распространение экстремистских материалов, учитывая все это, такие доказательства просто необходимы для принятия решения о ликвидации Управленческого центра.

Как себе эту ситуацию представляет Министерство юстиции, исходя из искового заявления? Как это представлено в заявлении истца, любой желающий, причем это происходит массово, может прийти в богослужебное помещение Свидетелей Иеговы и попросить или просто взять литературу из Федерального списка. Располагая такой «информацией», ни сотрудники ФСБ, ни полиции почему-то не могут предоставить документально зафиксированные доказательства такой передачи.

И нас Минюст пытается обвинить в чем? В том, что Свидетели Иеговы массово, причем первым встречным, распространяют экстремистскую литературу. Должна быть объективная фиксация таких действий, а ее снова нет. Нет не одного факта передачи литературы из Списка путем объективной фиксации. Нет материалов скрытой аудио- и видеозаписи.

Что получается? Получается, при данных применениях, приобретших характер «эпидемии», схемы незаконного привлечения местных религиозных организаций к ответственности с целью их последующей ликвидации, так называемые «свидетельские» показания (на самом деле заведомо ложные показания лжесвидетелей) не только не являются достаточными, но даже объективные данные — сами предметы, которые, якобы, этим свидетелям передавались, несмотря на ходатайство о проведении судебно-технической экспертизы на предмет отсутствия отпечатков пальцев, просто уничтожались. А после того как вступает в законную силу судебный акт, то эти важнейшие вещественные доказательства, на которых, мы убеждены, нет отпечатков Свидетелей Иеговы, эти вещественные доказательства просто уничтожаются.

Свыше 175 000 российских граждан, которые регулярно посещают богослужения Свидетелей Иеговы в России, могут подтвердить, что неоднократно, публично, со сцены, делались объявления о недопустимости распространения экстремистских материалов и принесения их в места проведения богослужений.

Более того, учитывая участившиеся случаи подлогов, о которых известно многим (это уже общеизвестный факт, что производится фальсификация в отношении Свидетелей Иеговы), вот эти участившиеся случаи подбросов, верующие Свидетели Иеговы перед каждой богослужебной встречей и после нее проводят тщательный осмотр. Для чего? Для того чтобы избежать провокаций, потому что часто отдельные недобросовестные сотрудники правоохранительных органов и их агенты подкладывают эти экстремистские материалы.

Поэтому, если какое-либо лицо просто попросит у кого-либо из Свидетелей Иеговы литературу из Списка, то ему не только будет отказано, такое лицо будут избегать как агента, как лицо, которое специально внедрено в религиозную группу Свидетелей Иеговы, чтобы потом нанести вред репутации Свидетелей Иеговы.

Эти обстоятельства можно очень легко проверить эмпирическим методом. Можно в любой день недели посетить любую встречу Свидетелей Иеговы в любом городе, в любом поселке, и мы установим одно: публикации из Списка не будут ни изучаться, ни предлагаться. Или можно поступить по-другому, можно просто проверить реакцию Свидетеля Иеговы, если попросить у него литературу из Списка. Реакция Свидетеля Иеговы — это будет лучшее доказательство того, что они не хранят и не распространяют экстремистские материалы.

Тем не менее, как законопослушные граждане, Свидетели Иеговы послушно мирятся с уже имеющимися ограничениями. В течение двух лет они не получают никакой литературы. Мы исследовали в томе двадцать первом апелляционное определение судебной коллегии Ленинградского областного суда, где установлен факт, что в течение уже двух лет никакая литература не ввозится. Они вообще прекратили использование этой литературы. Почему? Свидетелям Иеговы достаточно только Библии, потому что для них Библия — это вдохновленное Слово Бога, как написано во втором послании Тимофею, третьей главе.

Поэтому верующие не используют и не распространяют вообще никакие экстремистские материалы. И тем не менее находятся и лжесвидетели, и литература, которая удивительным образом появляется в богослужебных помещениях именно в момент прибытия сотрудников полиции.

Кажется, что уже только понимания абсурдности данной ситуации достаточно для установления истины по делу. Или выходит, что Свидетели Иеговы какие-то неадекватные люди, которые месяцами и годами доказывают свою невиновность, пишут жалобы, предпринимают больше мер, направленных на недопущение хранения и распространения экстремистских материалов, и при этом продолжают хранить экстремистские материалы, и не где-нибудь, а в богослужебном помещении, в нескольких экземплярах, в свободном доступе! В богослужебном помещении, которым они так дорожат, в нем они соблюдают библейскую заповедь встречаться вместе для духовного ободрения. Парадоксально, но из искового заявления Минюста следует этот нелогичный вывод.

