Точка зрения: Выступление главного редактора Портала-CREDO.ru А.Солдатова

Выступление главного редактора Портала-CREDO.ru А.Солдатова на праздновании 40-летия Московской Хельсинской группы (приводится в сокращении)

Дорогая Людмила Михайловна, уважаемые дамы и господа!

Московская Хельсинкская группа традиционно уделяла внимание защите прав верующих, которые подвергались открытым гонениям за свои убеждения как в Советском Союзе, так и в современной России. 


Причем современное положение осложняется тем, что государство уже не является анти-, или внерелигиозным, напротив – оно всячески опекает так называемые «традиционные конфессии», ограничивая все остальные. Хотя по Конституции, РФ мировоззренчески нейтральна и признает равные права всех религиозных объединений, но уже в законе о свободе совести 1997 года провозглашается некое особое положение православия, ислама, иудаизма и буддизма. Представители этих т.н. «традиционных» религий состоят в разных квазигосударственных и общественных структурах, имеющих доступ к распределению бюджетных средств.

Правоприменительная практика и политическая реальность таковы, что Кремль, суды, силовые органы и местные чиновники прямо вмешиваются в религиозную жизнь граждан, выделяют деньги налогоплательщиков одним религиозным организациям и безосновательно лишают регистрации другие, оперируют оскорбительными терминами «секта» или «раскол», по ничтожнейшим поводам «защищают» религиозные чувства последователей Московской патриархии и грубейшим образом оскорбляют религиозные чувства инаковерующих. По сути, современная России обладает рядом существенных черт клерикального государства, в общей репрессивной политике которого четко выделяется подгруппа репрессий по признаку религии, веры. (В данном случае я рассматриваю и атеизм как одну из вер, последователи которой стали подвергаться репрессиям.)

В последние годы в уголовный и административный кодексы был внесен ряд статей, подводящих новую юридическую базу под преследования за веру. В первую очередь, это 148-я статье УК – «оскорбление чувств верующих», появившаяся по итогам дела «Пусси райот». Классифицирующие признаки в этой статье настолько неопределенны, что под ее действие подпадает любой гражданин. Например, в Ставрополе по этой статье возбуждено уголовное дело и идет судебный процесс над атеистом Виктором Красновым только потому, что он оставил в социальной сети реплику «БоХа нет». Излюбленными правоохранителями статьями для преследования за убеждения являются 280-я и 282-я статьи УК РФ – разжигание ненависти или вражды, и экстремистская деятельность. Масла в огонь подливает особый закон «О противодействии экстремистской деятельности», который также страдает такой правовой неопределенностью, что под его действие можно подвести большинство, если не всех, граждан.

Хотелось бы выделить несколько «групп риска», члены которых наиболее часто подвергаются репрессиям за свою веру. Примечательно, что некоторые из этих групп исповедуют вполне «традиционные» православие или ислам, но делают это за рамками тех конфессиональных структур, которые имеют репутацию «государственных» или прокремлевских. Это значит, что даже классическое дискриминационное деление религий на «традиционные» и «нетрадиционные» в РФ не работает, государственный клерикализм зашел еще дальше.

Первую значительную «группу риска» составляют мусульмане...
Вторая группа риска – Свидетели Иеговы, которых власть опасается из-за подчеркнутой аполитичности (отказ от службы в армии, участия в выборах, различных клятв, присяг, почитания госсимволов, госпраздников и т.п.). В СССР их именовали не иначе как «антисоветской изуверской сектой», а в Третьем Рейхе сажали в концлагеря. В случае со Свидетелями Иеговы российские власти отказываются исполнять решения ЕСПЧ (прецедент!), уголовно преследуют их за коллективные молитву и чтение Библии (Таганрог), десятками ликвидируют их местные организации, подбрасывая им «экстремистскую литературу», каковой признаны почти все их журналы и брошюры. Угроза нависла над Управляющим центром СИ, а Выборгский суд на полном серьезе рассматривает дело о «признании экстремистской» всей Библии целиком – только потому, что это новый перевод Свидетелей Иеговы. И это несмотря на распиаренный российскими СМИ .. закон конца 2015 г. о запрете признавать «экстремистскими» священные писания. 

http://www.religiopolis.org/