Итак, в отличие от сотрудников полиции и ФСБ, которые не могут представить никакие средства объективной фиксации (документально зафиксированные записи, видео-, аудиозаписи передачи Свидетелями Иеговы публикаций из Списка), Управленческий центр в адрес суда предоставил такие видеозаписи подброса и попыток подброса экстремистских материалов либо сотрудниками полиции, либо их агентами.

Это свидетельствует о следующем, это очень важный вывод в моих прениях: меры, которые принимает Управленческий центр для противодействия экстремистской деятельности, оказываются очень эффективными. Об этом свидетельствуют обстоятельства вышеизложенных подбросов, сотрудники полиции и ФСБ применяют грубую физическую силу, находят лжесвидетелей, только для того, чтобы подложить хотя бы несколько запрещенных публикаций в богослужебное помещение Свидетелей Иеговы. И при этом сами сотрудники не остаются незамеченными. Часто видеокамеры их фиксируют.

Данное обстоятельство является очень хорошей, очень высокой оценкой эффективности мер, которые принимаются Свидетелями Иеговы для недопущения хранения и использования экстремистских материалов.

Отвечая на вопрос об эффективности мер, хочется связать этот вопрос с репрессиями, которые устраивает Министерство юстиции. Удивительно, в 2002 году был принят закон о противодействии экстремисткой деятельности, до 2009 года ничего не вносилось, никакие публикации Свидетелей Иеговы не вносились Список. В 2009 году стали вноситься, причем не массово, всего лишь 0,01 % литературы Свидетелей Иеговы попала в этот Федеральный список экстремистских материалов. До 2014 года никаких дел не возбуждалось по административным правонарушениям. Но в 2014 году вдруг началось массовое возбуждение дел об административных правонарушениях с одной-единственной целью — потом ликвидировать местные религиозные организации.

Говоря о внесении в Список экстремистских материалов публикаций Свидетелей Иеговы, стоит отметить, что суды уже сами запутались. По одним и тем же публикациям они выносят противоположные решения. Один суд говорит, что нет здесь признаков экстремизма, а другой каким-то образом устанавливает признаки экстремизма.

В отношении фактов фальсификации, очень жаль, что Министерство юстиции не изучило материалы тех дел об административных правонарушениях, на которые сейчас ссылается. Очень жаль, что в цинизме обвиняют Свидетелей Иеговы. Такое обвинение в цинизме мы считаем неэтичным, особенно в адрес Свидетелей Иеговы. Что такое цинизм?

Мы полагаем, что цинизм — это когда Минюст на некоторые вопросы суда отвечает, что «мы не проверяли местные религиозные организации, потому что это отдельные юридические лица, поэтому проверяли только Управленческий центр». Но потом Минюст в судебном заседании заявляет, что МРО — это «структурные подразделения».

Цинизм это, например, то, что Минюст отказывается привлекать Управленческий центр к делам о запрете литературы, со ссылкой на то, что дела не затрагивают его права и законные интересы, а потом именно за это судит Управленческий центр.

Цинизм это то, что намного более жесткие по-настоящему экстремистские высказывания в адрес Свидетелей Иеговы воспринимаются Минюстом как обычная критика.

Или цинизм в том, что Минюст на некоторые вопросы отвечает: «Это не предусмотрено законом» (это так, потому что мы находимся в публично-правовой сфере отношений, а публично-правовая сфера отношений характеризуется принципом, что все запрещено, кроме того, что прямо разрешено), но потом на другие вопросы, в том числе и суда, Минюст говорит: «Это же не запрещено», «Мы хотим думать, что это структурное подразделение».

Мы полагаем, если говорить о цинизме, то цинизм это умалчивание о фактах фальсификации в станице Незлобной, в городе Севастополе, в иных городах, даже в так называемых десяти «новых фактах». А в чем разница между Незлобной, Севастополем и этими десятью «новыми фактами»? А разница только в том, что в Незлобной и в Севастополе зафиксировали на камеры видеонаблюдения действия сотрудников полиции, а в этих десяти «новых фактах» не зафиксировали. Разница только в этом.

Полагаем, что по Снежногорску (вчера мы коротко обратили на это внимание) — Разве это не цинизм? — ссылаться на постановление, которое не вступило в силу, а потом, оказывается, что есть решение областного суда об отмене и прекращении производства по этому делу. Мы полагаем, что вот эти действия Министерства юстиции направлены на введение суда в заблуждение относительно обстоятельств дела.

И последний раздел прений, который я хотел озвучить,— вопрос о том, допустима ли ликвидация Управленческого центра на основании провокаций, фальсификаций и подлога с точки зрения того, на что направлено вероучение Свидетелей Иеговы? Иными словами вопрос о соразмерности и допустимости ликвидации.

Говоря о действиях Министерства юстиции, мы приходим к выводу о том, что это политически мотивированное преследование, цель которого — ограничить право граждан Российской Федерации на свободу совести и вероисповедования.

Но такие преследования не сломят веру Свидетелей Иеговы в добро, потому что они следуют тому, что записано в Библии: «Все, желающие жить, проявляя преданность Богу во Христе Иисусе, будут преследуемы» (Второе послание к Тимофею, третья глава). Иисусу Христу, который претерпел самый несправедливый суд в мире с привлечением лжесвидетелей и, по сути, с обвинениями в экстремизме, принадлежат такие слова: «Узки ворота и тесна дорога, ведущая к жизни, и немногие находят ее» (Евангелие от Матфея, седьмая глава). Такое преследование вселит в этих людей, которые собрались в этом зале, еще большее желание идти по этой «тесной» дороге поклонения Богу.

Исходя из учений Свидетелей Иеговы, говоря как раз о соразмерности этой крайней меры в виде ликвидации Управленческого центра, мы хотим отметить следующее, что несмотря на это преследование, в отличие от некоторых социальных групп и формирований, Свидетели Иеговы не будут озлоблены, это не вызовет негативную реакцию. Каким будет их ответ? Их религиозное воспитание и обучение будет и дальше побуждать их обращаться в молитве за власть имущих, в том числе за представителей Министерства юстиции, независимо от того, как последние к ним относятся. Почему они так будут делать? Они послушны словам Иисуса Христа, который сказал: «А я говорю вам: не переставайте любить своих врагов и молиться за тех, кто вас преследует». Не только на деле, но даже в уме и сердце Свидетели Иеговы, не допускают проявлений ненависти, экстремизма. Почему они ведут себя так странно с точки зрения морали современного общества, которая побуждает никогда никому не уступать, мстить? Потому что в Библии прямо написано: «Не мстите за себя, дорогие».

Говоря об обстоятельствах настоящего дела, Свидетели Иеговы уверены, что их будущее не находится в руках судей Верховного суда Российской Федерации или Европейского суда по правам человека. Они свое упование возложили на наивысшего Судью — Гаранта абсолютной справедливости. Они уверены, что наивысший Судья восстановит справедливость и каждому воздаст по его делам. Потому что написано: «Все мы предстанем перед судебным престолом Бога… каждый из нас за себя даст отчет Богу».

Возложив свое упование на Бога, они не стремятся изменить систему миропорядка, в которой живут, даже несмотря на то что сталкиваются с вопиющей несправедливостью. И они не будут использовать для этого никакие социальные, политические или иные инструменты. Они соблюдают библейскую заповедь о необходимости подчинения высшим властям, потому что «нет власти не от Бога». А что они понимают под высшими властями? Светскую власть, в том числе судебную власть. И таких людей Министерство юстиции просит признать экстремистами? Попытка признать Свидетелей Иеговы экстремистами — это и есть опасная форма экстремизма, потому что это уже породило волну преследований миролюбивых граждан и породит еще большую волну преследований, если кто-то исповедует религию Свидетелей Иеговы.

Свидетели Иеговы верят в суд, в правосудие, здравомыслие, торжество здравого смысла. И мы надеемся, что Верховный суд Российской Федерации вынесет решение, которое будет отличаться своей беспристрастностью и объективностью. Подобно тому как Конституционный суд в декабре 2012 года вынес Постановление в пользу Свидетелей Иеговы в Татарстане или как Верховный суд в апреле 2016 года по схожему делу вынес решение в пользу Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в Тюмени.

После принятия Конституции России в 1993 году мы стали жить в правовом государстве. Оно отличается от государства 1937 года, которое приняло самую лучшую, на тот момент, в мире Конституцию, но только по содержанию, перечню декларируемых прав и свобод, не более того. И уже 23 года в России непосредственно действует новая Конституция, в которой закреплено фундаментальное право на свободу совести и вероисповедания, право на свободу объединений, право на государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод.

В конце я хотел бы процитировать слова одного из судей Верховного суда. Демократические свободы — это «необходимое условие реализации принципа верховенства права и функционирования правового государства в целом». Эти слова датируются июнем 2015 года. И мы уверены, что за прошедшие с момента написания этих слов два года, фундаментальность свободы совести и вероисповедания не утратили своей значимости. Мы надеемся, что это решение будет реально соответствовать уровню закрепленных в Конституции Российской Федерации  прав и свобод.

На основании вышеизложенного просим в удовлетворении административного искового заявления Министерства юстиции Российской Федерации отказать в полном объеме.